«Тьфу» скажут дети на ваш капитал!» Финансовые модели новой генерации — Радислав Гандапас
Они приезжают на самокате на переговоры, где решается судьба миллионов рублей, платят за дружбу, но не хотят покупать квартиры и машины. Приоритеты нового поколения, какие они?
Отношение к собствености и новый уровень финансового интеллекта — вот что отличает генерации: ушедшую, существующую и будущую. У нового поколения на базе этого формируются другие ценности. Их нужно учитывать, воспитывая детей, продвигая свой продукт и набирая штат сотрудников.
Потому что разным поколениям одно и то же нужно продавать по-разному: одним важен престиж, другим на него наплевать. Потому что скоро никто не придет работать в ваш офис за перспективу через пять лет получать 120 тыс. руб. в месяц: новая генерация хочет работать на четырех работодателей, и чтобы вы про это не знали.
Вы работаете на износ, у вас не хватает времени на детей, хобби, обучение и отпуск? Ваша жизнь неполноценна, приоритеты расставлены ложно, жизнь идет к финалу и когда она кончится, вы скажете себе: «Капец, что-то не так».
Радислав Гандапас рассказал о том, ЧТО НЕ ТАК с прежними поколениями и как это компенсировалось, на форуме о деньгах ФИНМАРКЕТ. DK.RU делится тезисами его выступления.
Финансовый интеллект в ретроспективе жизни
Отношение к деньгам и капиталу у новой генерации будет отличаться радикально и эти изменения уже видны. Наш финансовый интеллект формировался по-другому. Погрузиться в эту историю, понять, как он развивался у разных поколений, — приблизиться к ответу на вопрос: что не так с нами или с ними.
— Финансовый интеллект декомпозируется на три подспособности — заработать, сохранить, преумножить. Способность зарабатывать сводится к тому, что нужно понять, где есть деньги, а где нет, и перестать работать там, где никогда не заработаешь. Сюда относится умение понять, чему нужно обучиться, чтобы заработать больше, или где заработать больше, не меняя специальности. Работать больше — это не про интеллект.
Я заработал первые деньги в 15 лет в археологической экспедиции, копая землю. 210 руб. за лето для подростка — космос, но я отдал их маме. Потому что я был хороший мальчик и потому что не знал, что делать с этими деньгами — у меня не было финансового интеллекта. Интеллект ведь заключается не только в том, как деньги найти, но и в том, как ими распорядиться. Зато от второй получки мама не увидела ни копейки, и я вообще больше не знал, что такое каникулы.
Будучи студентом, я работал в бригаде кровельщиков, а когда пришел из армии — спасателем на водной станции, так как давно не видел девушек в бикини. Когда я работал учителем в школе, я ездил в разные страны, покупал вещи и перепродавал.
Для зарплаты кровельщика мне требовалась сумка, чтобы довезти деньги до дома. Когда я работал в школе, зарплаты не было вообще — ее задерживали по три месяца, а когда выдавали, ее можно было потратить, раз сходив в магазин. Я не любил работать кровельщиком, мне нравилось учить детей. Я думал, как можно так жить, чтобы работать как учитель, а зарабатывать как кровельщик. Прошло 25 лет — я работаю как учитель и зарабатываю как кровельщик.
Краеугольный камень любого интеллекта — это цель. Пока у вас нет финансовой цели, у вас нет финансового интеллекта, он не развивается, потому что зачем? Постановка финансовой цели — это то, без чего разговор о финансовом интеллекте не имеет смысла. Дальше начинается поиск способов достижения цели. И вот тут включается интеллект — высокая поисковая активность.
Есть 17 сфер человеческой деятельности, взаимосвязанных настолько, что если мы в одной начинаем делать что-то неправильно, сыплется все остальное по аналогии с экосистемой. Человек — это тоже система, в которой есть четыре ресурса, которыми мы распоряжаемся в жизни, — время, деньги, энергия, социальное положение. Расстановка приоритетности между ними крайне важный момент — это то, без чего финансовый интеллект никогда не работает.
