Подписаться
Курс ЦБ на 12.09
91,26
100,74

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься»

Полина Тужилова
Полина Тужилова. Иллюстрация: Личный архив

Основатель кондитерского магазина Karalis Cakes Полина Тужилова рассказала, как за три года с нуля вырастила успешную кондитерскую. Ее главный принцип — не бояться рисковать и визуализировать мечты.

Нет одного-единственного рецепта для создания успешного бизнеса, и кейсы участников рубрики «Свое дело» на DK.RU это подтверждают.

Создатель одежного бренда I.B.W. Оксана Паникер, например, не имела вообще никаких навыков в бизнесе, да и капитал у нее был небольшой — всего 150 тыс. руб. Но она так верила в свою идею slow fashion (создание качественных вещей, которые носятся долго и не выходят из моды), что теперь отшивает порядка 1 тыс. 200 изделий ежемесячно и успешно продает их в бутиках Москвы.

А Рафаэль Хабиров, напротив, был партнером в крупной нефтяной компании, но вышел из нее и стал заниматься производством мобитраков — случайно услышал, как глава Минпромторга, ныне вице-премьер правительства России Денис Мантуров оценил потребность в мобильных торговых объектах в 50 тыс., и подхватил эту идею. За семь лет компания МОБИТРАК выпустила 2500 изделий — от передвижных кухонь, домов и бань до ресторанов и магазинов.

Среди героев нашей рубрики есть и очень молодые люди. Например, Егор Беленинов в 13 лет начал производство мясных консервов под собственной маркой, поскольку очень хотел заработать на новый мотоцикл.

В очередном выпуске DK.RU представляет бизнес-историю Полины Тужиловой, основателя кондитерской Karalis Cakes из Казани. У нее не было особых трудностей в жизни — на старте она училась в медицинском колледже, работала в крупной компании с сильной корпоративной культурой и успешно росла по карьерной лестнице. Но все же понимала, что этого — недостаточно.  

Шаг 1. От идеи до воплощения — один день

— Однажды вечером, было это в 2020 г., я сидела и размышляла, чем бы заняться, чтобы иметь дополнительный источник дохода. Неожиданно в голову пришла мысль: а что, если попробовать сделать торт на заказ? Я сразу загорелась: выбрала красивое фото торта на заставку мобильного и до шести утра смотрела обучающие ролики, а на следующий вечер уже испекла свой первый торт «Красный бархат».  

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься» 1Первый торт, который испекла Полина 

Я всю жизнь придерживаюсь одного правила: если появилась идея, нужно воплощать ее сразу, так как если начать все взвешивать, обдумывать — уже никогда не решишься. 

Отсутствие опыта меня не пугало, но и страха не было: раньше я помогала маме делать фирменные семейные торты, любила на досуге печь булочки и синнабоны. 

Шаг 2. Через Тайного Санту — к стабильным заказам

Свой первый торт я испекла в ноябре 2020 г., а спустя неделю у нас на работе объявили игру в Тайного Санту. В подарок коллеге я сделала капкейки. Угощение понравилось, а на работе все узнали, что я пеку десерты. И посыпались первые заказы. 

Рабочий коллектив на тот момент стал для меня первым и основным каналом продаж. Коллеги заказывали торты себе, друзьям, своим детям на дни рождения. Нередко бывало так, что с вечера я пеку, а утром приношу с собой на работу заказы, чтобы отдать коллеге. 

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься» 2
Капкейки, упакованные на передачу клиенту

На тот момент я еще не начинала продвигать свои торты в социальных сетях, но стабильно получала несколько заказов в неделю. 

Сначала брала минимальную плату, чтобы окупить стоимость продуктов. Мне был интересен сам процесс: хотелось узнать, на что я способна. Набив руку, я поняла, что созрела до больших объемов, и решила открыть страницу в социальных сетях.

В продвижении мне помогло еще одно увлечение: я люблю фотографировать, а когда готовлю, стараюсь не только сделать вкусно, но и красиво подать блюдо. Сейчас, проработав три года, могу с уверенностью сказать: испечь торт может каждый, но немногим удается преподнести свою продукцию так, чтобы ее купили. 

