Подписаться
Курс ЦБ на 29.06
85,74
92,41

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии
Иллюстрация: Личный архив Дарьи Казаковой

Открыть свое дело не в мегаполисе, а в небольшом городе заманчиво и одновременно сложно. Предприниматели назвали системные проблемы российской провинции и рассказали, почему они выбрали этот путь.

Примерно 80% российских городов — малые. С одной стороны, они все похожи — экономика депрессивная, молодежь уезжает, если есть какая-то достопримечательность, она как-то спасает туризм. С другой стороны, каждый город уникален. Но проблема в том, что местные жители часто не замечают этой уникальности и не знают, что с ней можно сделать.

Деревянные дома — наследники прошлых эпох — обшиты сайдингом и увешаны рекламой, красивейшие церкви в стиле сибирского барокко часто стоят заброшенными... Но есть случаи, когда для таких городов вдруг все меняется — начинается движение, экономика идет в гору, приезжают люди, покупают дома, чтобы жить. Что произошло?

Просто сюда волей судьбы занесло непростого человека, который привозит свои идеи, энергию и раскрывает потенциал этих мест. Кто-то называет таких пассионарными, кто-то творческими, кто-то сумасшедшими. DK.RU поговорил с предпринимателями Сысерти о малых городах России и Урала, о роли личности в истории небольшого города и о способах развивать в нем бизнес.

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии 1Наталья Жердева, директор завода «Фарфор Сысерти»

О промышленном туризме, феномене Сысерти и о том, почему иногда полезно «вылезти из СПЫ» и сделать что-то красивое

О роли личности в истории города

— Когда-то в Сысерть приехали два московских художника. Приехали, постояли на берегу речки и остались. Так из завода изоляторов родился завод художественного фарфора. Два талантливых пассионарных человека решили перевезти сюда свои семьи и создали предприятие с богатой культурой и традициями. Здесь такое происходило всегда. Если обратиться к давней истории, то аналогичная ситуация была с процветающим железоделательным заводом Турчаниновых-Соломирских.

О промышленном туризме

— Наш завод, например, — уникальный объект промышленного туризма, важное и дорогое наследство советской производственной индустрии. Завод как производство и завод как туризм — это разные бизнесы. Но практика показала, что их можно сочетать.

Завод "Фарфор Сысерти"

Интерес к такому отдыху очень большой, потому что в России есть профессиональные керамисты и есть профессиональный керамический туризм. То есть люди, у которых есть свои печи и производства, хотят попасть на Фарфор Сысерти, потому что здесь живет интересная сложная технология.

Кроме того, среди туристов есть школьники, пенсионеры, художники, блогеры, часто люди приезжают семьями. В прошлом году наш завод посетило 11 тыс. 159 человек.

Дети берут в руки чашки и видят, как своими руками можно сделать фарфоровую красивую вещь и раскрасить ее. С одной стороны, это важная образовательная практика. С другой, невозможно всегда сидеть в СПА, рано или поздно надо вылезти из СПЫ и сделать что-то красивое.

Продукция завода "Фарфор Сысерти"

Мы строим представление об отдыхе, исходя из гипотез или стереотипов. Например, есть стереотип, что мы все хотим на море. Ну хорошо, съездили один раз, другой, третий, четвертый, пятый, но можно ведь еще что-то получить от жизни.

О феномене Сысерти

— Для туризма и любого другого бизнеса нужна транспортная доступность. Важно, чтобы ремонтировались дороги. На это можно наложить психологию людей, которые занимаются развитием данной территории — создают инфраструктуру, которая позволяет не только приехать на завод и в музей, но погулять и развлечься.

Феномен Сысерти — это сформировавшееся социальное сознание: люди могут ругаться, расходиться во-мнениях, просто быть разными, но понимать, что они часть одного целого. Это позволяет сотрудничать.

Это очень важно, потому что в обществе идет тенденция к разобщенности, сознание становится более индивидуалистичным. Это плохо… Люди перестают прислушиваться друг к другу, разучаются жить в коллективе. В малых городах эта способность сохраняется.

