Новый контингент покупателей. В России растут продажи ювелирных украшений и цены на них
Только за первый квартал объемы продаж ювелирных магазинов выросли на 32,8%. Спрос на украшения растет за счет той категории населения, которая раньше не могла позволить себе дорогостоящие покупки.
По итогам 2024 г. объемы ювелирной розницы в России вырастут на 15% год к году, до 430 млрд руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Infoline. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что это самые консервативные прогнозы, поскольку темпы роста могут значительно опередить прогноз из-за повышения цен на золото и возможного роста доходов населения.
В 2024 г. на дальнейший рост будут влиять восстановление потребительской активности, расширение сетями ассортимента и предложения различных финансовых продуктов, например покупки в рассрочку, — считает Михаил Бурмистров.
В ювелирной сети Sokolov поделились, что только за первый квартал продажи выросли на 32,8% год к году, до 106,5 млрд руб., по итогам года там ожидают как минимум 20% рост.
К началу 2024 г. крупные ювелирные ритейлеры совокупно нарастили число торговых точек по всей России на 15,8%, до 3,45 тыс. Заметнее всего — с 108 до 83 магазинов — свою сеть сократила PanClub (бывшая Pandora).
При этом у ювелирных сетей растут и онлайн-продажи. В Sokolov рассказали, что по итогам 2023 г. на этот сегмент пришлось 24% общих продаж сети, а в первом квартале доля онлайн-продаж достигла уже 28%. В Sunlight сообщили, что за январь—март доля продаж через интернет выросла с 32% до 40%.
И хотя часть участников рынка говорит, что покупка ювелирных украшений привлекает населения с инвестиционной точки зрения, эксперты полагают, что все-таки рост продаж обусловлен иными причинами. Для сбережения капитала население покупает золотые слитки, а ювелирные украшения чаще всего приобретаются на подарок.
Исполнительный директор Гильдии ювелиров России Владимир Збойков уверен, что во многом спрос поддерживает «новый контингент из числа семей участников специальной военной операции на Украине, получивших возможность покупать украшения»:
Также состоятельные россияне, покупавшие ранее западные бренды во время заграничных поездок, предпочитают тратить средства внутри страны, в том числе и на ювелирные изделия. За счет этих новых категорий покупателей ювелирный рынок некоторое время будет расти, — прогнозирует Збойков.
Отметим, что по данным Росстата, розничные цены на ювелирные изделия за год выросли в среднем на 22%. Но это не останавливает покупателей.
Как рассказывал DK.RU, в 2023 г. среди сетей по продаже ювелирных изделий больше всего заработали Sunlight (79,2 млрд руб., что на 49,4% больше год к году), Sokolov (44,1 млрд руб., рост на 80,4%) и «585 Золотой» (40,8 млрд руб., рост на 30%). Средний чек при этом увеличился на 17%, до 8650 руб.
Тренд на рост интереса к ювелирным изделиям ранее обозначали эксперты DK.RU — директор инвестиционной компании General Invest в Екатеринбурге Владимир Бобряшов и владелец ювелирного дома CHAMOVSKIKH Александр Чамовских. В период турбулентности инвестиции в драгоценные металлы, камни и ювелирные украшения пользуются спросом, поскольку эти активы могут служить тихой гаванью для сохранения капитала, говорили эксперты.