Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

История Свердловcкого рок-клуба: как лбом пробивали стены и делали свою музыку вечной

Меломан Кеша знакомится с классикой уральской рок-волны. Стрит-арт, Слава ПТРК.
Меломан Кеша знакомится с классикой уральской рок-волны. Стрит-арт, Слава ПТРК. Иллюстрация: DK.RU

В СССР было три главных рок-клуба, которые стали голосом поколения, кузницей рок-музыкантов и противовесом эстраде. Свердловский стоял в одном ряду с объединениями из Ленинграда и Москвы.

DK.RU вспоминает об этой важной вехе жизни Свердловска-Екатеринбурга.

Славу Свердловскому рок-клубу (СРК) принесли такие группы, как «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя» и «Смысловые Галлюцинации». Но это было уже в 80-х гг. XX в., а история рок-музыки на Урале началась гораздо раньше: в 1961 г. ВИА «Физтехи» исполнил на танцах в УПИ песню Билла Хейли «Rock Around the Clock». Рок-н-ролл в городе тут же запретили — так родился свердловский рок и основа для легенды о «городе бесов», который всегда идет своей дорогой.

Свердловский рок-клуб (СРК)

Несмотря на запрет исполнения рок-н-ролла, в первой половине 1970-х гг. на танцах в свердловских вузах выступали ансамбли, игравшие кавер-версии западных хитов. Постепенно в их репертуаре стали появляться собственные песни. В 1974–78 гг. выделялась группа «Сонанс», которая позже разделилась на два коллектива — «Урфин Джюс» и «Трек»

Но Свердловск был закрытым городом, а рок-музыканты совершенно не вписывались в идеологические схемы. Для выступления перед публикой группам было необходимо получить аттестационное удостоверение творческого коллектива и «литовки» от органа управления культуры — разрешение на каждую песню, что она прошла цензуру и не оскорбит слух и зрение советского человека. Задача была невыполнимой.

Фото: Одно из последних аттестационных удостоверений, их отменят в 1988 г., DK.RU

Особенностью свердловского рока стали сложные музыкальные композиции, для которых было недостаточно одной акустической гитары и которые не помещались в формат «квартирников».

В июне 1981 г. по инициативе комитета комсомола Свердловского архитектурного института (САИ) в городе состоялся первый рок-фестиваль. На сцену ДК «Автомобилист» (сейчас — Свято-Троицкий кафедральный собор) вышли семь групп, в их числе — «Трек», «Урфин Джюс», «Р-клуб», «Отражение». На следующий день в Свердловске заседало бюро обкома ВЛКСМ, на котором организаторов фестиваля обвинили в отсутствии «идеологического контроля». Гайки закрутили еще сильнее.

Все концертные площадки контролировались властями, выступать не было возможностей. Например, с декабря 1983-го по сентябрь 1985 г. в городе не прошло ни одного рок-концерта, поэтому группы, в основном, распространяли свои песни через уходившие в народ магнитофонные записи.  

Для решения вопросов живых выступлений был взят пример Ленинградского рок-клуба, который действовал с 1981 г. Работа над созданием подобной структуры началась в Свердловске в 1984-м, интересы музыкантов в этом процессе представляли Николай Грахов (в будущем создатель и владелец медиахолдинга «Радио Си») и поэт группы «Урфин Джюс» Илья Кормильцев. Учредителями Свердловского рок-клуба стали обком ВЛКСМ, облсовет профсоюзов и Управление культуры Свердловской области. Официально СРК был открыт в ДК им. Свердлова концертом в 1986 г. Заявки на вступление в СРК подали 50 коллективов, из них сначала отобрали 10, всего же за первый год существования рок-клуб объединил 21 группу. 

Фото: Из книги-путеводителя Владимира Шахрина «Екатеринбург в оранжевом настроении», DK.RU

Вечная музыка

В 2023 г. к 300-летнему юбилею города в Екатеринбурге появился арт-объект, посвященный истории уральского рока. В подземном переходе со стороны Исторического сквера к набережной городского пруда отремонтировали стены, нанесли изображения и слова песен культовых уральских рок-групп, закрепили светоконструкции.

Уральский рок — это яркое и самобытное явление. А Свердловский рок-клуб стал настоящим арт-кластером своего времени. Он объединял фотографов, художников, музыкантов и вообще всех знаковых личностей, повлиявших на культурный ландшафт страны. Их наследие передается сквозь годы и до сих пор является гордостью нашего города, — рассказал идеолог фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA Андрей Колоколов.