О системных проблемах малых городов

— Моя проблема в том, что негде селить студентов, которые приезжают на наше предприятие на практику. Средства размещения — это глобальная проблема всех малых городов. Даже если очень много всего интересного — сервис все равно не дотягивает. Часто получается так, что бизнес сделал точки притяжения, людям сюда ехать хочется, но они вынуждены сами для себя решать сложный вопрос с жильем.

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии 2Татьяна Панаиоти, режиссер и руководитель театра «Три апельсина»

О малых городах в целом — что нужно, чтобы историческое культурное наследие приносило доход и привлекало людей, что такое место силы и что должно быть первым деньги или идея.

Вы — режиссер, это ваше основное занятие, чем вы занимаетесь в Сысерти?

— 11 лет назад мы снимали фильм по повести Гайдара «Судьба барабанщика» (реж. Ирина Павлова) и искали фактуру, сохранившую дух советского времени. То есть мы попали в Сысерть в поисках натуры, тогда здесь было много заброшек и церковь была еще неотреставрированная. Тогда мы сняли несколько сцен внутри старого завода, и я просто влюбилась в это пространство.

Со временем стало понятно, что здесь очень много культурных слоев для творчества, из которых можно делать сюжеты. Например, я начала работать с иткульской культурой, следы которой присутствуют в Сысерти. В рамках фестиваля «Бажов-фест» я делала перформанс, посвященный птицевидному идолу.

Справка DK.RU:

 
Иткульская культура — археологическая культура первого тысячелетия до н. э., распространена на Среднем и Южном Приуралье. Археологи находят остатки укрепленных городищ, свидетельства развитой металлургии и взаимодействия с другими культурами, например, скифские мечи-акинаки. Ярким символом культуры являются антропоморфные птицевидные идолы, их можно посмотреть в Музее истории Екатеринбурга.
 

Иткульская культура, экспозиция Музея истории ЕкатеринбургаФото: DK.RU

Когда я поднимаюсь на гору Бессонова, я думаю о том, как жили здесь люди три тысячи лет назад. Какие бы катаклизмы и внутренние драмы ни происходили, в контексте этого они становятся незначительными.

Сысерть словно обнимает тебя своим плавным, текущим из глубины веков временем и в нем растворяется все — бешеный ритм повседневности, загнанность и усталость. Отсюда и силы у этого места.

Но для меня Сысерть — это место силы еще и потому, что у меня здесь есть со-творческие проекты. Например, я сотрудничаю с Алиной Рахматуллиной, которая занимается проектом «Антихрупкость» на заводе «Фарфор Сысерти». В рамках фестиваля «Лето на заводе» я третий год организую перформанс-лабораторию «Завод — место силы».

Перфоманс под открытым небом, Сысерть, "Лето на Заводе"

Создавая здесь сюжеты, можно уйти не только в древность, но и в культурный слой, созданный на основе сказов Бажова. Я думаю, этим Сысерть и привлекает творческих людей, а мэр Сысерти Дмитрий Нисковских поддерживает все, даже самые безумные начинания.

У вас получается заработать на жизнь творчеством?

— История с «Лето на заводе» — это грантовая история. В этом году она финансируется с помощью краудфандинга. Кукольный театр «Три апельсина» — это нормальный окупаемый бизнес, потому что там есть продажи билетов. То есть благотворительностью я не занимаюсь. На наших совместных проектах в Сысерти мы аккумулируем тысячи человек.

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии 3

Что нужно для развития туризма в малом российском городе, если можно, не на примере Сысерти?

— Первое — это доминанта (локация, легенда). Второе — фестиваль. Самый распространенный пример — Канский фестиваль документального кино, когда люди просто нашли в Сибири город Канск и организовали там фестиваль только из-за этой вот игры слов. Но туда реально стали приезжать люди со всего мира. На один месяц в году этот маленький городок в глубине России превращается в международный центр документального кино. Фестиваль — это то, с чего можно начать, и это не так уж сложно.

