Власти готовят поправки в УК РФ. Имущество родственников коррупционеров ждет конфискация
Мера конфискации имущества применяется крайне редко и касается только активов, которые обвиняемый получил преступным путем. Теперь лишать имущества будут не только коррупционеров, но и членов семьи.
В Госдуме готовят поправки в УК РФ, которые предполагают, что за коррупционные преступления конфискацию могут распространить на все имущество виновника и его наследников первой очереди — совершеннолетних детей и родителей, пишут «Известия». В Госдуме объясняют, что необходимость законодательных изменений объясняется поручением президента наращивать усилия по противодействию и предупреждению коррупции.
Данную меру предлагают применять, если коррупционер совершает преступление в составе орггруппы и отказывается сотрудничать со следствием.
Автор законопроекта и замглавы комитета Госдумы по экономполитике Михаил Делягин говорит, что в соответствии с существующим законодательством госслужащие должны декларировать доходы и имущество в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей.
Но из перечня родственников выведены другие ближайшие родственники. Такой подход дает возможность коррупционерам уйти из-под действия антикоррупционного закона, так как во многих случаях основные активы переписаны на близких, не попадающих под госконтроль. Таким образом, нарушается основополагающий принцип уголовного права — неотвратимость наказания, — говорит он.
Автор законопроекта добавляет, что сейчас конфискация имущества происходит крайне редко:
В 2019 г. к этой мере суды прибегли всего лишь к 3,6% осужденных коррупционеров, в 2020 г. — 4,1% (291 человек). За получение взятки (ст. 290 УК РФ) к конфискации в 2021 г. суды прибегли лишь в одном из 10 случаев (только в отношении 96 из 891 осужденных), — говорится в пояснительной записке.
Председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов полагает, что поправки способны повысить количество компенсаций за ущерб. При этом такие изменения в законодательстве носят профилактический характер:
Ужесточение действительно работает как минимум в смысле общей превенции, то есть устрашения лиц, намеренных совершить преступление, суровыми санкциями за наказуемое деяние, — говорит эксперт.
Управляющий партнер ЮК «Русяев и партнеры» Илья Русяев считает, что поправки — это амбициозная попытка усилить борьбу с коррупцией и увеличить компенсацию ущерба:
Угроза потери не только личного имущества, но и имущества членов семьи теоретически должна служить серьезным сдерживающим фактором для потенциальных коррупционеров. Это может привести к снижению числа таких преступлений, особенно среди высокопоставленных чиновников. Ведь для них риск потери семейных активов может перевесить потенциальную выгоду от коррупционных схем, — сказал он.
В последнее время в России завели несколько громких антикоррупционных дел.
Как рассказывал DK.RU, весной 2024 г. был задержан бывший замминистра обороны Тимур Иванов. Его обвиняют в получении взятки свыше 1 млрд руб. Это событие открыло череду чисток в силовых структурах. Был задержан начальник главного управления кадров Минобороны России генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, ему предъявлено то же обвинение (взятка в особо крупном размере). В ходе обысков у него изъяли более 100 млн руб., золотые монеты, коллекционные часы и предметы роскоши. Также задержан по подозрению в мошенничестве бывший глава публично-правовой Военно-строительной компании (ВСК) Минобороны Андрей Белков.