Давление со стороны ЕС. Производитель бытовой техники Hansa отказался от бизнеса в России
Участники рынка говорят, что санкции серьезно усложняют систему расчетов. Поэтому рано или поздно западные бренды вынуждены уходить из РФ, даже если это невыгодно.
Польский производитель холодильников, стиральных машин и прочей бытовой техники Hansa передал свой российский бизнес в управление дистрибутору бытовой техники ООО «Гипер», пишет «Коммерсант». Сделка была безденежной.
По словам одного из собеседников, производителю Hansa пришлось отказаться от российских активов и представительства в РФ из-за давления со стороны властей Польши и Евросоюза. В перспективе текущее юрлицо будет ликвидировано, а сотрудников переведут в ООО «Гипер».
Для Hansa российский рынок бытовой техники был одним из основных, прибыль с РФ позволяла компании расплачиваться по долгам в Европе, поэтому руководство два года пыталось балансировать между интересами ЕС и собственными,— сказал другой источник.
Коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов подтвердил, что Hansa передала бизнес российскому дистрибутору. По его словам, оставшиеся сотрудники компании в РФ продолжат сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание техники. Функции импортера товаров под торговой маркой Hansa, а также ее дистрибуция на эксклюзивной основе перейдут ООО «Гипер».
Гендиректор Vard Алексей Беляков, говорит, что закрытие продаж в РФ могло нанести урон всему бизнесу Hansa, поэтому компания до последнего старалась сохранить представительство:
Давление в Польше вынудило собственников пойти на передачу российского бизнеса местному дистрибутору, однако за этим может стоять коммерческий расчет. Продажи сохраняются, но занимается ими третье лицо. В условиях санкций такой подход может оказаться более эффективным: локальные игроки более гибки в принятии решений, а также в использовании инструментов продаж в РФ,— поясняет топ-менеджер.
Санкции серьезно усложняют систему расчетов, поэтому рано или поздно западные бренды вынуждены уходить из РФ, даже если это невыгодно, согласна директор департамента бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Лариса Сенина.
Представитель крупного ритейлера говорит, что передача бизнеса дистрибьютору «не отразится на наличии товаров бренда в России, поскольку налажен эффективный механизм параллельного импорта».
В то же время учредитель бренда Jackie’s Гусейн Иманов считает, что Hansa может потерять 5–7% доли рынка при передаче бизнеса:
Представительство формирует цены по заявленному стандарту, и неважно, как именно была доставлена техника. Однако дистрибутор будет завышать стоимость, чтобы иметь маржу, с учетом этого и логистических цепочек цены на устройства Hansa в РФ поднимутся на 15–20%, а их доля сократится до 1–2% рынка.
Как рассказывал DK.RU, после февраля 2022 г. ряд производителей бытовой техники объявил о заморозке своего производства в РФ, в их числе — Samsung, LG и Bosch. Затем компании стали продавать производства или сдавать их в аренду. Так, Bosch продал производство в Стрельне турецкому Can Holding, а LG сдал мощности в Подмосковье в аренду DNS, рассказывал DK.RU