Маркетплейсы приравняют к торговым сетям и запретят им нанимать самозанятых
Минпромторг подготовил законопроект о маркетплейсах. В нем, например, предлагают закрепить за площадками ответственность при продаже некачественного товара. Владельцы агрегаторов против.
Минпромторг предложил приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им привлекать к работе самозанятых. Это следует из законопроекта, регулирующего работу маркетплейсов, разработанного Минпромторгом, пишут «Ведомости».
Такое регулирование в первую очередь позволит упорядочить взаимоотношения марктеплейсов и их контрагентов: разрабатываемые нормы внесут больше ясности и прозрачности в их работу. Кроме того, они обеспечат контроль за оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции на маркетплейсах, — сказал представитель Минпромторга.
В законопроекте сказано, что маркетплейсы будут определены как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг», а пункты выдачи заказов (ПВЗ) — как торговые объекты. Таким образом, маркетплейс станет торговой сетью — «совокупностью двух и более торговых объектов» под одним брендом.
Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) выступила против того, чтобы ПВЗ наделяли статусом торговых объектов, поскольку это усугубит правовое положение владельцев пунктов самовывоза. Собеседники издания отметили, что в ПВЗ ничего не продают, туда привозят «конкретные заказы конкретных покупателей», так что приравнивать их к торговым сетям неправильно.
Кроме того, владельцам «цифровой торговой площадки» запретят привлекать самозанятых «к трудовой деятельности и выполнению работ (оказанию услуг)». Также маркетплейсы должны будут отслеживать, чтобы самозанятые не могли торговать на площадке, если их статус безоснователен. Например, самозанятыми не могут быть предприниматели, которые перепродают товары, а не производят их сами.
Советник МЭФ Legal Оксана Павлухина говорит, что чаще всего маркетплейсы нанимают самозанятых на позиции в логистике или на подработку. Если они лишатся такой возможности, то возникнет дефицит рабочих рук.
Ранее DK.RU рассказывал, что в мае этого года президент Союза торгцентров России (СТЦ) Булат Шакиров 13 мая 2024 г. направил письмо в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, а также Федеральную налоговую службу (ФНС) и правительство РФ, в котором пожаловался на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов и попросил уравнять в правах торговые центры и онлайн-площадки.
Например, гендиректор «Стокманн» Геннадий Левкин говорил, что маркетплейсы стали «филиалами рынка "Садовод", где много контрафактной и несертифицированной продукции», онлайн-площадки не несут ответственность за реализацию контрафактной продукции, перекладывая ее на селлеров, в то время как офлайн-ритейлеры за подобные действия подвергаются штрафам.
Кроме того, у агрегаторов большая доля селлеров не платит НДС, тем самым имея преимущество перед офлайн-ритейлерами.
Как рассказывал DK.RU, сейчас в Госдуме активно ведется работа над законопроектом о маркетплейсах. В нем предлагают закрепить за площадками ответственность при продаже некачественного товара, с этим предложением не согласны крупнейшие игроки рынка. Однако участники рынка резко против такого нововведения: они отмечают, что маркетплейсы в первую очередь являются информационными посредниками и в некоторых случаях площадки даже не видят товар, например когда продавец сам доставляет заказ.