Крупнейшие банки объединят данные о счетах клиентов в своих приложениях
ВТБ запускает пилотный проект с Альфа-банком, а Сбербанк будет обмениваться информацией с «Тинькофф». Пользователи смогут увидеть в приложении одного банка информацию о счетах в другом банке.
Крупнейшие банки страны в рамках внедрения технологии открытых API планируют обменяться информацией о счетах клиентов, чтобы данные отображались в приложениях партнеров, а клиенты получили возможность управлять своими финансами в одном окне. Такой проект в пилотном режиме запускают ВТБ в партнерстве с Альфа-банком и Сбербанк в партнерстве с «Тинькофф», пишет РБК.
Собеседники издания рассказали, что проект Сбербанка и «Тинькофф» находится в стадии закрытого пилота для сотрудников, до конца лета 2024 г. он будет расширен на первую группу клиентов.
Клиенты обоих банков получат возможность видеть балансы и счета в одном приложении. Это первый шаг к тому, чтобы управлять своими финансами без необходимости переключаться между разными приложениями, — сказал директор департамента цифровых каналов b2c Сбербанка Алексей Круглов.
При этом передача данных будет осуществляться только после согласия клиентов, и у них всегда будет возможность это согласие отозвать, уточнил представитель Сбербанка.
В ВТБ рассказали, что подобный проект реализуют в рамках сотрудничества с Альфа-Банком. Сейчас банки приступили к выстраиванию архитектуры системы хранения и передачи данных, чтобы обеспечить их защиту при информационном обмене. В октябре 2024 г. участники фокус-группы из ВТБ и Альфа-банка смогут получить взаимную информацию о своих дебетовых счетах и картах, а также видеть истории операций по ним, уточнили в ВТБ.
Клиенты смогут видеть все свои счета и продукты в одном банковском приложении, выполнять транзакции между ними, вести учет расходов и доходов, получать выгодные индивидуальные предложения от банков, — рассказал зампредседателя правления ВТБ Георгий Горшков.
ПСБ, МКБ и Газпромбанк также планируют запустить аналогичный пилот до конца 2024 г. в партнерстве с другими банками.
Алексей Круглов говорит, что для некоторых сегментов клиентов в будущем именно функциональность мобильного приложения может стать основным фактором выбора.
При этом банки продолжат конкурировать между собой с помощью комплексных продуктов, их персонализации, уровня сервиса, через позиционирование. Открытый банкинг упрощает людям в первую очередь доступ к тем услугам, которые с помощью технологий расширяют функционал базовых банковских продуктов, — считает эксперт.
Ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова предполагает, что приложение в области управления финансовым благосостоянием может существенно усилить конкурентные позиции банков:
«Единое окно» для управления благосостоянием сильно упрощает понимание того, что конкретно происходит с личными финансами в конкретный момент времени, если у клиента есть счета в нескольких банках. Более того, с развитием open API, вероятно, могут появляться новые игроки, которые потенциально будут давать более простые и удобные сервисы, направленные на управление личными финансами.
Самым главным риском использования технологии является кибербезопасность и корректное использование личных данных клиентов, говорит Семерикова:
Если крупные игроки на рынке финансовых услуг этому вопросу уделяют довольно много ресурсов, то новые небольшие игроки могут быть более уязвимы.
В первую очередь к рискам относятся взлом и похищение персональных данных, уточняет эксперт.
Напомним, что в 2023 г. Госдума приняла в первом чтении два законопроекта об усилении административной и уголовной ответственности за утечку персональных данных. Размер оборотных штрафов может достигать 0,5 млрд руб., рассказывал DK.RU. А за кражу и обработку похищенных персональных данных будет грозить до десяти лет лишения свободы.
Отметим, в 2022 г. в сеть утекли 600 млн записей, было зафиксировано свыше 140 утечек. За весь 2023 г. произошло 168 утечек персональных данных, в интернет попало около 300 млн записей о россиянах.