Даже смартфоны. Зарубежные товары, купленные через маркетплейсы, могут сильно подорожать
После принятия изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС предметы, купленные для себя через онлайн-площадку, не будут считаться товарами для личного пользования. Вся надежда на здравомыслие Минпромторга.
Процесс зарубежных онлайн-покупок может сильно усложниться из-за обновления Таможенного кодекса ЕАЭС. Об этом РБК рассказали несколько игроков рынка интернет-торговли.
В ближайшее время страны — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; включает Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию) должны ратифицировать изменения в Таможенный кодекс союза. Согласно обновлению, товары трансграничной торговли будут выделены в отдельную категорию, на них придется заполнять декларации. Появится институт оператора электронной торговли (будет осуществлять таможенное декларирование, уплачивать в отношении таких товаров таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование). Кроме того, будут созданы специальные склады для товаров электронной торговли, на которые поступают товары до того, как их растаможат и выставят все необходимые акцизы и пошлины.
Сейчас заграничные товары на маркетплейсах проходят под видом товаров для личного пользования. То есть на них действуют те же правила, что на туристов, провозящих вещи в багаже. Напомним, граждане при этом могут не предоставлять разрешительные документы и не обязаны платить пошлину, если стоимость товара не превышает $200.
После вступления в силу поправок понятие «товары для личного пользования» будет применяться лишь к физлицам, которые ввозят или вывозят купленные предметы через границу, пояснила изданию Галина Донцова, исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки (АТЭД) и советник юридической фирмы «Некстонс». Товары же электронной торговли будут выделены в отдельную категорию и прежние условия для них перестанут действовать.
По словам Донцовой, в список категорий товаров, ввоз которых может быть полностью ограничен, если не принять никаких мер, очень широк и включает в том числе смартфоны, «радионяни», лекарственные средства, сыры и колбасы, корма для кошек и собак, овощи и фрукты.
9 июля в Минпромторге прошла встреча рабочей группы по нетарифному регулированию, где обсуждался этот вопрос. На ней онлайн-игроки настаивали, что необходимо принять нормативно-правовую базу под новую редакцию Таможенного кодекса ЕАЭС, чтобы покупки товаров из-за рубежа в интернете (в том числе, например, у китайских продавцов на российских маркетплейсах) не стали дороже и сложнее.
По словам источников РБК, наиболее сильно изменение правил может повлиять на компании, которые ориентированы преимущественно на трансграничную торговлю: AliExpress, CDEK.Shopping, направления Global у Ozon и Wildberries для покупки российскими клиентами товаров из-за рубежа, а также на «Почту России». Для последней этот сегмент является самым высокомаржинальным, доля «Почты России» в трансграничных поставках составляет 50-60% по отношению к другим перевозчикам.
Представители таких площадок, как «Яндекс Маркет» и Ozon, считают, что для товаров электронной торговли, заказанных из-за рубежа, должны сохраниться те же условия ввоза в страну, что и для товаров личного пользования, указывает РБК.
Если этого не сделать, то товары электронной торговли, приобретаемые физлицами, будут приравнены к коммерческим партиям.
На каждый заказанный товар покупатель будет вынужден оформить такой же пакет разрешительных документов, как крупный бизнес оформляет на коммерческую партию. Оформление всех сертификатов, нотификаций и деклараций соответствия на индивидуальную посылку будет многократно превышать стоимость самого товара и занимать до трех месяцев. С отдельными категориями товаров пройти процедуру со штучным товаром будет в принципе невозможно, — утверждает представитель Ozon.
То есть покупатель смартфона через онлайн-площадку должен будет провести дорогостоящую сертификацию устройства, а тот, кто приобрел футболку, — промаркировать ее для переправки через границу, а это в принципе невозможно, добавляют в «Яндекс Маркете».
Представитель Ozon предупредил, что если ситуация не изменится, пострадают покупатели, поскольку цены на все товары из-за пределов ЕАЭС вырастут на 15%. Также вырастут сроки доставки, считают другие игроки рынка.
Представитель Минпромторга заверил РБК, что этот вопрос сейчас прорабатывается. По его словам, предполагается, что товары электронной торговли будут подразделяться на две категории: предназначенные для реализации физлицам и приобретенные физлицами. Соответственно, для вторых сохранятся правила «товаров личного пользования».
Изменения в Таможенный кодекс вступят в силу после ратификации соответствующего документа последней страной — участницей союза и ее уведомлением об этом комиссию. Пока никто из стран — участниц ЕАЭС этого не сделал, уточняет издание.
Читайте также на DK.RU:
>>> Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom
>>> «Вложений — от 500 тыс.». Как открыть свой маркетплейс и какие ниши сейчас свободны