В 15 лет времени и энергии у нас дохрена — мы можем копать землю, разгружать вагоны и одновременно учиться. В 46 так уже не работает. У тебя дети, жена, родители на шее, диссер недописанный — ты куда полез лопатой махать, ты куда полез работать за деньги — время изменилось.
В какой-то момент человечество обманули, сказав, что деньги получаются от большого количества выполненной работы. Новая генерация так не хочет и не поступает.
Многие в 1990-е зарабатывали первые деньги, сдавая бутылки… Знаете, как заработал деньги мой девятилетний сын? Он сделал Landing Page на Тильде. Младшая дочь собрала фигурки k-pop группы по заказу одноклассников. Это продукт без продукта — это можно только найти в интернете, нельзя получить в физическом воплощении. Новая генерация хочет зарабатывать деньги не работая, а играя и занимаясь любимым делом, не жертвовать, а кайфовать в процессе. Они хотят зарабатывать между делом, а не делом.
На протяжении многих сотен лет успешным считался человек, который просто жив, потому что выживание было главной целью. Сегодня ситуация изменилась. Набираем в Google «успешный человек» и смотрим первые пять картинок, потому что они самые популярные по данной теме.
Итак, мы видим человека, который только сошел с трапа самолета и разговаривает по телефону, дальше мы видим человека без головы, но в часах, причем несуществующего бренда, но сами по себе часы классические, видимо, это есть показатель успешности. Дальше человек без рубахи, но при таком поршаке... Здесь логика понятна — самолет, часы машина…
А здесь? Я не знаю, как комментировать эту картинку. Здесь вообще два человека и непонятно, кто из них успешный, о ком речь?
Четыре ресурса, которыми мы распоряжаемся на протяжении всей жизни — деньги, статус, энергия и время. Финансовый интеллект заключается в том, чтобы распределить их так, чтобы получать максимальные деньги с минимальными затратами других ресурсов. Перерасход времени и энергии, чтобы получить меньше денег, махая лопатой, на интеллект не сильно похоже, но в 15 лет и это неплохо.
Что формирует успех? Три генерации — три отношения к капиталу, престижу, дружбе и браку
Для прошлых поколений брак и дружба были нужны, чтобы продолжить род и выжить, для современных — чтобы получать бесплатный секс и демонстрировать в соцсетях связи, третьим — потому что по приколу. Для первых дом нужен, чтобы защититься, для других, чтобы гордиться, третьим не нужен. Давайте посмотрим, как мы дошли до жизни такой — почему новое поколение не измеряет успех домами, машинами, часами и самолетами, и чем измеряет?
— Для простоты я выделил три генерации: 1.0, 2.0 и 3.0.
2.0 — это мы с вами, 3.0 — это новая зарождающаяся генерация, которая уже себя проявила. 1.0 – это люди, которые далеко в прошлом. 2.0 появились в XIX в. после бурного развития технологий, 3.0 — дети XXI в.
Успех поколения 1.0 — просто выжить. Благодаря чему этого стало мало?
— В XIX в. появляются изобретения, которые делают выживание более предсказуемым, а смерть менее случайной — антибиотики, обезболивающие, рентген и гигиена.
Пушкин погиб в 1837 г. от раны, полученной в бедро, но часть пули попала в кишечник. Трое врачей приехали к нему, в том числе лейб-медик, то есть врач, обслуживающий царя. Они посмотрели и сказали: «Саня, походу кранты». Ни один не взялся ему помочь.
Спустя 30 лет такие раны лечились даже без переброски раненого в тыл, в прифронтовой зоне, потому что появился пенициллин, который гарантировал заживление раны. Сепсис погубил бы Пушкина, даже если бы достали пулю. Второе изобретение, благодаря которому пулю хотя бы можно было найти в кишечнике, появилось немного позже — это рентген, и третье — обезболивание.
Если бы дуэль Пушкина случилась сейчас, его увезли бы в районный травмпункт, где сказали бы «Фигня вопрос, Александр Сергеевич, спокойной ночи», а дальше маску на лицо, через неделю на поправку и домой.
В 18 веке первый гигиенист, который заговорил о микробах как о возбудителях заболеваний, закончил свою жизнь в дурдоме. Его коллеги-медики: «Если я покопался в трупе с заражением крови, а потом принимал теми же руками роды и роженица умерла — какая связь???».
