Идут на рекорд. Продажи новых авто в 2024 г. выросли на 79%
Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля составляет 2,8 млн руб. Лидером по продажам остается «Автоваз», но он начинает сокращать долю рынка. Китайский автопром, напротив, наращивает влияние.
Продажи новых легковых автомобилей в июне оказались в 1,5 раза выше, чем годом ранее, а показатели за первое полугодие 2024 г. прибавили 79%, пишет Forbes со ссылкой на «Автостат».
Согласно информации экспертов, за январь-июнь в России было продано 719,3 тыс. новых легковых автомобилей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (401 567 штук). При этом в июне 2024 г. было продано 124,3 тыс. новых авто, что в 1,5 раза превышает прошлогодние показатели. При этом средневзвешенная цена нового легкового автомобиля, по оценке «Автостат», в мае 2024 г. составила 2,8 млн руб.
Лидером на российском рынке остается «Автоваз», который за шесть месяцев этого года продал 204 тыс. авто и занял 28,8% всего рынка. Эксперты уточняют, что в прошлом году доля «Автоваза» была выше — 35% рынка.
Продажи Haval выросли на 111,3% (полугодие к полугодию), до 81,4 тыс. штук, за ним следует Chery — рост более 51%, до 71,3 тыс. единиц. Продажи Geely выросли на 111,4%, до 69 тыс. автомобилей, Changan нарастил продажи на 455,9%, до 48,7 тыс. единиц.
Директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев объясняет, что такой рост продаж китайских автомобилей связан с эффектом низкой базы:
В прошлом году клиенты только привыкали к маркам из Китая, в этом году продажи пошли вверх по органическим причинам. Помимо Haval, Сhery и Geely, есть еще два десятка китайских брендов, которые активно борются за долю рынка. В этом году марки применили максимум возможностей для роста и удержания продаж, был выпущен максимум субсидий, поддержек и акций.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич вместе с тем считает, что в ближайшие месяцы таких результатов рынок уже не покажет, потому что будет сложнее получить кредит на машину.
С 1 июля 2024 г. на рынке автокредитов действуют ограничения. Как рассказывал DK.RU, банки теперь гораздо строже оценивают заемщиков и станут предоставлять меньше автокредитов клиентам с высокой долговой нагрузкой, у кого на платежи уходит более половины дохода.
Еще одним триггером является ключевая ставка ЦБ. Сегодня она высокая. Если в конце июля регулятор решит еще ее поднять, это усложнит работу с кредитными сделками, где доля китайских марок достигает 80%, усугубит расходы дилеров на стоки выкупленных машин, — говорит эксперт.
Участник рынка объясняют, что всплеск спроса в июне связан с тем, что клиенты хотят успеть купить автомобиль до возможного повышения ключевой ставки 26 июля, чтобы стоимость владения была не чрезмерной.
Я вижу некоторое насыщение рынка и это наравне с периодом отпусков может негативно сказаться на спросе в июле. С другой стороны, отмена льготной ипотеки может сместить вектор покупательской активности с недвижимости в сторону приобретения более доступной собственности — автомобиля, — добавляет Терлюкевич.
Ранее эксперты DK.RU предполагали, что по итогам 2024 г. объемы рынка новых легковых автомобилей составят 1,3-1,4 млн проданных машин — это чуть больше, чем в 2023 г., когда в России было продано 1,2 млн легковых автомобилей.