Шаг 3. Опыт и тренды — залог успеха

Выйдя в онлайн, я осознала, как много у меня конкурентов. Прорваться к заказчикам было трудно: за весь 2021 г. я получала не больше пары заявок в неделю. Основным каналом продаж для меня оставалось сарафанное радио, но на таких объемах сложно тренироваться. Чтобы сделать шаг от хобби к бизнесу, я должна была нарастить темп. Для этого нашла девушку-кондитера, у которой был свой цех, и пошла к ней работать. В свободное время, по пятницам и субботам, помогала ей собирать и декорировать торты. Здесь через мои руки стал проходить солидный поток заказов. Это очень вдохновляет: чувствуешь, что с каждым часом работаешь увереннее. 

В таком режиме прошел весь 2021 год. За это время я основательно натренировалась, сформировала прайс-лист, пополнила список рецептов и начинок, которые могу легко воспроизвести. До сих пор 50% моего текущего ассортимента составляют рецепты, которые я освоила именно тогда, на старте. 

В конце 2021 г. в городе начали набирать популярность бенто: все стали заказывать небольшие торты в корейском стиле. Свой первый бенто-торт я собрала в цехе, где помогала кондитеру. Я поняла, что этот товар станет популярным, и сразу ввела его в свой ассортимент. Число заказов тут же выросло.

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься» 3

Шаг 4. Поиск каналов продаж

К январю 2022 г. я получала стабильно 1-2 заказа в день — от друзей и через соцсети. Задача с дополнительным заработком была решена, но я поняла, что такой объем меня уже не устраивает, я хочу большего. Как раз тогда мне в канал написал представитель маркетплейса Flowwow с предложением разместить на платформе мои изделия. Руководствуясь своим главным правилом — если есть идея, нужно ее воплощать как можно скорее, я тут же перешла по ссылке, оформила НПД и открыла свою витрину. 

Теперь я понимаю, что попала в самое горячее время для выхода на маркетплейс: через пару недель было 14 февраля, потом 8 Марта. На меня обрушился шквал заказов: за оба праздника я подготовила около 40 тортов. 

Таким образом, за первые два месяца на платформе я набрала много отзывов и фотографий товара перед доставкой. Это стало для меня отличным фундаментом для развития на маркетплейсе.  

Мой совет начинающим: недостаточно просто зарегистрироваться на новой площадке. В первый месяц нужно делать все, чтобы привлечь аудиторию: менять витрину, пополнять каталог, выкладывать новые фото, использовать все инструменты, которые предлагает маркетплейс. Тогда органически посещения вашей страницы будут расти и к вам придут покупатели.

Наращивать список заказов нужно именно на старте. Большинство онлайн-площадок устроено так, что если в первый месяц вы не поднялись в выдаче, потом будет очень сложно наверстать упущенное. 

Выход на маркетплейс дал мне столько заказов, что я уже не могла совмещать свой проект с основной работой (учебу я на тот момент уже закончила). 1 мая 2022 г., спустя четыре месяца после выхода на Flowwow, я написала заявление об уходе и с головой окунулась в развитие своего дела. 

Шаг 5. Индивидуальный подход к клиенту

Когда свободного времени стало больше, я все силы направила на онлайн-продажи: загружала каждый день новые карточки товаров, устраивала фотосессии, играла с акциями и наблюдала за откликом аудитории. В ноябре, накануне Дня матери, я решила добавить к тортам цветы. 

Так как основной товар на площадке, где я продаю, это цветы, мне показалось отличной идеей совместить вкусный десерт с букетом. Так я придумала сделать подарочный набор ко Дню матери: цветы и торт. Как всегда, я не стала откладывать идею на потом: посмотрела в Pinterest, как оформить букет в стаканчике, заехала на цветочную базу и закупила самые популярные цветы. 

Я собрала свои первые букеты, оформила карточки товаров и тут же получила от модераторов бан. Оказывается, самозанятые не могут продавать цветы на маркетплейсах. Это меня не остановило: уже через пару часов я оформила ИП. Снова помогло мое правило: от идеи до реализации должно пройти не больше одного дня. 

На День матери я продала очень много комбинированных заказов и заметила закономерность: цветы поднимают твой магазин выше в выдаче, и так больше людей узнают о кондитерских изделиях. 

Шаг 6. Масштабирование бизнеса

К декабрю 2022 г. я чувствовала себя вполне уверенно в роли кондитера: у меня вырос доход, есть стабильный поток заказов, постоянные покупатели. Но чтобы расти дальше, нужно было найти помещение намного больше обычной кухни. 

Мы с мужем стали смотреть онлайн-объявления об аренде помещения для кондитерского цеха. Нам повезло: в аренду срочно сдавался полностью оборудованный цех: духовки, конвектоматы, холодильники — все уже было готово. Девушка, которая обустраивала этот цех под себя, решила сменить род занятий и срочно искала того, кто выкупит все разом, иначе цех придется полностью демонтировать. 