Третье главное условие для развития туризма — это еда, туалеты и проживание. По опыту Сысерти, один хостел и три гостиницы — это мало. Но тут хотя бы можно до Екатеринбурга доехать, а если это город, который чуть-чуть подальше, то увы.

Что важнее и что должно быть первым финансовые вливания или идейные люди?

— Средства вкладывать все равно придется. Но наверху в системе приоритетов должна быть идея. Деньги всегда приходят под проект, под идею.

Далее нужен хотя бы один человек, который этим живет, горит и болеет, видит это культурное достояние и способен его донести так, чтобы другим людям это было интересно и захотелось.

Плюс нужна связка с административным ресурсом или капитал — в идеале оба.

Как вам в целом города Среднего Урала?

— Недавно я была в Камышлове — там шикарная архитектура, там есть то, чего нет ни в Екатеринбурге, ни в Сысерти. Например, здание иконописной мастерской в стиле модерн и очень круто сохраненное здание издательства местной газеты. Центральная улица такая, что я сделала фотки и написала, что я в отеле «Рица», и мне поверили.

Но когда ты заходишь внутрь этих зданий, ты видишь навесные потолки и пластик. Даже в библиотеке, которая могла бы сохранить себе интерьер. На самом деле, имея такой крутой архитектурный фонд, Камышлов пока проигрывает Сысерти.

К сожалению, чем дальше в провинцию, тем сложнее с пониманием культурной ценности и необходимости ее сохранить.

Недавно мы были на сплаве, проплывали по реке Реж где-то рядом с Арамашево. Там в деревне стоит церковь сибирского барокко, а вокруг несколько кирпичных домов, и все это на берегу живописной реки. Это тоже можно сделать центром притяжения.

Иногда становится обидно за многие города: уникальные деревянные дома — наследники прошлых эпох — зашиты в сайдинг и увешаны рекламой. Видимо, сюда еще не дошли люди, которые показали бы, как это могло быть красиво и притягательно.

Дарья Казакова, владелица кофейни «Море кофе»

О том, как привычка наслаждаться кофе органично вписалась в быт небольшого города и почему именно людям со стороны лучше виден потенциал местных локаций.

Дарья Казакова

Почему кофейный бизнес в Сысерти хорошо прижился?

— Отличительная черта Сысерти в том, что в ней есть консистенция людей, которые любят свой малый город и хотят в нем развиваться. Однажды в Сысерть пришли ребята с проектом «Лето на заводе», которые все аккумулировали, и вот оно — «бух!».

Мы тоже начали с ними — делали с друзьями проект «Песни у костра». Именно ребята с «Лета на заводе» предложили нам открыть кофейню, хотя мы к этому бизнесу никакого отношения не имели.

Накануне я как раз смотрела ролики о том, как создают кофейню из морского контейнера. На тот момент в Сысерти была нехватка подобной инфраструктуры. Мы тогда пили кофе на заправках.

Справедливости ради стоит отметить, что мы были второй кофейней в Сысерти, а после нас открылись еще, и сейчас их около десяти. Местные жители — это постоянные клиенты, по выходным приезжают екатеринбуржцы.

Кофейня «Море кофе»

Бизнес чувствует себя комфортно, конкуренция не давит, мы хотим открыть еще одну большую кофейню. Я не спрашивала других собственников аналогичного бизнеса, почему они решили открыться, но есть предположение, что они просто видят, как это работает, и что в городе большое количество гостей.

Я думаю, определенную роль в формировании привычки пить кофе сыграли студенты, которые учатся в Екатеринбурге. В университетах давно сложилась традиция пить кофе перед учебой и после.

Один город, три истории и несколько причин развивать бизнес на периферии 4

У нас не было нехватки клиентов с самого начала. В целом все знают, что такое кофе с собой. И потом Сысерть — это не какая-то дыра, где нет рабочих мест. К нам приходят люди, которые работают рядом. Плюс в Сысерти много дачников — много тех, кто приезжает сюда на лето, а эти люди еще более привычные к хорошему сервису.

