Подписаться
Курс ЦБ на 17.01
102,37
105,80

Андрей Уткин: «Европа-Азия» — не мой марафон, это марафон города Екатеринбурга»

Андрей Уткин: «Европа-Азия» — не мой марафон, это марафон города Екатеринбурга»
Иллюстрация: Серия стартов «Европа-Азия»

«Собрались тысячи людей и бегут, сумасшествие какое-то». Как родилось главное беговое событие Екатеринбурга, сколько денег оно приносит и почему это хорошее дело.

11 августа 2024 г. в Екатеринбурге пройдет главное беговое событие сезона — IX марафон «Европа-Азия». Участники стартуют на дистанциях 3 и 10 км, полумарафона 21,1 км, марафона 42,2 км и эстафеты. 

В интервью DK.RU о пробеге, ставшем одной из «визиток» Екатеринбурга, о вовлечении людей в бег, о туристической составляющей марафона и мечте об идеальном спортивном мероприятии рассказал директор серии стартов «Европа-Азия» Андрей Уткин:

Андрей Уткин: «Европа-Азия» — не мой марафон, это марафон города Екатеринбурга» 1— Когда мы захотели сделать марафон, изначально как-то сразу уловили, что лучше сделать серию, и в первый же год сразу сделали три старта: «Майская гроза», сам марафон и «Ночной забег». Весной забегом «Майская гроза» мы будим беговое сообщество после зимней спячки и затаскиваем в ЗОЖ новичков, которые себе в новогоднюю ночь давали слово начать бегать. Человек выбирает дистанцию 5 или 10 км, преодолевает ее и понимает, что елы-палы, я тоже могу. Ведь не все кругом красивые, стройные и молодые, но все бегут. На «Европе-Азии» через три месяца он уже может замахнуться на 21 км, а «Ночным забегом» мы показываем людям не просто бег, а шоу, где свет, лазеры, музыка и фан. В декабре мы закрываем сезон, встречаем зиму на бегу, в первое воскресенье декабря.

Раньше в серии еще был пробег «Шигирский идол», что с ним случилось?

— Это был трейл в окрестностях Екатеринбурга по пересеченной местности. Мы провели его три раза и в этом году решили его не делать. В 2023 г. вышел указ губернатора, что людям нельзя в лес из-за пожарной безопасности, нам пришлось переносить этот старт на октябрь. В этом году мы ожидали чего-то похожего, и правильно сделали. Предварительно старт был запланирован на 12 июня, но мы заранее отказались от него, иначе он опять был бы отменен из-за запрета и перенесен.

А где сейчас копия Шигирского идола, символ трейла?

— Наш Шигирский идол стоял в зоне старта-финиша забега, ребята из компании «Дровосек» сделали нам четырехметровую точную копию. Сейчас он лежит на складе и ждет своего часа. Мне многие участники трейла говорили, что они не знали, что вообще есть такой Шигирский идол.

На марафоне «Европа-Азия» можно с ним сделать отдельную фотозону, для просвещения.

— Подумаем.

Вы не планируете объединиться с другими местными спортивными событиями, например с «Забегом на Высоцкий» или с лыжным марафоном «Европа-Азия», проводить многодневки или общий зачет?

— В «Забеге на Высоцкий» я как-то преодолел 24 этажа и меня не взяли во второй этап, к слову. Может быть, мы когда-нибудь подумаем над этим вопросом, чтобы сделать громадную уральскую серию. Мы все, организаторы, прекрасно общаемся. Когда-то мы обсуждали тему состыковаться с Ночью музыки, чтобы приезжих участников ждало сразу два больших мероприятия, но ушли от этого. Сейчас скажу, что в Екатеринбурге существует очень старый марафон имени Дутова, его проводят Эрик Хасанов, он главный судья нашего марафона, и администрация Октябрьского района. Мы вышли с предложением, чтобы этот марафон с определенными нововведениями вошел в серию «Европа-Азия», и они согласились. Надеюсь, что уже в 2025 г. наш беговой сезон будет открывать лютый уральский марафон имени Дутова.

Марафон «Европа-Азия»: прошлое и настоящее

Главный марафон Екатеринбурга родился в 2015 г., следующий, 2025-й, год станет для мероприятия юбилейным.

На марафоне есть лимит участников, в 2024 г. это 6 тыс. человек. А сколько бегунов вышли на первый старт?