Цой жив

Ранее на месте арт-объекта, получившего название «Эта музыка будет вечной», находилась стихийно возникшая «Стена Виктора Цоя». После реконструкции память о музыканте сохранили.

Фото: DK.RU

Виктор Цой приезжал в Свердловск трижды, но чаще всего упоминаются два его визита. В 1983 г. в общежитии САИ выступили Майк Науменко и Виктор Цой, где им были исполнены «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы», а в 1989 г. Цой и группа «Кино» уже в статусе рок-звезд, выпустивших альбомы «Группа крови» и «Последний герой», давали концерты во Дворце спорта (нынешний КРК «Уралец»).

Читайте также на DK.RU«Чудо в том, что любая песня Цоя всегда актуальна». Ретроспектива и настоящее группы «Кино» >>>

Лицом к лицу

В 1986 г. билетеры в кинотеатрах Свердловска удивлялись: перед началом фильма в зал набивалась молодежь, а после окончания кинохроники (которая обычно никого не интересовала), зрители вставали с мест и уходили. Объяснение было простым: перед основным фильмом показывали киножурнал «Советский Урал», посвященный рок-группам Свердловска. Это была уникальная возможность увидеть своих кумиров, которых ранее знали только по голосам с до дыр заслушанных магнитофонных пленок. Другой возможности увидеть лица свердловский рокеров не было — соцсети еще не придумали, фотографии были распространены мало, на страницах и в эфире официальных СМИ таких героев не показывали, а до рождения свободной прессы оставалось еще несколько лет.

Режиссером этого киноальманаха был Алексей Балабанов, а снимались в нем Владимир Шахрин, Вячеслав Бутусов и лидер группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин.

В Екатеринбурге на здании гимназии №2 установлен знак, напоминающий, что в 1966-1976 гг. именно здесь учился будущий режиссер и сценарист Алексей Балабанов, автор кинодилогии «Брат» и «Брат 2», а также киноработ, среди которых «Война», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар», «Я тоже хочу» и «Про уродов и людей».

Фото: DK.RU

Отметим, что Nautilus Pompilius засветился у Балабанова чуть раньше остальных  в первом игровом фильме режиссера «Раньше было другое время», снятом в 1985 г., прозвучали первые хиты «Наутилуса» — «Кто я?», «Всего лишь быть», «Никто мне не поверит», «Взгляд с экрана». Также в саундтреке была использована композиция «Клипсо-Калипсо» еще одной группы Свердловского рок-клуба — «Настя».

Товарищ милиционер

Фото: DK.RU

Бессменный участник группы «Чайф» Владимир Бегунов после срочной службы в армии и окончания Свердловского строительного техникума шесть лет, с 1981 г. по 1987 г. работал в ППС УВД Свердловского горисполкома. Рисунок милиционера с рупором в переходе на Плотинке — отсылка  к реальному случаю из жизни.

Фото: «Чайф», 1986 г., Владимир Бегунов (в центре). Автор Анатолий Булыгин, из архива архивариуса СРК Дмитрия Карасюка

Едет Бегунов как-то, еще во времена Свердловского рок-клуба в 80-х годах, на патрульно-постовой машине милиции, ГАЗике, по городу и видит: далеко идет Вячеслав Бутусов, которого Бегунов узнал по фигуре. Бегунов, недолго думая, берет мегафон и через громкоговоритель: «Гражданин Бутусов! Подойдите к патрульной машине!» Бутусов, понимая, что ждать ему ничего хорошего от милиции не приходится, ноги в руки — и в кусты. Ну, понятно, что за ним не гонялись и эта история не была предана огласке. И потом, через несколько лет, на каких-то вечерних посиделках, Бегунов эту историю рассказывает в присутствии Бутусова. Слава побледнел и говорит: «Так это ты, сволочь, был?!», — рассказывал директор группы «Чайф» Илья Спирин.

На ковре-вертолете

Группа «Агата Кристи» в переходе представлена цитатой: «Мы летим, а вы ползете, чудаки вы, чудаки». Композиция «Ковер-вертолет» вошла в седьмой студийный альбом группы, записанный в 1998 г. При этом есть, как минимум, с десяток более известных песен, таких как «Сказочная тайга», «Как на войне», «Опиум для никого», «Моряк», «Истерика», «Viva Kalman!», «Черная луна», «Секрет», «Триллер» и др. Почему была выбрана именно эта строчка? Каждый отвечает на этот вопрос самостоятельно.

Осенью 2023 г. продюсер группы Глеба Самойлова Антон Чернин распространил информацию, что две песни «Агаты Кристи» (композиции «Опиум для никого» и «Моряк») оказались запрещены из-за пропаганды наркотиков. Но позже сооснователь группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов заявил «Нашему радио», что это — безосновательный информационный шум.