Что способствует развитию бизнеса в малых городах и развитию самих малых городов?

— Я не раз убеждалась, что развитию любой территории способствуют люди извне. Я недавно вернулась из Териберки — это село в Мурманской области за Полярным кругом. Там проходит известный на всю Россию и за ее пределами одноименный арктический фестиваль, который ежегодно собирает около 15 тыс. человек, несмотря на то что туда трудно и дорого добираться — на самолете с пересадкой.

Местные люди, гиды, отвечая на вопрос, как все это к ним пришло, говорят, что они не замечали красоты и уникальности своих мест, пока к ним случайно не приехали люди и не сказали нам, что тут клево — тут есть киты, северное сияние, океан и арктическая кухня.

После этого здесь начал развиваться бизнес?

— Бизнесы, конечно, влияют на развитие городов, но в основном это малый бизнес, который замахивается на качественные крутые проекты, такие как международные или общероссийские фестивали.

Какое будущее для Сысерти вы видите сейчас что еще нужно сделать?

— А дальше надо делать гостиницы и парковки. В летний сезон у завода никак не припарковаться — все занято. Надо, чтобы сюда заходили крупные бизнесы. Это привлечет еще людей и инициативы. Нужно гармоничное сочетание разных видов отдыха, культурно-познавательный туризм, допустим, и спортивный, чтобы, кроме экскурсий, были велодорожка, сапы.

Туристы видят лишь часть красивой Сысерти. На самом деле здесь есть что открывать для себя снова и снова. Очень много красивых мест остается за чертой «Лета на заводе» и набережной. Приведу примеры.

Ель около нашей кофейни растет уже более полувека, посажена еще до строительства девятиэтажек. Верхушку ей подрезали работники строительно-монтажного управления №27 во время строительства домов в конце 1980-х г. Теперь у нее несколько вершин.

Здание газеты «Маяк» по адресу ул. Карла Либкнехта, д.40. Дом был построен в начале 20 века купцом Макаровым. После 1926 г. здесь располагалась артель «Металлист», которая занималась производством металлической бытовой посуды и утвари. С 1967 г. сюда переехала редакция районной газеты «Путь к коммунизму», которая была позже переименована в газету «Маяк».

Жилой микрорайон «Двухэтажки» был построен в 1940-50-х гг. Здесь были первые квартиры с коммуникациями, коммуналка, отдельные стоматология и детский сад. Строительство микрорайона стало одним из первых шагов, чтобы заводской поселок стал городом.

Арт-объект «Ну, погоди!» по адресу ул. Карла Либкнехта, д. 26. На зеленом домике можно встретить двух известных бегущих персонажей из советского мультфильма. В Сысерти всегда жили настоящие умельцы.

Район «Рым». В 1842 году управление Сысертского горного округа решает строить новые механические мастерские, которые использовали водную энергию. Для этого строится новая плотина ниже по течению реки и образуется новый пруд, который получает название «Механический», жилой район рядом, где жили работники ремонтных мастерских, получил название «Рым». На базе зданий XIX в. 1942 г. был открыт завод по изготовлению гидромашин и насосов.

Фотографии предоставлены спикерами.

Читайте также на DK.RU: Как продвигать Сысерть. История экскурсовода, краеведа и общественника Александра Савичева.

Обсудить

Самое читаемое
  • С понедельника в Свердловской области вырастут тарифы на коммунальные услугиС понедельника в Свердловской области вырастут тарифы на коммунальные услуги
  • «Раньше с легкостью провожали сотрудников на пенсию, а теперь чаще уговаривают остаться»«Раньше с легкостью провожали сотрудников на пенсию, а теперь чаще уговаривают остаться»
  • «Рынок требует таблеток от жадности». Михаил Хорьков подвел итоги 4-х лет льготной ипотеки«Рынок требует таблеток от жадности». Михаил Хорьков подвел итоги 4-х лет льготной ипотеки
  • Окончательное решение. «Газпром» не станет выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.Окончательное решение. «Газпром» не станет выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.