— В 2015 г. было 2 800 человек, до 6 тыс. мы добрались в 2019 г. В 2020 и 2021 гг. был провал, теперь постепенно выравниваем ситуацию, 2023 г. было 3 200 участников. В 2024 г. мы готовы принять 6-7 тыс. человек, и в этом году у нас есть новшество в программе — командная эстафета. Мы предлагаем любому коллективу преодолеть дистанцию 42 км, разделенную на пять этапов. Пять участников, среди которых минимум одна женщина, будут передавать друг другу эстафету и бороться за корпоративный кубок. На сегодня зарегистрировалось уже 26 команд.

Как за девять лет изменился состав участников марафона?

— Могу сказать, что женщин, участвующих в беговом движении, стало больше. Цифры подросли с 28% до 38%, сейчас деление примерно 60% мужчин и 40% женщин. Стал пользоваться популярностью детский забег — если раньше было 150 участников, то сейчас уже 350, вся семья в спорте.

25-30% каждый раз — это новые люди, порядка 2 тыс. человек, которые выбирают себе дистанцию по силам. Основная масса — 60-70% —  те, кто участвует во всех наших пробегах, местные жители. Мне кажется, это здорово, мы делаем большое, хорошее дело.

Мы нацелены на всю страну, у нас отметилось уже 55 регионов России, больше 350 городов. Но в основном участвуют Екатеринбург и города-сателлиты — Челябинск, Тюмень, Уфа, Ханты-Мансийск, Омск, Новосибирск, но не дальше. Иногородних участников становится все больше, люди хотят посмотреть наш город, узнать его историю — конструктивизм, Свердловский рок-клуб, у нас много точек притяжения.

Хотелось бы больше участников из Москвы, но для этого москвичу надо понять, почему он должен поехать в Екатеринбург. При том что логистика прозрачная, москвичу сесть в самолет в Домодедово, прилететь на Урал, заселиться в гостиницу быстрее, чем добраться из Москвы до какого-то марафона в Ярославле.

Как вы решились на такое огромное мероприятие, как городской беговой марафон?

— Даже сейчас к нам приходят люди, которые хотят проводить какие-то старты, мы их называем «очарованные». Они думают, что это легкий бизнес. Именно таким человеком был и я.

В 2013 г. я как любитель впервые преодолел Московский марафон, в 2014 г. — Алма-Атинский, и после него я ехал в поезде и думал, что надо сделать точно такой же в Екатеринбурге. Тот человек, который преодолел марафон 42 км 195 м, хочет до других донести эмоции, которые он сам испытал, они невероятные.

Мне хотелось, чтобы все узнали, что такое марафон, и я не думал ни о каком бизнесе.

Я приехал в Екатеринбург, рассказал о своей идее другу и мы поехали на марафон Конжак, чтобы он своими глазами посмотрел на подобные старты. Шоссейный и горный марафон — это разные вещи, но он увидел, удивился, что 2 тыс. человек собрались и бегут, сумасшествие какое-то. Мы вернулись и вместе пошли еще к одному моему другу, к Евгению Тетерину, он председатель Союза десантников России по УрФО, и вот благодаря ему мы начали это дело и добились своей цели.

Проведение марафона в городе-миллионнике это запредельный объем организационной работы.

— Я скажу честно, мы вообще не понимали, что нас ждет. Мы просто это делали, вчетвером. В первый марафон все получилось не так, это было ужасно, ошибка на ошибке. Но он состоялся. Когда прошел первый старт, мы все заревели. Причем надо понимать, что мои друзья — афганцы, они много через что в жизни прошли, но и у них были слезы на глазах, эмоции захлестнули.

После такого опыта не сказали себе, что провели раз и хватит?

— Мы заявили о себе и решили продолжать. И в последующие годы совершали много ошибок, но без ошибок никак. Но каждый раз хочется сделать идеальный старт. Мы надеемся, что в этом году он будет.

Много негатива получали?

— Кто-то супернегативно может написывать в соцсети, и это видит вся страна. Были случаи, когда я лично звонил такому недовольному и приглашал встретиться у нас в офисе. Там я рассказывал и показывал всю внутреннюю кухню, усаживал за свой компьютер, открывал определенные файлы. Человек уходя жал мне руку, а потом начинал нас защищать от негатива в соцсетях.

Или, к примеру, Саша Торощин, который иногда публично высказывался негативно о наших организационных ошибках. Сейчас он делает шикарный триатлон URALMAN, после первого его мероприятия я выждал дня четыре, потом ему позвонил, и говорю: Саш, ну как, теперь ты понимаешь, о чем я говорил? И он ответил, что вот теперь понимает. Критиковать легко, но понять можно, когда ты сам в такое же вляпался по уши.