Нет ни единого документа, ни единого решения суда, никакой подлинной фактуры, из которой что-то следовало бы. То, что концертный директор Глеба пытается на этом пропиариться, вызывает удивление. Я не видел никакого решения суда относительно этих песен и продолжаю их исполнять, — прокомментировал Вадим Самойлов.

Читайте на DK.RU интервью Вадима Самойлова: «Сегодня государство понимает, что нельзя всех плеткой загнать в счастье» >>>

Четверо парней

Фото: DK.RU

В 1975 г. ученики девятого класса свердловской школы № 36 — Владимир Шахрин, Сергей Денисов, Андрей Халтурин и Александр Лисконог — образовали группу «Эдельвейс», через год к ним присоединился Владимир Бегунов. Группа играла на танцах, а по окончании школы парни все вместе поступили в Свердловский строительный техникум, где название сменили на «Пятна».После выхода в 1994 г. альбома «Оранжевое настроение» фирменным цветом группы «Чайф» стал оранжевый, а к концу 90-х гг. поклонники группы стали приходить на концерты в оранжевых строительных касках.

Фото: Место первого концерта группы отмечено граффити и памятным знаком на стене ДК МЖК по адресу ул. Владимира Высоцкого, 22. DK.RU

Фото: DK.RU

Крик души «Ой-ё-ооо» из песни «Никто не услышит», который процитирован в переходе, родился в бескрайней казахстанской степи вблизи озера Балхаш.

Мы ездили с отцом на рыбалку. Недели две жили в палатке. Конец 80-х гг. — и меня накрыло вот это ощущение, что ты уже не мальчик: уже двое детей, друзья многие уже растерялись куда-то. И в музыке для «Чайфа» 1989-й г. — сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала легкость, ирония, и задора не было. И в песне я как-то очень точно передал эти все переживания, — вспоминал Владимир Шахрин.

Первый беспроводной микрофон

Фото: DK.RU

Однажды ночью, летом 1986 г. во время записи альбома «Разлука» звукоинженер-самоучка собрал первый в Свердловске беспроводной радиомикрофон, соединенный с усилителем. «Наутилус» репетировал в подвале клуба архитектурного института на ул.Толмачева, 24, а в соседнем здании на Толмачева, 26 располагалось отделение милиции Кировского района.  

 Фото: Здание бывшего архитектурного института, DK.RU

Стали испытывать микрофон, Слава Бутусов начал петь в него. Все очень веселились, радовались, и тут посреди ночи в дверь начинают дубасить. Оказалось, что радиомикрофон работает... на милицейской волне. Дежурные милиционеры сидят, ничего не подозревая, и вдруг у них из раций раздается дикий рев: «Марш, марш левой! Марш, марш правой!» Милиционеры всполошились. Начали выяснять, в чем дело. Но закончилось все хорошо: посмеялись, и каждый вернулся к своей работе, — рассказывал архивариус Свердловского рок-клуба Дмитрий Карасюк.

Скованные одной цепью

С 1981 г. Илья Кормильцев писал стихи, которые становились текстами песен групп «Урфин Джюс», «Кунсткамера», «Коктейль», «Внуки Энгельса», а также для Егора Белкина и Насти Полевой. Еще через пару лет поэт знакомится с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким и по их приглашению становится постоянным автором «Наутилуса». В 1986 г. выходит альбом «Разлука», а в 1990 г. — поэтический сборник Кормильцева «Скованные одной цепью», проиллюстрированный Вячеславом Бутусовым.

Фото: Рисунки Вячеслава Бутусова, DK.RU

Помню, как резанули меня песни «Наутилуса». Конечно, и музыка, и удивительный, ни на что не похожий голос, но — слова. Жесткие, точные, без лишних связующих. Они били в цель, как одиночные выстрелы. Потом я узнал, что пишет стихи для группы некто Илья Кормильцев. И не только для «Наутилуса», но и для группы «Урфин Джюс», и для Насти Полевой, и еще и еще. А потом мы приехали в Свердловск и Слава Бутусов нас познакомил. Я ожидал увидеть еще одного из «Наутилуса», такого бледного героя рок-н-ролла. А увидел коротко стриженного человека в очках, совершенно несценической внешности. Он скорее напоминал физика из фильма 60-х гг. Потом я понял, что мастер совсем не обязательно должен быть похожим на свое изделие, — написал в послесловии к сборнику Андрей Макаревич** (признан Минюстом РФ иноагентом). 