Но со временем люди стали мыть руки, разуваться, входя в дом, обеззараживать поверхности, фильтровать и кипятить воду, изолировать очаги эпидемий. Вы думаете, Петр Первый был дурак? Ну разве станет умный человек брить людям бороды? С какой стати — какая тебе разница?
Тогда передача инфекции от человека к человеку была абсолютно бесконтрольной, но Петр прошел соответствующее обучение в Европе и знал, что такое обеззараживание. И что передача микробов изо рта в рот необязательно происходит при поцелуе. Паразиты, которые обитают в бороде и в голове, абсолютно разные — у них разные лапки. Паразиты в голове питаются эпидермисом, в них ничего страшного нет, а вот паразиты в бороде доедают недоеденное и перескакивают на другие бороды, перетаскивая с собой заболевания хозяина.
Петр Первый тогда по примеру всех автократов забыл объяснить окружающим логику своих поступков, а если бы объяснил, уехал бы в дурдом. Таким образом, выживание было сложной задачей, но ее решили, и с тех пор этого стало мало.
Успех поколения 2.0 — материальные ценности. Купил квартиру и машину? Молодец, отмирающая генерация!
— В XIX в. впервые появляется книга со словом «успех» в названии. Для человека 2.0 успех в жизни важнее выживания. Люди стали вкалывать как проклятые, не видя жизни, чтобы отпраздновать достижения. Успех должен презентоваться, без презентации успех не имеет смысла, главная сладость в успехе — возможность его предъявить другим людям.
В Италии есть город Сан-Джиминьяно. Этот город необычен и виден отовсюду, потому что на абсолютно ровном ландшафте вы видите торчащие карандаши. Богатые жители Сан-Джиминьяно, чтобы показать, насколько они могут тратить бабки на хренпоймичто, стали строить пустые башни — внутри нет помещений, они не нужны для обороны, в общем, абсолютно бесполезны. Это просто тупая демонстрация того, что у хозяина столько бабла, что на территории, где он мог построить еще один дом, он строит тупо башни.
Соседи старались построить башни выше на метр, и потом башни стали просто валиться, разрушать дома, убивать людей. Городские власти запретили строить башни выше определенной высоты. Тогда жители на своих участках стали сносить дома, чтобы построить вторую, третью, четвертую башню. В конечном итоге люди живут в маленьком доме на участке, истыканном пустыми башнями.
Вы думаете, что санджиминианцы глупые? Так живет все наша планета. Индейцы раз в год устраивали ритуал потлач — сжигали свой дом со всем имуществом, голые-босые выходили на улицу и заново начинали все строить — все ради демонстрации своей силы. Вы думаете — это дикие индейцы, что с них взять! А Олимпиада?
Государство, у которого есть куча иждивенцев, — старики, беременные, больные — берет и весь свой бюджет на 500 лет спрессовывает в пепельницу в виде олимпийской чаши, в которой горит огонь, и весь мир видит, как красиво ты избавляешься от госбюджета, сжигая на глазах изумленного мира к чертям будущее нескольких поколений.
Когда мне говорят, что Олимпиада окупается, мне предъявляют какой-то расчет на уровне четвертого класса средней школы. Никогда Олимпиада не окупается, никогда эта яма не зарастет и эта воронка будет зиять в истории страны вечно — любой страны, которая проводила Олимпиаду. Этим уже никого не удивишь.
В Дубае в одном из ресторанов подают стейк, облепленный сусальным золотом, который увеличивает его стоимость в семь раз. Вкусовые качества при том не меняются. Я ел. Дело не во вкусе. Это делается, чтобы все посетители ресторана видели, какой ты, потому что можешь себе позволить это.
Зачем мне Rolex — он что, показывает время лучше других часов? У меня он вообще не показывает время, я его не заводил несколько лет, я смотрю время в телефоне, но зато он другим людям что-то показывает. Мы тратим сверхъестественные деньги для того, чтобы показать что-то другим людям. Это презентация успеха.
