Подписаться
Курс ЦБ на 17.09
91,14
101,27

«Нет экономически оправданного спроса». Производство новых российских самолетов сократят

«Нет экономически оправданного спроса». Производство новых российских самолетов сократят
Иллюстрация: freepik.com

Согласно планам развития авиаотрасли, ежегодное производство самолетов должно составить 140-270, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

Планы по выпуску почти 1 тыс. российских гражданских самолетов, заложенные комплексной программой развития авиаотрасли (КПГА) до 2030 г., будут пересмотрены в сторону сокращения, пишет «Коммерсант».

В ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу, что нет «экономически оправданного спроса» на такое количество новых отечественных самолетов. Источники говорят, что итоги аудита и перспективы поставок будут обсуждаться на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина.

Аудит на заводах ОАК был назначен правительством после того, как Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114-300. Как рассказывал DK.RU, замещение западного флота было намечено на 2024 г., однако было отложено до 2026 гг. из-за того, что испытания самолетов не завершены.

Согласно программе развития авиаотрасли, парк иностранных самолетов всех типов должен сократиться с 738 лайнеров в 2022 г. до 319 самолетов к 2030 г. с ускорением выбытия с 2026 г. В замен россиский авиапром должен получить 1036 отечественных пассажирских самолетов.

Аудиторы пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством воздушных средств образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не соответствует коммерческому спросу». Было запланировано ежегодное производство 140-270 самолетов, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

Структура спроса оказалась сильно смещена в сторону МС-21, спрос на Ту-214 будет ограничен по времени, а SJ-100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета в пользу МС21, — говорят аудиторы.

Ранее, согласно опросам авиакомпаний говорилось, что 400 самолетов МС-21 необходимы для «Аэрофлота». Входящая в «Ростех» RedWings заявляла о готовности купить116 самолетов SJ-100 и 204 МС, авиакомпания S7 планировала пополнить парк 125 суднами МС-21 и 25 SJ-100.

Собеседник издания говорит, что планы по производству 1 тыс. самолетов к 2030 г. составлялись как раз по итогам опросов авиакомпаний, но релевантность «этого опроса» вызывает сомнения.

SJ-100 не будет обеспечен спросом за рубежом, а в России его востребованность под вопросом… На такую размерность (100 мест) в мире приходится менее 5% рынка, — говорят источники.

По оценкам ОАК, текущего авиапарка примерно из 880 самолетов достаточно для перевозки как минимум 113 млн пассажиров в год. При этом у авиакомпаний достаточно резерва для поддержания перевозок на имеющихся иностранных самолетах за счет продления налета. 

Еще один фактор, который влияет на пересмотр планов по производству самолетов — их стоимость. Аудиторы увидели и риск кассовых разрывов по всей цепочке производства.

Так, себестоимость первых SJ-100 к 2027 г. оценивается в 5,4 млрд руб., или $63 млн по текущему курсу ЦБ, МС-21 — почти в 9 млрд руб. ($103 млн). При этом конкурент SJ-100 Embraer 190-200 стоит около $40 млн., аналоги МС-21 — Airbus A320 и Boeing 737 — 45-50 млн.

Себестоимость импортозамещенного МС-21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W, стоивших до санкций 800-900 млн руб., на отечественные ПД-14 стоимостью почти в 1,8 млрд, — говорит собеседник.

При этом другой собеседник категорично говорит, что производители и поставщики пока могут обеспечить производство лишь шести самолетов каждого типа в год:

В условиях загрузки всей авиационной промышленности гособоронзаказом на 80% поставленная перед гражданским дивизионом ОАК задача — заведомо нереалистична, — утверждает он.

Как пишет издание, по итогам аудита Минтрансу с участием ОАК и авиакомпаний предложено разработать новую оптимальную целевую модель перевозок, поскольку нынешняя «не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний».

Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет.

Поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов: это, прежде всего, конечно, МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.

Также он отмечал, что названия Superjet будет измененно, вероятнее всего, на «Яковлев».

Самое читаемое
  • После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?
  • Как живут и работают в Академическом творческие людиКак живут и работают в Академическом творческие люди
  • «Население переходит в сберегательный режим». Свердловчане в 2 раза лучше погашают кредиты«Население переходит в сберегательный режим». Свердловчане в 2 раза лучше погашают кредиты
  • В Екатеринбурге продаются помещения в объектах культурного наследия XIX в.В Екатеринбурге продаются помещения в объектах культурного наследия XIX в.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.