Цифровые аватары, виртуальные помощники и научные прорывы: в какое будущее мы идем?
Развитие технологий и искусственного интеллекта уже привело к изменениям в привычных бизнес-процессах и повседневной жизни. Становится очевидно, что наше будущее будет цифровым.
DK.RU побывал на конференции «МТС платформа 2024» и, используя материалы с мероприятия и данные из открытых источников, сделал подборку интересных трендов о грядущем цифровом будущем.
Тренд №1: синергия науки и технологий
В последние несколько лет наука совершила качественный рывок благодаря возможности цифровых систем обрабатывать большие массивы данных. Радикальные изменения претерпела и сама природа инновационной деятельности. Ускорился инновационный цикл, широкое распространение получили парадигма открытых исследований (англ. — open innovation) и концепция со-производства научных и традиционных знаний. Об этом напомнил первый проректор Национального исследовательского университета НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Леонид Гохберг. Его выступление стало частью большой конференции «МТС платформа 2024».
Если ранее научную отрасль традиционно относили к сфере производства знаний, то сегодня можно смело утверждать, что наука превратилась в глобальную индустрию развития, за которой следует создание новых крупных отраслей экономики, — отметил Леонид Гохберг в своем выступлении.
Он добавил, что на базе ВШЭ появится магистратура по направлению «Исследования и предпринимательство в искусственном интеллекте». Она будет создана на факультете компьютерных наук.
Хорошим примером того, как цифровые технологии и искусственный интеллект меняют научную сферу, является открытие ученых из Петрозаводского государственного университета. Вместе с зарубежными коллегами они разработали алгоритм на базе ИИ, позволяющий оперативно определить, присутствует ли в организме человека инфекция SARS-CoV-2. Помимо этого, в России во время борьбы с пандемией COVID-19 впервые в мире была массово применена технология автоматической обработки данных компьютерной томографии (КТ) с помощью ИИ. Это позволило уменьшить время на анализ снимков и постановку диагноза в среднем на 30%.
Тренд №2: цифровые клоны
Современные ИТ-компании продолжают удивлять общественность новыми разработками и предлагают уже сейчас ознакомиться с возможностями цифрового будущего. Так, британская компания Delphi создает продукт, который сможет делать «цифровых клонов» людей. Разработка использует видео- и звукозаписи, PDF-файлы, изображения и другой контент для создания клона, на 100% похожего на человека. Такие аватары способны имитировать мимику, эмоции, манеру ведения диалога и даже логику своего прототипа. Применять их можно, к примеру, во время онлайн-совещаний.
Российские компании не отстают. В настоящее время специальное подразделение МТС — центр инноваций Future Crew — работает над созданием платформы, воспроизводящей аудиовизуальную копию человека.
Используя небольшой семпл видео и текста, всего от 10 до 30 секунд, любой желающий сможет получить в свое распоряжение цифровой аватар самого себя. В дальнейшем такой аватар сможет общаться со службами поддержки, объяснять дорогу курьерам, если вы блогер — отвечать вашим подписчиками в соцсетях, — рассказал вице-президент по стратегии и инновациям МТС Евгений Черешнев.
Тренд №3: умные помощники повсюду
Голосовые помощники стали частью повседневности. Об этом свидетельствуют данные продаж умных колонок с голосовыми ассистентами. В 2023 г. спрос на эти устройства среди россиян вырос более чем в 1,5 раза (на 65%). По данным компании «Марвел-дистрибуция», только с января по ноябрь 2023 г. в России было продано порядка 3,4 млн единиц этого товара.
Ассистенты живут не только в домах россиян, но и в телефонах. Уже сейчас голосовые помощники, разработанные крупными российскими компаниями, могут ответить практически на любые вопросы во время телефонного разговора, озвучить набранный пользователем текст и предупредить о возможном мошенничестве.
Внедрение цифрового помощника в такую, казалось бы, простую и привычную услугу, как голосовые вызовы, буквально открывает мобильную связь для пользователей с новой стороны. Впервые у абонента появится возможность управлять звонком и вести диалог в режиме реального времени без снятия трубки. Это удобно, например, если вы находитесь в театре и вам звонит курьер. Вместо того, чтобы сбросить звонок, вы можете договориться о деталях доставки и не менять свои планы, — рассказала первый вице-президент МТС по телекоммуникационному бизнесу Инесса Галактионова.
Она добавила, что в дальнейшем цифровой помощник обзаведется новыми функциями, например, сможет переводить разговор на разные языки в режиме онлайн и давать советы по общению
Тренд №4: ИИ для геймеров
Три миллиарда людей в мире регулярно играют в видеоигры в разных форматах. Каждый год игровые студии выпускают новые игры, бюджет которых легко посоревнуется с бюджетом лучших голливудских фильмов, к 2030 г. этот рынок вырастет до $470 млрд. Надо отметить, что игры сейчас создаются не только людьми. В 2020 году ИИ GameGAN с нуля воссоздал игру Pac-Man за четыре дня. А в авиасимуляторе Microsoft Flight Simulator с помощью нейросетей и данных карт Bing Maps удалось представить Землю, включая все страны, города и аэропорты.
Играть в современные компьютерные игры тоже затратное удовольствие. Необходимо мощное «железо», игровая приставка, телевизор или собранный компьютер с монитором. Некоторые компании, понимая запрос геймеров, начали предлагать рынку платформы туманного гейминга.
Платформа МТС Fog Play позволяет пользователям удаленно арендовать компьютер необходимой мощности и запускать «тяжелые» игры с высоким уровнем требований к задержке сигнала на гаджетах — ноутбуках и ПК, телевизорах и ТВ-приставках с Android TV. Максимальное поддерживаемое качество — разрешение 4K с частотой 60 fps. Пройденный прогресс автоматически сохраняется в облачном хранилище, в любой момент можно продолжить игру с места, на котором геймер остановился в последний раз. Играть можно с помощью любого игрового геймпада, также геймеры самостоятельно выбирают, к какому компьютеру хотят подключиться.
Автор текста Мария Коновалова.