Человек 1.0 похвалялся витальными способностями. Танцевал, чтобы показать, какой он красивый, — «выбери меня!». Вы не танцуете — потому что вы в «ролексе». Чтобы вам произвести впечатление, вам необязательно дрыгать ногами. Если начнешь танцевать, ты, конечно, ничего не докажешь или докажешь обратное. Надел Rolex — сиди и говори что-то типа «мужики не танцуют».
У вас не хватает времени на детей, на хобби, на английский, на обучение своей профессии? Ваша жизнь неполноценна, приоритеты расставлены ложно, жизнь идет к финалу, и когда она кончится, вы скажете: «Капец, что-то не так»…
Но ваш успех является условием перехода на 3.0, мы с вами то поколение, которое будет являться питательной средой для следующего. Наши дети выросли в более обеспеченной семье, чем мы.
Наши дети живут на другом уровне планирования жизни. Возможно, вы перейдете на уровень 3.0, но, скорее всего, делегируете это следующему поколению. Однако генерация не имеет прямого отношения к возрасту. Можно быть по возрасту 3.0, но 2.0 —по характеру своего отношения к финансам.
Новая генерация не хочет жить на высоком стрессе, она не верит в то, что все успешные люди — это люди, у которых трясутся руки, которые просыпаются на нервах, которые постоянно беспокоятся: «Надо срочно продавать или покупать? Петр Николаевич, что у вас происходит на участке? Аха, вылетаю первым рейсом». Они не про это, они не хотят так жить. Они хотят жить low stress life — это мой термин, я его изобрел (на русский можно перевести как «жизнь без напряга», прим. ред.)
Доблесть человека 1.0 — выносливость, доблесть человека 2.0 — усталость. Выражение «устал как собака» означает «я молодец». А что ты сделал, молодец? Сколько ты принес домой, отмирающая генерация?
На одном из банкетов, где я выступал, я услышал разговор топ-менеджеров, который стал для меня очень показательным. Глава местной элиты говорит: «Хорошо, что Новый год, хоть чуть-чуть выдохну, а то я два года не был в отпуске». Рядом сидящий приосанился и говорит: «Я — четыре». Он не сказал это с интонацией «а я, блин, четыре года из-за этих дебилов, которых нельзя оставить, потому что они сожгут к чертям банк», он произнес это с гордостью.
Я понял, что пока у человека не изменятся жизненные ценности, он не станет эффективнее. Потому что он гордится своей неэффективностью. Он ее предъявляет как свою главную заслугу. Уважайте меня за мою усталость.
Новая генерация никогда не поймет такого — она посмеется. «Дебил, ты свою неэффективность пишешь на знамени и идешь с ним». У них наоборот: я отдохнул, я не знаю, чем еще заняться, у меня куча времени и энергии, какой бы еще проект замутить. Вы не продадите им идею усталости и тяжелый труд как обоснование их ценности.
Успех поколения 3.0 — не обременять себя и жить играючи. А как же дружба, брак и имущество?
— У человека 3.0 в приоритете — полноценная жизнь. Для него Bentley, квартира в Дубае и вот это все не является приоритетом. Я видел таких людей — они приезжают на самокате на переговоры, где решается судьба миллионов. Потому что на самокате удобно, парковаться не надо и быстрее. Почему не подъехать на Maybach с двумя гелендвагенами в сопровождении, и не выйти с пафосом в очках? Ну потому что это долго, дорого, небезопасно. И зачем? Такие люди сочетают LOUIS VUITTON и Adidas, потому что эта майка была чистая и ближе лежала.
Я, правда, присутствовал на таких встречах, ряд этих людей не достигли еще отметки 30 лет. Это новая генерация, которую необходимо учитывать. Забери у них полноценную жизнь и оставь им миллионы — они будут не согласны играть в эту игру. А вы согласны, потому что сейчас вы живете именно так.
Что демонстрирует в качестве успеха генерация 3.0? Они в социальных сетях показывают, что их жизнь состоялась. Они демонстрируют досуг и дорогие развлечения — путешествия и хобби. Они демонстрируют себя в первом ряду на премьере концерта, билеты на который были раскуплены за год до нее.