Фото: 26 сентября 2015 г. ко дню рождения Ильи Кормильцева на здании химического факультета Уральского госуниверситета была установлена мемориальная доска в форме лезвия бритвы, DK.RU

Дедушка уральского рока 

О том, что Александр Пантыкин — лауреат театральной премии «Золотая маска», председатель Союза композиторов Свердловской области и Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, знают немногие, потому что главное его звание — «дедушка уральского рока».

Фото: DK.RU

Композиторов в России тысячи и в этом беспредельном море нужно было чем-то выделяться, в 90-х гг. нужен был бренд. Мы с коллегами изучили мою биографию и поняли, что наиболее сильным достижением на тот момент было время 70-80-х гг. Тогда я играл в группе «Слепой музыкант», потом она переросла в студию «Сонанс», которая записала первый на Урале рок-альбом «Шагреневая кожа», а из нее выросли группы «Урфин Джюс» и «Трек». Причем сначала я стал «папой русского рока». Но в 90-х «папами» называли главарей преступных группировок, поэтому мы отказались от этого варианта, заменив это слово на «дедушку», и не «русского», а «уральского рока». Это было логично, потому что «детьми» можно было назвать «Наутилус Помпилиус» или «Агату Кристи», а к тому времени уже появились и «внуки». Благодаря ироническому характеру бренда его одобрили музыканты Свердловского рок-клуба, — рассказывал Александр Пантыкин.

Читайте также на DK.RU интервью Александра Пантыкина 22-летней давности: Год из жизни «дедушки» >>>

В 2002 г. именем Александра Пантыкина названа Детская школа искусств в городе Верхняя Тура Свердловской области.

В свое время у меня попросили разрешения назвать школу искусств в Верхней Туре моим именем. Мы с директором долго совещались: что это даст школе? Но идея сработала: школу заметили, ей начали помогать местные и областные власти, дети стали чаще выезжать на различные фестивали, выставки и конкурсы, — отметил Александр Пантыкин.

Вниз по течению

Фото: DK.RU

Единственная вокалистка СРК — Настя Полева, лидер группы «Настя» — на граффити едет в поезде метро, которое запустили в Свердловске именно в 1991 г., в год закрытия рок-клуба.

«Вниз по течению неба» — композиция с дебютного студийного альбома группы «Тацу», написана на стихи Ильи Кормильцева и выпущена в 1987 г.

Вечно молодой

Свердловский рок-клуб официально прекратил свое существование в 1991 г., 30-й, последней официально принятой в него группой стали «Смысловые галлюцинации».

Фото: DK.RU

В 2000 г. песни «Розовые очки» и «Вечно молодой» прозвучали в саундтреке фильма «Брат-2». В этом же году вышел четвертый альбом группы «3000», принесший музыкантам всероссийскую популярность. Последний концерт группы состоялся в январе 2017 г. на фестивале «Старый Новый Рок». 

В период после СРК в России громко заявили о себе «Чичерина», «Курара», «Сансара», «Обе две», «АлоэВера» и другие группы из Екатеринбурга.

Как ранее рассказывал DK.RU, в Екатеринбурге все желающие могут пройти маршрутом пешей экскурсии «Истории уральского рока»

Панк-рок-скоморох

Без Евгения Малахина, возможно, Екатеринбург не стал бы российской столицей стрит-арта и не появился бы арт-объект «Эта музыка будет вечной».

Фото: DK.RU

Малахин, народный дворник России Старик Букашкин сначала раскрашивал досочки, сам издавал книжки со своими рисунками и стишками, а потом, с начала 80-х гг.  стал первым пропагандистом «современного народного искусства», расписывал в Свердловске бетонные заборы, мусорные контейнеры, а позже — специально отведенные под граффити стены в городе.

Фото: DK.RU

В 1989 г. Старик Букашкин  создал вместе с друзьями свободное художественное общество «Картинник», которое занималось в том числе и музыкальной деятельностью. На третьем фестивале Свердловского рок-клуба в октябре 1988 г. «Картинник» был полноценным участником мероприятия и исполнял композиции, которые позже вошли в единственный магнитоальбом «Поем & плачем. Последние хиты».

Шар — из точки, Круг — из точки, Линия — из точки, А я — из Свердловска, точка!

Во дворе дома по проспекту Ленина, 5 вблизи бывшей мастерской Евгения Малахина в 2009 г. к его 70-летию была открыта «Тропа Букашкина», где на стенах гаражей воссозданы работы панк-рок-скомороха.

Герой своего времени

Местом притяжения в Екатеринбурге также является здание по адресу ул. Сакко и Ванцетти, 24. Сейчас оно отреставрировано, в нем находится представительство Республики Татарстан. 

