Дмитрий Реутт, R1 Development: «Локация в центре — больше не главный критерий для офиса»
Современный бизнес-центр должен стать более многофункциональным, чем сейчас. Основатель девелоперской компании и Проектного бюро R1 объясняет, почему это необходимо.
Бизнес-центры в Екатеринбурге появляются регулярно. Однако, в последние годы рынок офисной недвижимости города перестал качественно развиваться — новые объекты строятся по старым представлениям об актуальных потребностях.
О том, как сегодня должно выглядеть рабочее место, в интервью DK.RU рассказал основатель R1 Development и Проектного бюро R1 Дмитрий Реутт.
— У современных специалистов, которых выпускают вузы, сформировался запрос на иную рабочую среду. Мы хотим его удовлетворить, начав со строительства нового офисного центра в Парковом районе. Больше 100 лет назад в квадрате улиц Фурманова, Машинной и Цвиллинга основали Завод имени Воровского. В 2018 г. бывшие цеха завода были демонтированы. На месте производственных корпусов вырос большой жилой комплекс. Нам предложили восполнить рабочие места, утраченные со сносом завода, в виде бизнес-центра.
Насколько востребовано будет офисное здание, расположенное не в центре города?
— То, что офис должен располагаться в центре, — больше не аксиома. Стоит оценивать местоположение бизнес-центра по другим критериям, например, транспортным. В этой связи у Паркового района есть неоспоримые преимущества. Здесь проходит хорда, связывающая центр Екатеринбурга с аэропортом, по которой каждый день в город въезжают десятки тысяч людей. Многие компании связаны с федеральным бизнесом, сотрудникам приходится часто летать, так что близость аэропорта — неоспоримый плюс.
Вопрос, который наверняка возникнет у читателей. Расположение на живописной набережной Исети — это, конечно, замечательно, но мы видим, какие проблемы с разливом рек случаются в соседних регионах. Как вы на это смотрите в контексте вашего проекта?
— Исеть — не такая большая и полноводная река, как многие другие. Угрозы подтопления нет: на Исети отсутствуют препятствия, которые могут приводить к паводку, а уровень воды в реке варьируется в пределах полуметра. Что касается набережных, то их нужно развивать, благоустраивать. Наш проект направлен в том числе и на это.
У многих уже существующих бизнес-центров есть одна общая проблема — построенные несколько лет назад, они быстро морально устаревают. Как считаете, можно ли в строительстве не просто идти в ногу со временем, но и быть на шаг впереди?
— Не только можно, но и нужно. Для бизнес центра «HighLine» мы сейчас продумываем несколько необходимых для этого сценариев.
- Первое. Мы закладываем пространство и возможности для размещения дата-центров и серверных комнат, потому что IT-инфраструктура у всех компаний растет, и в обычные серверные шкафы уже далеко не все помещается. Нужны отдельные помещения с необходимыми энергетикой и кондиционированием, где можно размещать центры обработки данных или более крупные дата-центры.
- Второе. Понимаем, что по всей стране идет борьба за кадры, и талантам нужно предоставлять наилучшую среду. Для этого мы предполагаем большое универсальное кафе, где можно позавтракать, пообедать или поужинать. Рассматриваем и другие опции.
- Третье. Хотим поставить стеклянные безбарьерные турникеты. Как чаще всего выглядит доступ в офисные здания сейчас? Зачастую он напоминает КПП. Вход в здание должен создавать положительный настрой. Поэтому в «HighLine» входная группа будет принципиально другой.
Важно также продумать эксплуатационные свойства всех материалов — чтобы ручка двери элементарно не вытиралась, двери открывались автоматически, а лифт не дергался. Спустя пять-семь лет здание должно выглядеть так, чтобы у посетителей не возникало ощущения, что его пора обновлять.
Если резюмировать, современное офисное здание должно помогать компаниям развиваться и переоснащать свою технологическую базу. И, что не менее важно, быть выгодным работодателем — привлекать людей на работу, предлагая новым сотрудникам не только стол с компьютером, но и близость к паркам и набережным, доступ к инфраструктуре и причастность к комьюнити.
Более «дружелюбная» система входа в здание — это действительно очень важно. Но не пострадает ли безопасность, если не будет сурового охранника?
— Турникет, который пропускает по системе «Face ID», все равно должен быть. Это относится и к контуру безопасности с видеонаблюдением. Вопрос ведь в том, как система будет выглядеть. Можно сделать бронированные двери и колючую проволоку, а можно установить стеклянные витрины с полной открытостью — с не меньшей, а то и большей безопасностью.
Чем еще должен отличаться бизнес-центр завтрашнего дня?
— Все компании сейчас пребывают в быстроразвивающейся среде. Нужно постоянно меняться, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для этого требуется достаточное количество переговорных комнат и учебных классов. Одна из наших идей — создавать открытые рекреации, где можно будет проводить лекции и мастер-классы. По такому принципу сделан инновационный хаб в Дубае, где много общих зон, позволяющих компаниям устраивать открытые лекции, презентации продуктов, круглые столы.
В перспективе в Парковом районе может сложиться уникальный «бизнес-кампус». Уже есть Clever Park и бизнес-центр «Аструм», а в перспективе появится современный «HighLine». У компаний разного профиля образуются возможности для кооперации, сотрудничества и выстраивания устойчивых связей.
Автор проекта, руководитель «R1.Lab» Евгений Волков:
— Во многом мы открыли Екатеринбургу район на стыке реки Исеть и границы исторического центра — наше бюро R1 спроектировало комплекс Clever Park, который стал новой точкой притяжения для деловой и общественной жизни города. Здесь очень хорошо себя чувствуют жилая и коммерческая недвижимость, рестораны и фитнес-центр, связанные между собой удобными пешеходными маршрутами. Идею захотелось развить, учитывая современные потребности рынка. Так пришла мысль о строительстве бизнес-центра «HighLine».
Сегодня в этом районе есть проблема. Улица Машинная служит своеобразным барьером: все то, что ближе к ней, связано с Clever Park и Парком Маяковского, а все, что за ней — как бы отсечено. Мы решили взглянуть на зарубежный опыт: в Нью-Йорке парк Хай-Лайн расположен на бывшей железнодорожной эстакаде, на месте старых путей. В нашем случае мост через улицу Машинную свяжет две стороны магистрали. Это позволит, например, жителям Clever Park быстрее добираться до точек общественного транспорта, а со стороны Машинной можно будет быстрее заходить в Парк Маяковского. И, конечно, это решение сделает более привлекательным расположение нашего бизнес-центра, название которого отсылает к нью-йоркскому парку.