Чтобы заниматься гольфом, нужно иметь не деньги, а время. В World Class вы потратите за год столько же, сколько в гольф-клубе, я считал. Гольф — для людей такого уровня, которые могут играть, пока их деньги зарабатываются. Главный признак генерации 3.0 — желание зарабатывать, пока ты играешь, или зарабатывать, играя, или зарабатывать играючи.
Престиж для 2.0 — материальные ценности — дома, большое стадо коров, машина и квартира, знаете какой площади? 3.0 гордится наличием досуга и свободного времени. Кто из вас приносил идеи по совершенствованию вашего бизнеса с выходных, отпусков или пробежек и прочих актов безделья?
Досуг — форма креативной деятельности, человек не может мыслить креативно, когда он решает оперативные задачи. Выйдите из операционки, и вы придумаете радикально новые способы генерирования денег из других источников.
Друзья для генерации 3.0 — источник для радости и удовольствия, для 1.0 — безопасности и денег, для 2.0 — престижа. Люди 3.0 покупают время артистов, писателей, бизнес-тренеров и берут их с собой в круиз. Это друзья на зарплате.
Лет пять назад я стал ежемесячно получать приглашения поужинать за деньги. Недавно за ужин со мной человек заплатил 700 тыс. руб. Мы отдали эти деньги детям с тяжелыми заболеваниями печени. Условие благотворительности было изначальным, мне — только еда. 7 июня я поеду в круиз, у меня будет единственная на теплоходе президентская каюта, но есть условие — я должен разговаривать с людьми во время круиза. Поколение 3.0 готово покупать временных друзей, потому что в кругу бесплатных таких интересных людей нет.
У новой генерации нет имущества. Человек, который продает в Арабских Эмиратах несколько сот квартир в месяц, живет на съемной: «А вдруг мне надоест район, страна, а ее потом продавать».
Финансовая стратегия у новой генерации устроена очень интересно. Максимум свободы, игры и времени. Престиж не в том, чтобы обладать и показывать, а в том, чтобы обладать, но выглядеть так, как будто не обладаешь.
Представьте, за столом сидят шесть человек, один миллиардер, это мой клиент, он самый старший после меня. Один явно говорит больше других. Он всех достал, его спрашивают:
— Сколько тебе лет и сколько у тебя денег?
— 34 года и 28 млн долларов.
— Вот сиди и молчи, и слушай, что умные люди говорят.
Внимание вопрос — какова совокупная сумма одежды и аксессуаров у сидящих за столом? Я думаю, где-то 200 тыс. руб., из которых 154 тыс. руб. на мне — я все-таки в тот вечер выступал.
Эволюционные и трансформационные процессы никто не остановит, как климат на земле. Да, есть страны, где люди еще живут в формате 1.0, борются с голодом, где бушуют гражданские войны, где люди думают, как сохранить жизнь ребенка или найти еду. Мы сейчас говорим о цивилизованной культурной части мира. Мы должны учитывать изменяющиеся приоритеты наших детей.
У кого есть идея оставить детям капитал? «Тьфу», — скажут дети на ваш капитал.
Мой друг у которого три дочери в Новосибирске, решил каждой купить по квартире и по машине. «Тьфу» — сказала дочь и уехала в Лондон (мужу сделали оффер). «Тьфу», — сказала она на новый Ситроен С3, я даже права получать не буду. Дура я что ли — Яндекс есть. Машина — это не свобода, а стресс, и квартира — стресс, потому что ты вынужден жить в районе с инфраструктурой, выбранном батей, а они не хотят привязываться.
Думайте сегодня о тех, кому вы передаете капитал, — они не будут вами. Когда был ковид, мы выехали из офиса и не вернулись. Я вернулся один и сидел в Москва-сити один. Иногда приходила жена. Ни один не хочет привязываться. Они хотят работать на четырех работодателей и получать с четырех концов четыре зарплаты, но делать это так, чтобы я не заметил. Они хотят максимальной свободы и играть, но это не значит, что они инфантильны. Они хотят играть не ценой успеха, а в успех, и достигать успеха.
Читайте также на DK.RU: Как поколение зумеров меняет рынок труда — Наталья Везломцева.