Учитывая, насколько компактный Екатеринбург, прокладывать трассу отдельная головная боль?

— Тут сходятся несколько факторов — как проложить маршрут, чтобы его можно было согласовать и чтобы он был сертифицированным. Это же не просто — отмерил дистанцию и побежали. К нам приезжал Илья Михайловский, официальный измеритель Association of International Marathons and Distance Races, международной ассоциации всех марафонов и забегов, которая объединяет более 300 марафонов и пробегов из 95 стран. На специальном велосипеде со специальным счетчиком он проехал, все измерил, дал предписания, что, например, для обеспечения безопасности бегунов здесь нужен заворот с таким-то радиусом и т.д. После выполнения всех требований, а с каждым годом они ужесточаются, трассе выдается международный сертификат единого образца на 5 лет.

Сейчас, зная все, что вы знаете о проведении таких массовых мероприятий, вы бы ввязались в это снова?

— Никогда, нет, точно я бы не стал этим заниматься, однозначно. Сейчас это уже как чемодан с отломанной ручкой, не бросишь, надо катить дальше. У нас появилась команда молодых ребят, которые меня, 55-летнего человека бодрят, они по-другому смотрят на некоторые вещи и это здорово.

Мэрия вас поддерживает?

— Управление спорта администрации Екатеринбурга — прямо горой стоят за нас все эти девять лет. Сейчас я понимаю, что без поддержки администрации города, без этого направляющего вектора и скоординированных действий всех структур сделать мероприятие такого масштаба невозможно. Это и обеспечение безопасности сотрудниками УВД и ЧОП, это пожарные и бригады скорой медицинской помощи, это машины блокирования для перекрытия улиц, перенаправление общественного транспорта, работа нескольких сотен волонтеров, расставленные ограждения, строительство стартового городка и многое, многое другое.

Это не бросается в глаза, но это огромное количество сил и средств. Нервная система в конце мероприятия у организаторов просто обнулена. Администрация города — это монстры, которые борются за нас, помогают абсолютно во всем, советуют, предлагают варианты, мы не чувствуем себя брошенными.

Перенаправление транспортных потоков во время пробегов не ведет к большой любви горожан.

— Я понимаю, что у нас любое большое мероприятие в центре города вызывает транспортный коллапс, жители пишут жалобы в администрацию, в ГИБДД, в УВД. Тут нам всем еще надо поработать над объединением.

Мне рассказывал человек, который был на нью-йоркском марафоне, что в нем участвует 55 тыс. человек, из них 17 тыс. — жители Нью-Йорка. Но меня удивило то, что вдоль трассы стоят сплошной полосой 2,5 млн болельщиков и поддерживают бегущих. Так что хотелось бы, чтобы у наших горожан менялось мировосприятие, чтобы они в воскресенье, в день проведения марафона 11 августа, вышли на улицы и поприветствовали эти 6 тыс. сумасшедших на дистанции.

Марафон обладает невероятной здоровой спортивной атмосферой, все шумят и веселятся, это красочно. Посторонний человек заражается атмосферой здорового образа жизни, и максимум через два года встает в ряды людей, занимающихся спортом. Поэтому всех приглашаю приходить семьями, чтобы дети тоже в это окунулись, это заражает.

Многие силовые структуры сейчас настаивают, чтобы наш марафон проходил на территории Дворца водных видов спорта в Новокольцовском. Но бегать можно где угодно, для этого человеку из Новосибирска, Владивостока или Рязани не нужно ехать в Екатеринбург. Наша задача — показать ему город, какой он красивый и достойный.

А если мы отправим людей бежать марафон 10 кругов по 4 км в Новокольцовский — они не поедут, и мы погубим эти соревнования. Это ведь не мой марафон, это марафон нашего города, это одна из визитных карточек Екатеринбурга.

Сколько стоит слот на участие в пробеге Европа-Азия?

— Взрослый слот 1,5-2 тыс. руб., детский — 800 руб. Все очень доступно на самом деле, особенно для жителей Екатеринбурга — беги себе на здоровье и смотри на любимый город с необычного ракурса.

Вы не планируете поднимать стоимость?

— Этого делать нельзя. У нас есть договоренность с другими крупными марафонами нашей страны. Казань, Сочи, Самара, Петербург, Москва, все держим на одном уровне. Это важно, потому что платежеспособность людей упала.

Почему все-таки беговое мероприятие?

