«Для того чтобы школьники шли на заводы, нужно разговаривать с их родителями»
Острый дефицит кадров создает новые вызовы — работать со студентами и выпускниками школ в привычном виде уже недостаточно. Что могут сделать работодатели? Пять конкретных шагов.
В России живет 76 млн человек трудоспособного населения. И только от 1,7 до 2,5 млн из них в настоящий момент не трудоустроены. Рекордно низкий уровень безработицы — большая проблема для предприятий, особенно из высокотехнологичных отраслей. По данным Ассоциации инновационных регионов России, только за последний год потребность в высокотехнологичных кадрах выросла на 25%. А судя по демографическим тенденциям и низкому интересу молодежи к рабочим специальностям, работодателям нужны новые форматы работы с молодежью. Городские депутаты уже предложили предприятиям принимать несовершеннолетних на работу, чтобы школьники могли «понюхать мазут».
Многие крупные компании уже присоединились к федеральному проекту «Профессионалитет» и получили возможность влиять на программы подготовки и набор студентов по нужным специальностям. Но, как признаются представители предприятий, эта программа не панацея. Что еще необходимо для решения проблемы — рассказали эксперты на полях выставки ИННОПРОМ.
Знакомить детей с предприятиями на своих площадках
Дмитрий Антонов, директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области:
— Для того чтобы хотя бы увлечь подростков производственной средой, нужно извернуться и прыгнуть выше головы. Говорю об этом как руководитель организации, которая ежегодно трудоустраивает на время каникул около 20 тыс. подростков. Год назад на Всероссийской ярмарке вакансий в Екатеринбурге на этот счет развернулась дискуссия с представителем Минтруда России и работодателями. Пришли к такому выводу: чтобы заинтересовать ребенка, на предприятии должен быть либо очень зрелищный процесс, либо вау-результат, который ребенок может потрогать и сказать: «Это мое».
К сожалению, если посмотреть на наше поколение и сегодняшних подростков, с точки зрения когнитивной психологии мы сильно отличаемся. В детстве кто-то из нас рубил палкой крапиву, кто-то засыпал карбид в бутылки, кто-то разбивал кинескопы у старых телевизоров. Эти активности формировали наши ощущения, восприятие, сенсорные реакции, поэтому нас было проще профессионально ориентировать — ведь когда мы становимся взрослыми, наши детские ощущения резонируют с восприятием жизни.
Сегодня же подростков профориентировать можно только на что-то визуальное, к тому же перечень активностей у них, по сравнению с нашим детством, ограничен. В наши дни надо снова пройти сложный путь воссоздания престижа рабочих профессий.
Сейчас мы внедряем в наших подведомственных учреждениях технологию «Школа-колледж-предприятие», основанную на принципах старой школы — учим детей решать какие-то реальные задачи и спустя два года выводим их на чемпионаты. Например, уже привлекли к реализации проекта Центр медицины катастроф и Свердловский областной медицинский колледж — учим детей оказывать первую помощь, ставить уколы и видим, что им это интересно. У нас уже даже есть очередь на медицинские специальности. Поэтому я бы призвал работодателей не бояться и активнее знакомить детей с предприятиями на своих площадках. Это бесценный опыт, который обязательно окупится в будущем.
Вести перспективных ребят со школы
Елена Позолотина, заместитель генерального директора по управлению персоналом ТМК:
— Для решения кадровых задач мы присоединились к федеральному проекту «Профессионалитет»: подписали соглашения о взаимодействии с учебными заведениями, скорректировали их программы подготовки и уже сейчас видим положительный эффект. На всех наших производственных предприятиях есть полигоны, где можно обучать навыкам рабочих профессий. За два года мы набрали 1160 студентов. Но ежегодно на всех наших предприятиях необходимо набирать 6000 новых сотрудников. Поэтому, с одной стороны, программа дает нам достаточно большие цифры, с другой, она только частично покрывает наши потребности и целевые задачи.
В планах на ближайшие три-пять лет — увеличить количество групп, которые мы будем формировать по программе «Профессионалитет», и набор студентов на наши предприятия. Через пять-шесть лет мы будем наблюдать пик трудоспособного экономически активного населения в возрасте 18-25 лет. Дальше мы столкнемся с последствиями демографической ямы. Поэтому наша задача — привлечь к себе на предприятия как можно больше ребят из этой возрастной группы и удержать их.
Мы уже сейчас приглядываемся к ребятам, которые через несколько лет поступят в профильные вузы и колледжи. С шестого класса в школах в регионах присутствия компании формируются списки тех учеников и их родителей, кто интересуется металлургией и возможностями для развития в этой отрасли. После того, как эти дети поступают в ссузы, с которыми мы взаимодействуем, мы сопровождаем их в процессе обучения и стараемся заинтересовать в дальнейшей работе на предприятиях ТМК. Для того чтобы наладить коммуникацию, мы хотим создать социальную сеть по типу нашей корпоративной сети, чтобы разговаривать со школьниками и их родителями на современном языке.