В этот момент я особенно остро ощутила, как много в моем деле значит поддержка близких. На свадьбу нам подарили довольно крупную сумму. Муж сказал: бери свадебные деньги, я в тебя верю. На следующий день мы уже ехали смотреть наш будущий цех, а еще через день переехали на новое место. Я даже не закрывала свой онлайн-магазин на маркетплейсе: вечером пекла на старой кухне, а наутро — в новом цехе.  

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься» 4
Продукция Karalis Cakes производится в профессиональном цехе

К Новому году я вышла на стабильный объем: 10–12 заказов в день. Чтобы расширение шло равномерно, я наняла помощницу. Теперь она занималась заготовками бисквитов и сборкой тортов, а я оставила себе прием заказов, декорирование, финансы и творческие вопросы. Так мы увеличили количество заказов до 20 в день.

Шаг 7. Новые вызовы

Весной 2023 г. число заказов резко сократилось. Мы как будто остановились в росте. Я стала каждый день обновлять каталог и загружать новые карточки товаров. С приходом помощницы у меня как раз освободились руки для оформления нашей онлайн-витрины. 

Но меня не покидало ощущение, что нужно выходить и на новые площадки. Поэтому я подключилась к Яндекс Еде, Ozon, Delivery Club — и заказов стало ощутимо больше. В роли подушки безопасности были постоянные покупатели с Flowwow, из соцсетей и даже с прошлой работы. 

Анализируя причины замедления нашего роста, я поняла, что они отчасти связаны с моей моделью поведения. Мне сложно делегировать, и это также сказывается на наших возможностях. Как многие кондитеры, я стараюсь все контролировать, замыкать на себе все процессы, так как я трудоголик и люблю интенсивный режим. Но я поняла, что на данном этапе, чтобы дело развивалось, мне нужно освоить новые навыки и сменить стратегию. Для меня это вызов, но я готова его принять. 

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься» 5

Планы на будущее

Сейчас у нас оптимальная загрузка: до 30 заказов в день, до 100 заказов в праздники. Маркетплейсы дают стабильный заработок. Казалось бы, логичный следующий шаг — открыть свое кафе, но меня этот сценарий не вдохновляет. Хочу продолжать расти на маркетплейсах, прокачаться как руководитель. Свои возможности в области кондитерского искусства я уже знаю, теперь пришла пора научиться управлять сотрудниками. 

Мне не страшно переходить от полного цикла производства к управлению, ведь я подняла свой бизнес с нуля, все делала своими руками и знаю процесс изнутри. Тем, кто пришел в  кондитерское дело из управления в другой сфере, может быть намного сложнее. 

Пока я развивала кондитерское дело, у меня появилась еще одна мечта — открыть свой цветочный магазин и цех, где мы будем собирать букеты в пару к десертам. Но эту цель еще только предстоит реализовать.

Тем, кто только начинает работать на себя, хочу порекомендовать:

  • Учитесь. Сейчас мир устроен так, что все можно освоить самостоятельно. Главное — начать.
  • Ничего не бойтесь. В крайнем случае вы ничего не теряете. 
  • Рискуйте. Цель в большинстве случаев оправдывает средства. Если действуешь, это всегда приведет к результату.
  • Визуализируйте свои мечты. Я всегда окружаю себя мотиваторами, которые формируют сознание. Еще прописываю цели — на день, на неделю, на год. 
  • И мое любимое: есть идея — воплощайте! По горячим следам всегда получается убедительно. 

Обсудить

Самое читаемое
  • Иностранные акционеры «Русагро» не одобрили переезд компании в РФ. Но это ничего не значитИностранные акционеры «Русагро» не одобрили переезд компании в РФ. Но это ничего не значит
  • «Сухой порт», шестиполосный ЕКАД и М-12: какой будет транспортная инфраструктура Урала«Сухой порт», шестиполосный ЕКАД и М-12: какой будет транспортная инфраструктура Урала
  • Канцлер Германии работает над планом мирного урегулирования конфликта России и УкраиныКанцлер Германии работает над планом мирного урегулирования конфликта России и Украины
  • «В Екатеринбург стало непросто привезти популярных артистов. Наши косты постоянно растут»«В Екатеринбург стало непросто привезти популярных артистов. Наши косты постоянно растут»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.