Подписаться
Курс ЦБ на 12.09
91,26
100,74

Юлия Голомшток: «Бизнес понял, что обучение и развитие людей — не затраты, а инвестиции»

Юлия Голомшток
Юлия Голомшток. Иллюстрация: екатеринбургская бизнес-школа ВЭШ

Директор и сооснователь екатеринбургской бизнес-школы ВЭШ рассказала, как за 20 лет изменилось отношение бизнеса к обучению персонала, и в каком направлении сегодня движется рынок бизнес-образования.

3 августа екатеринбургская бизнес-школа ВЭШ отметила двадцатилетие. Учитывая, что всему российскому рынку бизнес-образования чуть больше 30 лет, для регионального бизнеса это солидный возраст. По случаю юбилея директор и сооснователь школы Юлия Голомшток рассказала о ситуации на рынке бизнес-образования и о том, чему люди хотят обучаться сегодня. 

Высшая экономическая школа работает на рынке бизнес-образования 20 лет. Как за эти годы изменилось отношение бизнеса к обучению и развитию персонала? 

— Рынок бизнес-образования в России достаточно молодой: первые бизнес-школы стали появляться в начале 90-х. ВЭШ начала работать, когда рынок находился на этапе формирования.

За годы нашей деятельности я наблюдаю, как бизнес-обучение стало культурой для компаний и частью ежедневной жизни людей. Если десять лет назад обучение и развитие персонала было привилегией для определенных сотрудников, маркером уровня развития компании и ее состоятельности, то сегодня обучение — это естественная функция бизнеса, можно сказать, гигиена. Мир настолько быстро меняется, что все время нужен какой-то новый взгляд, новый опыт, новые навыки. 

И культура обучения сильно шагнула вперед. Произошла эволюция понимания, что обучение и развитие людей — это не затраты, а инвестиции в рост, в эффективность, в устойчивость компании.

Когда мы начинали свою работу, такого отношения у бизнеса не было. Чтобы проиллюстрировать, как оно изменилось, приведу пример: в кризис 2008 г. компании первым делом сократили бюджеты на обучение сотрудников. Объем нашей работы по направлению корпоративного обучения упал почти в ноль. Мы выживали за счет сборного обучения.

Более поздние кризисы, в частности пандемия, не имели таких последствий. Топ-менеджеры осознали: если компании не собираются «склеивать ласты», они обязаны думать, где искать ресурсы и резервы, чтобы в кризис поддерживать людей, учить их справляться со стрессом, помогать в развитии навыков эффективного управления собой, давать основы уверенности в турбулентной среде. В этот период у нас шло много корпоративных проектов с такими запросами. 

Стоит добавить, что в период пандемии на рынке еще острее проявился дефицит персонала. Поэтому на первый план вышли вопросы привлечения и удержания людей, сохранения их мотивации, развития этого самого ценного ресурса бизнеса. Это дало толчок к росту направления обучения в сфере HR-менеджмента. 

Чему хотят учиться люди и компании сегодня? Какие темы наиболее востребованы?

— «Софтовый компонент» начинает осознаваться бизнесом как очень важный фактор для сохранения людей в компании. Качество коммуникации между сотрудниками влияет на бизнес-результат не меньше, чем качество процессов. Поэтому сейчас много запросов на повышение качества внутренних коммуникаций, развитие эмоционального интеллекта руководителей, налаживание взаимодействия внутри топ-команд. И здесь мы тоже наблюдаем смену вектора. 

Например, десять лет назад самыми востребованными были программы в области продаж и сервиса. Бизнес был в повестке, что надо «научиться обслуживать клиента». Сегодня предпринимателей и топ-менеджеров все больше интересует, как людям в компании эффективно взаимодействовать между собой и расти через развитие своих мягких навыков.