Сегодня мало кто из родителей хотел бы, чтобы ребенок связал свою жизнь с рабочей профессией. И если с детства формируется стереотип, что быть рабочим — это плохо, то, к сожалению, в будущем ребенок не будет смотреть в сторону рабочих профессий.
Помогать школьникам освоить физику
Виталий Жуков, заместитель генерального директора — руководитель аппарата Россети Урал:
— Мы стараемся чаще приходить в школы и не просто рассказывать, какие есть профессии в энергетических отраслях. Мы приходим с конкретным предложением: если вы сдаете физику, у вас есть интерес к инженерным специальностям, — мы готовы организовать обучение. Если мы хотим привлечь ребят для дальнейшего обучения в колледже, к ним нужно приходить не в 9 классе, а в 8, и запускать профильные кружки за год до того, как они примут решение о сдаче экзамена по физике.
Мы видим, что сегодня все меньше выпускников сдают экзамены по профильному для нас предмету — физике. Когда мой ребенок заканчивал 9 класс, многие его одноклассники пошли сдавать ОБЖ, потому что это было легче всего. А те ребята, которые осваивают профильные предметы, ориентируются преимущественно на профессии, которые продвигает государство, — например, IT, ту же сборку беспилотников. А значит, потенциальных кадров для сферы энергетики становится все меньше.
На одной из смежных секций ИННОПРОМ коллега отметила: конверсия от работы со школами сегодня — около 1%. Но мы не можем этим не заниматься. Есть большая проблема с набором в профильные учебные заведения. Мы можем обратиться в профильные колледжи с просьбой увеличить набор в конкретных территориях, например с 300 до 600 человек. А они нам ответят, что и эти-то 300 мест закрывают с трудом. Падает и уровень студентов: если раньше на наши специальности принимали абитуриентов со средним баллом 3,9-4, то сейчас он упал до 3,6.
Программы обучения в колледжах несколько лет назад привязали к профессиональным стандартам и сегодня они не нуждаются в серьезной докрутке. Но материально-техническая база, на которой учатся ребята, была разработана еще в 1980-1990-е гг. С помощью проекта «Професионалитет» мы взаимодействуем с колледжами и помогаем им обновить техническую базу. Но не всегда это удается — например, в Свердловской области мы пытались зайти в технологические техникумы, но проиграли конкурс другим работодателям. В колледжах нужно решать еще одну серьезную проблему — дефицит преподавателей. Ребята, которым интересно заниматься преподаванием и научной деятельностью, уходят в бизнес-структуры, потому что там сегодня есть хорошие зарплаты и социальные пакеты.
Воссоздавать престиж рабочих профессий
Денис Дыбов, Директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ:
— Проблема дефицита кадров актуальна не только для крупных компаний, но и для МСП. Но давайте не будем забывать, что крупного бизнеса у нас 26 тыс. компаний, а в секторе МСП работает более 6 млн предприятий. Малые и средние предприятия более ограничены в финансах и имеют не такой большой штат сотрудников, занимающихся кадровым вопросом. У них намного меньше возможностей для рекрутинга, хождения в школы, запуска собственных программ подготовки, ведения своих соцсетей.
Раньше человек труда был в почете и имел уважение. Сегодня молодые люди говорят, что работать руками немодно. Какую культуру мы им прививаем? Раньше в медийном поле прославляли человека труда, сегодня на экранах — Моргенштерн* (включен в реестр иноагентов) и блогеры. И о каком технологическом суверенитете сегодня может идти речь?
Приходить на родительские собрания
Александр Смекалин, директор Ассоциации инновационных регионов России:
— Каждый человек стремится получать справедливое вознаграждение за свою работу, и чем больше, тем лучше. Давайте посмотрим, сколько сегодня зарабатывают курьеры? 100-150-200 тыс. руб. в зависимости от региона. Достойную зарплату также получают бариста и сотрудники барбершопов — они проходят обучение и приобретают определенные навыки, но это несопоставимо с усилиями рабочего. А какой путь нужно пройти, чтобы начать зарабатывать 150 тыс. руб. на заводе?
Перекос вознаграждения в сторону неквалифицированных профессий — это большой вызов для рынка труда. Сегодня это серьезная проблема, с которой нужно что-то делать.
В преддверии приемной кампании вузы активно взаимодействуют с абитуриентами, стремясь привлечь их внимание и заинтересовать в поступлении. Однако я замечаю, что представители бизнеса редко участвуют в таких встречах. Более продуктивный диалог мог бы выглядеть следующим образом: если бы представители компаний встретились с родителями и рассказали им о возможностях трудоустройства их детей после окончания вуза, с указанием конкретных зарплат и перспектив, — это могло бы повысить шансы на привлечение молодых специалистов. Да, работодатели уже взаимодействуют со студентами старших курсов, курируют их проектную деятельность и предоставляют места для практики, но это не всегда приводит к желаемому результату. Если бы компании чаще присутствовали на родительских собраниях, эффект был бы заметнее.
Ранее на DK.RU:
9 тыс. человек не хватает промышленности Свердловской области
«Раньше с легкостью провожали сотрудников на пенсию, а теперь чаще уговаривают остаться»
* - выполняет функции иностранного агента