Решение гордумы Екатеринбурга по нестационарным торговым объектам обсудили в УФАС
На расширенном заседании Общественного совета при Управлении федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обсуждены вопросы нестационарной торговли и размещения наружной рекламы.
В нем приняли также участие эксперты консультативного совета УФАС по рекламе и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх, которые обсудили ключевые проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка при размещении нестационарных торговых объектов (НТО) и рекламных конструкций.
Решение Екатеринбургской городской Думы, регламентирующее сферу НТО, имеет некоторые формулировки и нормы, которые могут вызвать обоснованные вопросы у предпринимательского сообщества, — отметила Елена Артюх. — Установленный федеральным законодателем минимальный норматив по количеству НТО на душу населения, муниципальные власти воспринимают как цель, определяющую принцип формирования новой городской схемы НТО. Однако, это только ориентир, а не пресекательное или ограничительное требование, как уже неоднократно было подтверждено судебной практикой.
Такой подход не учитывает реальной потребности той или иной территории в НТО, кроме того, сама формулировка «минимальное значение» не исключает возможности, в случае необходимости, увеличения их численности. С проблемами сталкиваются владельцы НТО, желающие изменить свою специализацию, а коэффициенты, определяющие повышение размера оплаты за размещение таких объектов в два-три раза, не имеют строгого экономического обоснования.
Закон о торговой деятельности запрещает принимать акты или решения, которые дискриминируют в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, в т.ч. земельной, — напомнил заместитель руководителя УФАС по Свердловской области Сергей Волков. — При рассмотрении поступающих обращений ведомством установлено отсутствие ставки в формуле расчета размера ежегодной платы за размещение НТО. В отличие от арендатора, оплачивающего за год 13% от стоимости, владелец НТО за тот же период оплачивает всю аналогичную стоимость (100%), чем и допускается ухудшение положения пользователей земли при оформлении прав на использование ими земли договором на размещение НТО.
Кроме того, в сфере разносной торговли антимонопольное ведомство столкнулось с предъявлением излишних требований к внешнему виду НТО, искусственному «прикреплению» передвижных объектов к конкретному месту. Все это, по мнению руководства антимонопольного органа, ограничивает права честных предпринимателей и должно быть урегулировано местными органами власти.
Еще одним вопросом, рассмотренным на заседании, стала работа, проводимая антимонопольным органом в сфере наружной рекламы. По словам Сергея Волкова, помощь со стороны предпринимательского сообщества и неравнодушных граждан в выявлении незаконных рекламных конструкций может способствовать более оперативному решению этой проблемы.
Расширенный формат позволяет разным общественным объединениям, занимающимся защитой конкуренции и развитием предпринимательства, обмениваться информацией и «сверять часы» по проблемным вопросам для определения их системности и выработки обоснованных предложений для их решения, — отметил, подводя итог расширенного заседания общественного совета, его председатель Сергей Мазуркевич.