— У нас в правительстве говорят, что к 2030 г. мы должны вовлечь в спорт вот столько-то людей. А как это сделать? Бег, на мой взгляд, самый легкий способ втянуть человека в систематические занятия спортом. Это просто: купил кроссовки, шорты, майку и побежал.

Для сравнения, в США в бег вовлечено 22% населения, у нас — 0,4%. С человеком что-то должно произойти, чтобы он начал бегать и потом захотел преодолеть марафон, и мы человека к этому ведем. А преодолев однажды марафон, ты будешь бегать всегда.  

Когда ты бежишь марафон в толпе — это невероятно. Нереальные чувства, когда стоишь в стартовом створе, плечом к плечу с такими же, как ты, я это знаю по себе. Когда ведущий со сцены дает обратный отсчет: 10, 9, 8, когда все хором это кричат, по телу бегут мурашки. Все знают, что марафон после 35 км покажет, ху из ху, это выльется в чувства, которые ты получаешь на финише. Ради этого стоит преодолеть марафон.

При этом несчастные случаи на подобных пробегах, к сожалению, не редкость.

— В этом году, чтобы подстраховаться от жары, мы решили сделать старт не в 8 утра, а в 7. Потому что предполагаем, что жара будет. Мы общаемся с организаторами других марафонов, и когда где-то кто-то на каком-то старте умирает по каким-то причинам, естественно, мы узнаем это первыми.

Я утром на следующий день после марафона в 2022 г. проснулся, еще ничего не соображая, от звонка старшего волонтера, которая сказала, что у нас умер участник. Мы пошли на склад, вручную перебрали все медицинские справки, нашли врачебный допуск этого участника и перекрестились, что мы защищены. Человек не рассчитал свои силы. Парень бежал 10 км и умер за 1 км до финиша. От этого никто не застрахован

У нас на трассе стоит большое количество фотографов, мы запросили снимки и проследили маршрут. Где-то за 1,5 км до финиша было видно, что участнику стало плохо, ему нужно было остановиться. Но ему оставался километр, и, видимо, он хотел выбежать из 60 минут и дотерпеть. Но иногда не надо рекордов, надо вовремя останавливаться.

Вы сами бегаете еще?

— Уже три года я не бегаю, решил взяться за себя опять, а то что-то распустился. Надеюсь, что в следующем году, в наш юбилейный 10-й год, выйду на одну из дистанций.

Какой марафон является для вас образцовым?

— Я не видел лично марафон в Нью-Йорке, поэтому — Московский марафон, где участвует 30 или 32 тыс. чел. Я знаком с Дмитрием Тарасовым, знаю, через что он проходит, вижу его отношение к работе. Он сейчас делает еще и марафон «Белые ночи».

Я всегда говорю, мы должны быть как Московский марафон. В ответ мне говорят, что мы не Москва. Но мы не хуже. Казань уже догоняет Москву, в этом году у них было 27 тыс. участников. Вадим Янгиров, директор казанского марафона, на 10-й юбилейный марафон сделал невероятные вещи. Но Москва для меня идеал.

VIP-забег когда сделаете?

— Это моя мечта, чтобы мэр и губернатор выходили на старт марафона. В 2025 г. мы что-нибудь обязательно им предложим. Я вам скажу, что при решении задач, связанных с проведением бегового мероприятия, если среди руководителей любых структур попадаются марафонцы, триатлеты, лыжники, то есть спортсмены, сразу все становится проще, раз — и подписали, все веселее и быстрее происходит.

А еще у нас просится велосипедная гонка мирового уровня, Тур де Урал. Хотим сделать вот такой старт, чтобы было мощно. Когда говорят Тур де Франс, все понимают, что это такое. Хочу так же, не знаю, в каком году. 

Моя мечта, что в Екатеринбурге марафон будет бежать по центральным частям города, у нас есть прорисованная трасса мечты. Мечтаю, что на старт выйдут 30 тыс. человек и эту лавину будет не остановить, я верю, что этот день наступит.

Бегущих людей становится все больше, они выбирают для себя самые лучшие марафоны, и мы должны соответствовать их ожиданиям. Когда любителя бега спрашивают, хочет ли он пробежать марафон в Нью-Йорке, или в Бостоне, или в Чикаго, или в Токио, или в Берлине — он говорит — да, я хочу. Вот мы должны сделать такой старт, чтобы люди горели желанием пробежать марафон в Екатеринбурге.

Читайте также на DK.RU:

>>> Три карьеры Ивана Алыпова: спортсмен, предприниматель, чиновник

>>> Николай Заварухин: «Мы шли к цели через трудности, плохие игры и все верили друг в друга»

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.