«Нет экономически оправданного спроса». Производство новых российских самолетов сократят
Согласно планам развития авиаотрасли, ежегодное производство самолетов должно составить 140-270, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.
Планы по выпуску почти 1 тыс. российских гражданских самолетов, заложенные комплексной программой развития авиаотрасли (КПГА) до 2030 г., будут пересмотрены в сторону сокращения, пишет «Коммерсант».
В ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу, что нет «экономически оправданного спроса» на такое количество новых отечественных самолетов. Источники говорят, что итоги аудита и перспективы поставок будут обсуждаться на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина.
Аудит на заводах ОАК был назначен правительством после того, как Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114-300. Как рассказывал DK.RU, замещение западного флота было намечено на 2024 г., однако было отложено до 2026 гг. из-за того, что испытания самолетов не завершены.
Согласно программе развития авиаотрасли, парк иностранных самолетов всех типов должен сократиться с 738 лайнеров в 2022 г. до 319 самолетов к 2030 г. с ускорением выбытия с 2026 г. В замен россиский авиапром должен получить 1036 отечественных пассажирских самолетов.
Аудиторы пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством воздушных средств образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не соответствует коммерческому спросу». Было запланировано ежегодное производство 140-270 самолетов, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.
Структура спроса оказалась сильно смещена в сторону МС-21, спрос на Ту-214 будет ограничен по времени, а SJ-100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета в пользу МС21, — говорят аудиторы.
Ранее, согласно опросам авиакомпаний говорилось, что 400 самолетов МС-21 необходимы для «Аэрофлота». Входящая в «Ростех» RedWings заявляла о готовности купить116 самолетов SJ-100 и 204 МС, авиакомпания S7 планировала пополнить парк 125 суднами МС-21 и 25 SJ-100.
Собеседник издания говорит, что планы по производству 1 тыс. самолетов к 2030 г. составлялись как раз по итогам опросов авиакомпаний, но релевантность «этого опроса» вызывает сомнения.
SJ-100 не будет обеспечен спросом за рубежом, а в России его востребованность под вопросом… На такую размерность (100 мест) в мире приходится менее 5% рынка, — говорят источники.
По оценкам ОАК, текущего авиапарка примерно из 880 самолетов достаточно для перевозки как минимум 113 млн пассажиров в год. При этом у авиакомпаний достаточно резерва для поддержания перевозок на имеющихся иностранных самолетах за счет продления налета.
Еще один фактор, который влияет на пересмотр планов по производству самолетов — их стоимость. Аудиторы увидели и риск кассовых разрывов по всей цепочке производства.
Так, себестоимость первых SJ-100 к 2027 г. оценивается в 5,4 млрд руб., или $63 млн по текущему курсу ЦБ, МС-21 — почти в 9 млрд руб. ($103 млн). При этом конкурент SJ-100 Embraer 190-200 стоит около $40 млн., аналоги МС-21 — Airbus A320 и Boeing 737 — 45-50 млн.
Себестоимость импортозамещенного МС-21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W, стоивших до санкций 800-900 млн руб., на отечественные ПД-14 стоимостью почти в 1,8 млрд, — говорит собеседник.
При этом другой собеседник категорично говорит, что производители и поставщики пока могут обеспечить производство лишь шести самолетов каждого типа в год:
В условиях загрузки всей авиационной промышленности гособоронзаказом на 80% поставленная перед гражданским дивизионом ОАК задача — заведомо нереалистична, — утверждает он.
Как пишет издание, по итогам аудита Минтрансу с участием ОАК и авиакомпаний предложено разработать новую оптимальную целевую модель перевозок, поскольку нынешняя «не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний».
Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет.
Поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов: это, прежде всего, конечно, МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.
Также он отмечал, что названия Superjet будет измененно, вероятнее всего, на «Яковлев».