Что изменится в налогах для бизнеса и физлиц в 2025 году — адвокат Дмитрий Земеров
В следующем году государство планирует осуществить переход к «более справедливому распределению налогового бремени». Насколько вырастут налоги, и можно ли их будет снизить — на DK.RU.
В конце февраля президент Владимир Путин заявил в послании Федеральному собранию о необходимости перехода к «более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». 30 мая Правительство РФ одобрило внесенные Минфином поправки в Налоговый кодекс, сейчас соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. С большой долей вероятности он будет принят в текущую сессию, и в 2025 г. изменения вступят в силу.
Эффект «совершенствования налоговой системы» ощутят на себе и граждане, и бизнес. В колонке для DK.RU адвокат Дмитрий Земеров разобрал все аспекты предстоящей налоговой реформы.
СПРАВКА
— Налоговая реформа, предложенная Министерством финансов, приобретает четкие очертания. Поправки затрагивают различные аспекты хозяйственной деятельности налогоплательщиков и содержат элементы, которые сглаживают повышение ставок при условии инвестиционной и инновационной активности бизнеса.
Налог на прибыль
Для компаний, применяющих общую ставку, предлагается повысить ее размер с 20 до 25%.
Ставка 25% также будет применяться для:
— организаций, которые ведут добычу углеводородного сырья на новом морском месторождении;
— организаций-контролирующих лиц по доходам в виде прибыли контролируемых иностранных компаний;
— доходов от источников в России иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство (за исключением некоторых видов доходов).
Для IT-компаний в 2025–2027 гг. ставка налога составит 5% (сейчас она нулевая). Далее, видимо, ожидается переход IT-компаний на общую ставку (если не будет принято решение о сохранении льготы). При этом условия применения пониженной ставки сохраняются.
Повышение ставки планируется уравновесить дополнительными налоговыми стимулами.
В частности, предлагается:
— ввести федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ФИНВ);
— усовершенствовать инвестиционный вычет по налогу на прибыль и сделать его бессрочным;
— повысить с полутора до двух коэффициент, применяемый к амортизации высокотехнологичного оборудования, расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также расходам на «реестровое» программное обеспечение;
— продлить режим региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в реестр.
Законопроект предусматривает следующий порядок применения ФИНВ:
— федеральную часть налога на прибыль можно будет уменьшить на сумму в размере до 50% от стоимости инвестиций в основные средства и нематериальные активы;
— после применения ФИНВ сумма налога к уплате не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% — в 2025–2030 гг.);
— право на вычет может быть передано иному лицу в рамках одной группы;
— неиспользованный вычет переносится на будущие периоды;
— амортизация по объектам, в отношении которых был использован вычет, не начисляется;
— при выбытии основного средства/нематериального актива (за исключением ликвидации) до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.
Некоторые лица не смогут применить вычет: это иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, производители подакцизных товаров (кроме автотранспорта, жидкой стали, этана, сжиженного природного газа и др.), кредитные организации.
Важной особенностью вычета является то, что в законе будут определены только его основные положения, а категории налогоплательщиков, категории основных средств (нематериальных активов), характеристики группы, внутри которой можно передавать вычет, порядок и условия применения вычета будут дополнительно установлены Правительством РФ.
В целом государство хочет расширить меры поддержки компаний, проводящих обновление фондов и основных средств.
Налогообложение малого и среднего бизнеса
Одна из основных инициатив — признание налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), плательщиками НДС, если их доходы превысят 60 млн руб.
Таким налогоплательщикам будет предоставлена альтернатива: уплачивать НДС по общей ставке (10%/20%) с возможностью вычета входного НДС или по ставке 5% для доходов до 250 млн руб. и 7% — для доходов в диапазоне 250–450 млн руб. в год (но уже без права на вычет входного НДС).
Если налогоплательщик выберет ставку 5%/7%, он будет должен представить в налоговые органы соответствующее заявление. При этом он не сможет поменять свое решение в течение 12 последовательных налоговых периодов по НДС.
Таким налогоплательщикам по-прежнему будет доступна ставка НДС 0% для некоторых операций (экспорт, международная перевозка и проч.), однако право на вычет входного НДС, связанного с такими операциями, не сохранится. Плательщики на УСН, применяющие общие ставки НДС, получат право на вычеты.
Указанные новации по НДС являются революционными. Общее число ставок по НДС увеличивается с трех (0%, 10% и 20%) до пяти. Впервые налогоплательщики получают право выбирать ставку НДС или отказаться от уплаты налога. Но выбор ограничен лимитами доходов. Фактически УСН перестает быть «упрощенной» системой налогообложения и будет требовать от плательщиков тщательного анализа вариантов своих действий и их налоговых последствий.
Среди других изменений для малого и среднего бизнеса:
— увеличение порога режима УСН по доходам до 450 млн руб., по стоимости основных средств — до 200 млн руб.;
— отмена переходных ставок единого налога по УСН;
— снижение тарифа страховых взносов по выплатам в пользу физических лиц свыше МРОТ с 15% до 7,6% для средних и малых обрабатывающих производственных компаний (за исключением производства напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургического производства и ряда других отраслей).