Если говорить про запросы конечных потребителей, они хотят эффективно управлять своим временем, справляться с выгоранием и стрессом, лучше понимать себя и свои эмоции, быть гибкими, развивать коммуникативные навыки. Даже если мы говорим про условного финансиста, чья профессия предполагает владение многими «твердыми» навыками. Чтобы финансисту быть эффективным в своей работе и расти, ему необходимо уметь общаться: разъяснять свои решения, аргументировать позицию, договариваться, «продавать» идеи руководству, разрешать сложные ситуации с коллегами и т. д. 

Отдельно я бы выделила рост направления обучения по темам производства. Эта отрасль сейчас развивается очень активно. И со стороны бизнеса есть запрос: получить инструменты и технологии, чтобы эффективнее управлять производственными системами. Но экспертов, готовых обучать в этой сфере, мало, как и качественных образовательных продуктов. 

Например, к нам на очную программу «Mini-MBA Производственная система предприятия» в течение года приезжали участники из Москвы, Томска, Перми, Нижнего Новгорода. Еще из нескольких городов присоединялись в онлайн-формате. Потому что альтернативы у этой программы в России нет.

Я вижу в этом направлении большой потенциал. Для нас оно является одним из приоритетных. 

В каком направлении будет двигаться рынок бизнес-образования?

— На мой взгляд, ситуация двоякая. С одной стороны, неизбежно будет разворачиваться процесс упрощения: более короткие и простые для восприятия форматы обучения будут набирать популярность. Это ответ на изменения в обществе: формирование клипового мышления, дефицит привычки прикладывать когнитивные усилия. Новые поколения привыкли к видеоконтенту, они не читают книг. 

С другой стороны, кто-то должен развивать и поддерживать сложные системы. Представьте сферу энергетики или микроэлектроники. Что там делать человеку с клиповым мышлением? Поэтому будет прорастать потребность в таких образовательных форматах, которые не просто снабжают людей информацией, но помогают им совершить качественный прогресс, внутреннюю трансформацию. Не только получить какие-то знания, а развить системное мышление. Не просто освоить новые навыки, а совершить личностный рост, изменить модели поведения. 

Таким трансформационным потенциалом обладают бизнес-симуляции. Я могу сколь угодно долго рассказывать человеку про пользу сотруднического стиля, а могу погрузить его в бизнес-симуляцию, в ходе которой он на своем опыте, через проживание трансформационного микро-кризиса осознает эту ценность. 

Общая идея трансформационных форматов — формирование таких условий, в которых человек в любом случае должен присвоить себе эти изменения, инсталлировать их в себя с помощью коучинговой поддержки, обратной связи, саморефлексии и т. д. Одна из форм такого обучения — индивидуальный трек развития, сама суть которого — привести человека из точки А в точку В. Мы видим рост интереса со стороны бизнеса к образовательным трекам. 

Резюмируя, скажу, что парадокс развития рынка заключается в том, что на одном полюсе мы видим возникновение лайтовых форм. Это ответ на потребность в упрощении. На другом полюсе — запрос на трансформацию и системный прогресс, которые возможны только благодаря глубокому погружению и комплексному обучению.

Читайте также на DK.RU:

«Если соискатель до вас дошел, а его опыт релевантен хотя бы на 50%, его надо брать»

Пришло время утопий? Почему гиганты промышленности и науки взяли курс на «бирюзовый» HR?

Обсудить

Самое читаемое
  • Иностранные акционеры «Русагро» не одобрили переезд компании в РФ. Но это ничего не значитИностранные акционеры «Русагро» не одобрили переезд компании в РФ. Но это ничего не значит
  • «Сухой порт», шестиполосный ЕКАД и М-12: какой будет транспортная инфраструктура Урала«Сухой порт», шестиполосный ЕКАД и М-12: какой будет транспортная инфраструктура Урала
  • Канцлер Германии работает над планом мирного урегулирования конфликта России и УкраиныКанцлер Германии работает над планом мирного урегулирования конфликта России и Украины
  • «В Екатеринбург стало непросто привезти популярных артистов. Наши косты постоянно растут»«В Екатеринбург стало непросто привезти популярных артистов. Наши косты постоянно растут»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.