Переплата в 2,5 раза не пугает. Рынок автокредитов в России обновил исторический рекорд
Средний размер займов сократился на 2%, до 1,48 млн руб., а средний срок превышает пять лет. Покупатели стремятся приобрести новое авто перед повышением ключевой ставки и увеличением утильсбора.
Рынок автокредитования по итогам июля обновил исторический максимум — всего россияне оформили 133 тыс. займов на 197 млрд руб., пишут «Известия» со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ). При этом объемы выдач по сравнению с июлем 2023 г. выросл на 57%. По сравнению с июнем 2024 г. июль показал рост в 1%.
Средний размер займов на покупку авто сократился на 2%, до 1,48 млн руб., а средний срок превышает пять лет, следует из данных ОКБ.
Полная стоимость автокредитов (ПСК) при этом составляет 20,4%, к началу августа цифра превысила 21%. Издание отмечает, что при таких ставка переплата за авто превышает 164% — то есть человеку придется отдать в 2,5 раза больше первоначальной суммы.
Генеральный директор БКИ «Скоринг Бюро» Олег Лагуткин говорит, что за семь месяцев 2024 г. россиянам выдали почти 1 млн автокредитов на сумму 1,4 трлн руб. против прошлогодних 600 тыс. ссуд на 800 млрд.
Спрос на автокредиты поддерживают многочисленные акции и скидки от дистрибьюторов, а также субсидированные ставки от автопроизводителей, отметила заместитель гендиректора по финансовым сервисам ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Жанна Специальная.
Спрос на автокредиты растет вопреки желанию ЦБ охладить рынок. С 1 июля ЦБ установил надбавки к риск-весу по автокредитам для заемщиков, у которых на обслуживание долга уходит более 50% доходов. Выдавать займы таких граждан банкам невыгодно.
Эксперты говорят, что дилеры и кредитные организации придумывают программы, которые помогают «снизить» стоимость нового авто, а также стоимость займов.
Россияне стремятся скорее купить автомобили, поскольку боятся их подорожания в ближайшем будущем, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Это связано с ростом утилизационного сбора за новые машины. Как рассказывал DK.RU, первый этап индексации запланирован на 1 октября 2024 г., в следующий раз ставка «утиля» будет увеличена с 1 января 2025 г., в дальнейшем налог будет индексироваться ежегодно с 1 января.
Кроме того, покупатели стремятся приобрести авто до поднятия ключевой ставки, которое прогнозируют в сентябре. Директор по риск-методологии и дата-аналитике ОКБ Николай Филиппов полагает, в августе и сентябре спрос на автокредиты будет сопоставим с июльскими показателями, или даже более высокий. Однако уже с начала 2025 г. объемы продаж могут упасть примерно на 30-40%.
Ранее DK.RU рассказывал, что за январь-июнь в России было продано 719,3 тыс. новых легковых автомобилей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (401 567 штук). При этом в июне 2024 г. было продано 124,3 тыс. новых авто, что в 1,5 раза превышает прошлогодние показатели. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля, по оценке «Автостат», в мае 2024 г. составила 2,8 млн руб.
Лидером на российском рынке остается «Автоваз», который за шесть месяцев этого года продал 204 тыс. авто и занял 28,8% всего рынка.