Налог на добычу полезных ископаемых
Предлагается увеличить НДПИ:
— на железную руду — в 1,4 раза за счет применения в формуле коэффициента 0,067 вместо 0,048;
— на калийные соли — за счет применения коэффициента Крента в размере 8,8;
— на природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни — с 8% до 8,4%;
— на апатит-штаффелитовую руду — с 82 до 90 руб. за тонну;
— на уголь — за счет применения при расчете нового коэффициента Кэнрг (дополнительная надбавка к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах ДФАО над установленным пороговым значением);
— на апатит-магнетитовую руду — с 207 до 218 руб. за тонну;
— на маложелезистую апатитовую руду — с 132 до 145 руб. за тонну;
— на апатит-нефелиновую, апатитовую и фосфоритовую руду — в 2,21 раза за счета увеличения коэффициента Крента с 7 до 15,5;
— на полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов, получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов — за счет увеличения суммы налога на показатель Кдрм.
Акцизы
Предлагается ввести:
— акциз на фармсубстанцию спирта с одновременным предоставлением полного вычета акциза на спирт, использованный для производства лекарств. Конкретный перечень лекарств и медицинских изделий для предоставления вычета будет утверждать Правительство РФ;
— акциз на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции;
— акциз на природный газ, используемый для производства аммиака. Ставка составит 2400 руб. за 1 тыс. куб. м.
НДФЛ
Предложена пятиступенчатая шкала ставок: для доходов до 2,4 млн руб. ставка останется на уровне 13%; от 2,4 до 5 млн руб. — 15%; от 5 до 20 млн руб. — 18%; от 20 до 50 млн руб. — 20%; свыше 50 млн руб. — 22%. Как и сейчас, платить налог по более высокой ставке нужно будет не со всей суммы дохода, а с превышения над пороговым уровнем.
Ставки 13%/15% сохранятся для следующих доходов (при этом прогрессия начнет применяться при доходах свыше 2,4 млн руб.):
— налоговая база по операциям продажи имущества (за исключением ценных бумаг);
— проценты по банковским вкладам;
— дивиденды;
— страховые выплаты по договорам страхования и по пенсионному обеспечению;
— налоговая база по операциям с ценными бумагами;
— налоговая база по операциям реализации долей в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, к которым в общем случае применяется освобождение по сроку владения.
Судя по всему, в данном пункте речь идет о ситуации, когда налогоплательщик теряет право на освобождение в связи с превышением порога по доходам в 50 млн руб.;
— налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; налоговая база по операциям займа ценными бумагами; налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. При исчислении можно будет применить инвестиционный вычет в виде положительного финансового результата по операциям на индивидуальном инвестиционном счете;
— налоговая база по доходам по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с их выкупом, если решением о выпуске таких активов предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие активы.
Среди других изменений:
— освобождение от уплаты НДФЛ для доходов от продажи долей/акций, непрерывно принадлежащих налогоплательщику более пяти лет, претерпит существенные изменения: освобождаться будет только доход в сумме до 50 млн руб. в год. Если этот порог будет превышен, НДФЛ придется заплатить. Также будет сделана оговорка, согласной которой освобождением смогут воспользоваться только налоговые резиденты РФ;
— фиксированный платеж с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) составит 5 млн руб. за каждую КИК (сейчас — 5 млн руб. за все КИК).
Налог на имущество
Для дорогостоящих объектов недвижимости (кадастровая стоимость выше 300 млн руб.) субъекты РФ получают право вводить ставку налога в размере до 2,5%.
Для земельных участков, стоимостью более 300 млн руб., которые раньше попадали под льготную ставку — не более 0,3%, может быть установлена общая ставка 1,5%.
Госпошлина по недвижимости
Увеличится госпошлина за регистрацию прав и сделок с дорогостоящей недвижимостью, кадастровая стоимость которой превышает 20 млн руб. Размер госпошлины составит 0,1% от цены сделки, но не менее 0,1% кадастровой стоимости. При этом будут установлены верхние лимиты размера госпошлины: 500 тыс. руб. для физических лиц и 1 млн руб. для организаций. Нововведение распространится и на земельные участки.
Даже после повышения налоги в РФ останутся одними из самых низких в мире. Планируемый отказ от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, в условиях санкционного давления представляется актуальным. Более того, изменения в Налоговый кодекс РФ содержат ряд улучшений, которые создают новые возможности для законного снижения налоговой нагрузки.
Читайте также на DK.RU:
«Нельзя ограбить тех, кто и так беден. Отрезать будут у тех, кто пытается работать. У вас»
«Люди уйдут в тень, потребление снизится». Евгений Коган — о повышении налогов для физлиц
Амнистия за дробление бизнеса: кому и что простят — адвокат Дмитрий Земеров