Владимир Толкачев: «Мы предлагаем не просто перевозку груза, а комплекс услуг»
В декабре 1994 г. «Байкал Сервис» отправил свой первый груз – почтово-багажным поездом из Москвы в Иркутск. Первые автомобильные перевозки состоялись в 2002 г.
К своему 30-летнему юбилею транспортная компания «Байкал Сервис» подходит, имея 117 филиалов по всей России, 153 терминала обслуживания и порядка 50 тыс. населенных пунктов, в которые осуществляется доставка.
Генеральный директор компании Владимир Толкачев рассказывает о достижениях и проблемах юбиляра, актуальной ситуации на рынке автомобильных перевозок и, конечно же, о перспективах его дальнейшего развития.
— В 2022 г. на рынке автомобильных перевозок наблюдался спад, но затем ситуация нормализовалась. В результате ухода крупных международных компаний из России объемы перераспределились среди российских перевозчиков. В значительной степени грузопотоки переориентировались на южное и восточное направления. Прежде всего это Турция, Иран, Индия и Китай. На внутреннем рынке автоперевозок мы наблюдаем рост прежде всего за счет активизации рынка электронной коммерции и развития отечественной промышленности.
Насколько успешно «Байкал Сервис» адаптировался к новым реалиям?
— В нашей компании мы отмечаем положительную динамику и рост спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке. Если брать ситуацию в целом, то в 2023 г. по сравнению с предыдущим объемы перевозок сборных грузов увеличились на 15%. И, что самое главное, положительная динамика сохраняется.
Отдельно выделю развитие сегмента доставки в сфере электронной коммерции. В своей работе «Байкал Сервис» оперативно реагирует на меняющиеся условия рынка и потребности клиентов. Компания постоянно расширяет географию доставки, отслеживает изменения в правилах работы маркетплейсов, открытие новых распределительных центров. Так, с начала года была запущена доставка на новые склады Wildberries в Новосемейкино (Самарская область), Котовске (Тамбовская область), Ижевске, Барнауле, Волгограде и Челябинске.
Бурное развитие маркетплейсов — это же золотая жила для перевозчиков?
— Да, благодаря площадкам электронной торговли мы без работы точно не останемся. Работа с ними имеет свою специфику, потому что продавцы маркетплейсов везут самые разные товары: одежду, текстиль, аксессуары для электронной техники, автозапчасти, спортивное питание, косметику и многое другое. В то же время на онлайн-площадках растет спрос на крупногабаритные товары — от сантехники, автозапчастей до мебели.
Оправдывая вторую часть нашего названия, мы предлагаем маркетплейсам не просто перевозку груза из одной точки в другую, а комплекс сервисных услуг, в том числе упаковку, информационное сопровождение, решение вопросов по устранению ошибок со стороны поставщика при укладке/маркировке товара, перемаркировку груза, переформирование и верную укладку коробов, а при необходимости и дополнительную упаковку, а также выбор подходящего транспортного средства и оперативное решение возникающих вопросов в процессе доставки.
Если говорить о возможностях, которые предоставляют новые технологии, то «Байкал Сервис» и сам успешно их осваивает, перейдя на электронный документооборот.
— Переход на электронный документооборот упростил процесс взаимодействия между клиентами, партнерами и компанией, сделав его экономичнее, быстрее и прозрачнее, также он позволяет сохранить природные ресурсы. Любопытный штрих — за 2023 г., благодаря переходу на электронный документооборот, нам удалось сберечь более 600 деревьев, что сравнимо с целой рощей. Если перевести эти цифры в бумагу, то получится примерно 10 000 пачек.
Неюбилейный вопрос, но от него никуда не уйти. Объемы перевозок растут, а что с обеспеченностью техникой и кадрами?
— И техника, и кадры в большом дефиците. Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КамАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями. Отмечается рост предложений от китайских партнеров, но китайские грузовики выросли в цене как минимум на 50% с начала этого года. На стоимости техники негативно сказались изменение курса рубля по отношению к юаню, а также повышение с 1 августа 2023 г. в 1,7 раза ставки утилизационного сбора. Что касается магистральных тягачей отечественного производства, то, по нашим данным, рост их стоимости составил порядка 15%. По нашим прогнозам, стоимость тягачей продолжит расти как минимум в рамках текущей инфляции. А начиная со второго квартала 2024 г., вполне возможна и курсовая переоценка, связанная с ожиданием ослабления рубля.
Кстати, о китайских автомобилях. Насколько они приспособлены к условиям работы на дорогах России?
— При неправильной эксплуатации ломаться или не заводиться могут абсолютно любые автомобили, даже премиум-класса. Китайский автопром эффективен и гибок и наверняка улучшит и адаптирует свои марки не только для России, но и для других стран, где он уже значительно потеснил местных производителей. Я бы отметил, что наибольшим рискам выхода из строя подвержены электрокары, запас заряда которых при минусовых температурах может сокращаться.
В конце прошлого года была создана Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, среди учредителей которой был и «Байкал Сервис».
— Учредителями ассоциации стали двенадцать транспортно-логистических компаний, среди которых и мы. Она создана для объединения усилий в решении важнейших отраслевых вопросов, таких как снижение аварийности на дорогах, нехватка мощностей для доставки грузов и рост стоимости товаров из-за транспортных расходов. В ближайшей перспективе ассоциация планирует объединить компании с общим автопарком 100 тыс. транспортных средств и стать крупнейшей в отрасли.
Для решения проблемы дефицита водителей в отрасли на площадке ассоциации будет запущена серия проектов, создана платформа, объединяющая работодателей с потенциальными сотрудниками, а также первый в России Межрегиональный учебный центр для подготовки водителей категории «C» и «E».
Впереди у «Байкал Сервиса» 30-летний юбилей, но вам даже в силу специфики приходится всегда находится в движении. Какими вам видятся перспективы компании и рынка автоперевозок?
— Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится. При этом рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных складских площадей.
Продолжится и ориентация на южное и восточное направления. При этом дальнейшее выстраивание логистических цепочек неизбежно приведет к увеличению объемов международной торговли, и как следствие — к повышению спроса на услуги на рынке грузоперевозок. Рынок электронной коммерции по-прежнему останется важным драйвером для отрасли.
Если говорить о нашей компании, то для нас всегда в приоритете было и остается качество, а также доступность предоставляемых услуг. Несмотря на все существующие барьеры в отрасли, мы планируем и дальше развивать направление перевозок в сфере e-commerce, расширять географию присутствия компании, улучшать качество складских помещений наших филиалов по всей России, их эксплуатационные и технические характеристики. От этого напрямую зависят удобство и скорость обслуживания клиентов и обработки грузов.
Секрет долголетия и устойчивого развития нашей компании — это коллектив-единомышленников, в котором сотрудники по всей стране от Калининграда до Владивостока трудятся не по одному десятилетию. Для нас важно сохранить нашу команду, предложив им комфортные условия труда, возможности для профессионального роста и реализации.
Реклама. ООО "Байкал-Сервис ТК" erid: LjN8K5Qat