Фото: Дом семьи Агафуровых, где в начале 1980-х гг. жил Александ Башлачев, DK.RU

В Свердловске этот угловой дом значился под нумерацией 22/24, но позже остался лишь адрес Сакко и Ванцетти, 24. В 1982 г. сюда, в заброшенный особняк семьи Агафуровых без воды и отопления, из общежития на Большакова, 79 переселился вместе со своими друзьями студент пятого курса факультета журналистики Уральского госуниверситета Александр Башлачев.

Фото: Александр Башлачев, июнь, 1982 г. Автор Маргарита Костюк (Кирьянова). Из личного архива Маргариты Костюк (Кирьяновой).

Учась в Свердловске, Башлачев писал тексты для группы из его родного Череповца «Рок-сентябрь». В 1982 г. группа принимает участие во всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» в Москве и становится лауреатом конкурса, организованного «Комсомольской правдой».

Квартирники сделали исполнителя культовым сначала для уральских, а потом и для ленинградских рокеров. В Свердловске СашБаш жил также в общежитии УрГУ на Большакова, 79 в крошечной «боковушке» на втором этаже напротив мужского туалета. Эта комнатка какое-то время была местной достопримечательностью, сюда приезжали российские рок-музыканты. В частности, чтобы почтить память Башлачева, в 1993 г. на Большакова, 79 побывали Вячеслав Бутусов и Юрий Шевчук.

Подавляющее большинство своих стихов и песен, всего около 70, Башлачев написал позже и менее чем за два года — с лета 1984 по весну 1986 гг.

Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума, — говорил о СашБаше Борис Гребенщиков**  (признан Минюстом РФ иноагентом). 

В 1985 г. Башлачев вступил в Ленинградский рок-клуб, а в 1986 г. устроился на работу в не менее знаменитую котельную «Камчатка», где в свое время работал Виктор Цой. 17 февраля 1988 г. в возрасте 27 лет Александр Башлачев, трагический символ «поколения дворников и сторожей», чье творчество-исповедь сравнивали с Есениным и Высоцким, покончил жизнь самоубийством, выйдя из окна.

Самой знаменитой композицией Башлачева считается «Время колокольчиков». Жизни СашБаша и его смерти посвящено около полусотни песен. В их числе  — «Поплачь о нем» группы «Чайф», «Прощание» Сергея Калугина, «Крик» Константина Кинчева, «Летела жизнь» группы «Сплин» и др. 

Читайте также на DK.RUГен уральского предпринимательства. История династии Агафуровых >>>

Старый Новый рок

Фото: DK.RU

В 2000 г. в Екатеринбурге концертом свердловских групп «ТОП» и «Поезд КудаНибудь» началась история «Старого Нового рока». Директором фестиваля был Евгений Горенбург, оргкомитетом руководил Владимир Шахрин. 

20 лет фестиваль собирал десятки молодых талантливых коллективов, признанных звезд и тысячи зрителей. На «Старом Новом роке» работало несколько сцен разных направлений, в конце вся публика встречалась у главной сцены, на которую выходили хэдлайнеры.

В гостях у фестиваля в разное время побывали Александр Пантыкин, Вася Обломов, Эля Чавес, «Наутилус Помпилиус», «Смысловые галлюцинации», «Ва-Банкъ», «Настя», «Запрещенные барабанщики», «Чиж & Co», «Tequilajazzz», «Пикник», «Ногу свело!», «ЛОМО», «Пилот», «Чайф», «Агата Кристи», «Ария», «5’Nizza», «Lюk», «…И друг мой Грузовик». О закрытии фестиваля было объявлено зимой 2019 г., но рок-сцена не исчезла, а стала одной из площадок крупнейшего российского музыкального события Ural Music Night.

Отметим, что на «Уральской ночи музыки»-2024 состоялась мировая премьера частушечного гимна Екатеринбурга от группы «ТОП».

Мы написали песню, посвященную родному городу, в ней девять куплетов, там рассказано про все наши районы — про наш город умных, сильных, смелых, умелых и красивых, — рассказал Евгений Горенбург.

Читайте на DK.RU интервью Евгения Горенбурга: «Моя задача — организовать шоу и не погрязнуть в долгах» >>>

При подготовке статьи использованы цитаты из песен Виктора Цоя, Ильи Кормильцева, Владимира Шахрина, Олега Гененфельда, Глеба Самойлова, Евгения Малахина, а также данные из открытых источников.

Редакция DK.RU благодарит рок-гида Светлану Толмачеву за помощь при подготовке материала.

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.