«Размер литейных предприятий в стране увеличивается — это хороший тренд для экономики»
Гендиректор предприятия «Полимет» из Полевского вошел в топ-10 лучших молодых промышленников России. Как он отвечает на новые вызовы и развивает свой завод?
На выставке ИННОПРОМ наградили победителей и лауреатов премии «Молодой промышленник года». На нее могли претендовать соискатели в возрасте до 40 лет, возглавляющие предприятия среднего и малого бизнеса с годовым оборотом от 120 млн до 2 млрд руб.
В десятку лучших вошел представитель Свердловской области — гендиректор «Полимета» Андрей Шек. Предприятие, которым он управляет, расположено в Полевском, на нем работает около 170 человек. В интервью DK.RU Андрей Шек рассказал об особенностях молодых промышленников и о развитии современных литейных производств.
Считается, что движение по карьерной лестнице в промышленности происходит намного медленнее, чем в других отраслях. При этом вы стали руководителем предприятия, имея восьмилетний опыт работы в отрасли. Это распространенная ситуация?
— Мне сложно судить, насколько это распространенная ситуация — статистику того, сколько молодых директоров возглавляют предприятия в стране и регионе, я не веду.
Думаю, что скорость движения по карьерной лестнице все-таки зависит не от возраста сотрудника, а от его желания, умений, устойчивости, упорства, профильного образования. Все это влияет на то, насколько быстро ты усваиваешь специфику конкретной отрасли и адаптируешься к изменениям.
Сегодня директорам многих промышленных предприятий более 50 лет. Как вы считаете, есть ли у молодых руководителей какие-то особые качества, которые вас от них отличают?
— У старших коллег есть определенный опыт, полученный в предыдущее время, на который они ориентируются при принятии решений. Иногда это мешает им работать в новой системе.
У нашего поколения такого опыта нет. И, возможно, не всегда мы обладаем такими обширными знаниями в отрасли. Но мы достаточно мобильные, быстро адаптируемся к вызовам, видим возможности и стараемся использовать их для развития.
Много ли сейчас в России литейных предприятий? Велика ли конкуренция в отрасли?
— Литейных предприятий много, но у всех своя специализация. Поэтому как таковую конкуренцию мы не ощущаем. Если ориентироваться на данные статистики, могу сказать, что в стране число литейных предприятий уменьшается, но увеличивается их средний размер. Значит становится больше предприятий, способных выпускать серийную продукцию по более низкой цене для заказчика. Для экономики это хороший тренд.
Расскажите о своем предприятии: какую продукцию вы выпускаете, кто ваши основные заказчики?
— Мы специализируемся на производстве отливок для машиностроения, автомобилестроения, гидравлики и коммунальной сферы. Исторически больший объем продукции уходит заказчикам из сферы ЖКХ. Но с расширением и усложнением номенклатуры мы все больше ориентируемся на машиностроительный сектор. Работаем как с заводами, входящими в состав госкорпораций, так и с частными компаниями. Подробнее о проектах рассказывать не готов, поскольку ограничен коммерческой тайной.
Многие предприятия, специализирующиеся на металлообработке, автоматизируют производства и даже создают роботизированные участки. Вы этим тоже занимаетесь?
— Да, чем глубже мы понимаем процессы на предприятии, тем больше шагов по их улучшению предпринимаем. Несколько лет назад мы стали внедрять автоматическое оборудование. И сегодня основная линия, на которой мы отличаем продукцию, автоматизирована.
Что касается роботов, пока их на нашем предприятии нет. Но сейчас как раз занимаемся проектированием роботизированного участка: планируем приобрести роботов-манипуляторов.
Используете ли вы искусственный интеллект?
— Непосредственно в создании продукции мы его не используем, но применяем для других задач. Например, в лаборатории взяли на вооружение специализированное решение на основе ИИ для анализа свойств материала, из которого выполняются заказы. А на входе на предприятие установили оборудование, которое распознает сотрудников по лицам, оно тоже работает на основе ИИ.
Насколько актуальна для вас проблема дефицита кадров, и как вы ее решаете?
— Мы, как и многие другие предприятия, сталкиваемся с определенными трудностями в процессе подбора сотрудников. Сейчас ищем производственный и инженерно-технический персонал — операторов станков, плавильщиков, инженеров-конструкторов, технологов.
Чтобы привлекать новых и удерживать действующих сотрудников, поддерживаем достойный уровень заработной платы, занимаемся обучением, внедряем дополнительные мотивационные программы.
Налаживаем сотрудничество с Полевским многопрофильным техникумом, Уральским федеральным университетом, Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева. С прошлого года стали проводить экскурсии на предприятие для студентов. Инструменты решения кадровой проблемы общеизвестны, их просто необходимо использовать.
Что в работе вашего предприятия изменили санкции?
— Санкции — отличная штука, потому что заставляют думать. Много лет мы работали в понятной системе координат, имея доступ к необходимому оборудованию, материалам и комплектующим. С введением санкций появились сложности в этих направлениях. Что смогли импортозаместить, импортозаместили. Продолжаем эту работу.
Спрос на нашу продукцию всегда был высоким, но за последние пару лет он, конечно, увеличился. Мы расширили ассортимент продукции за счет отливок для машиностроения и производства грузовых автомобилей. И предприятия, которые раньше закупали их в Китае, теперь пошли к нам.
Планируете наращивать производственные мощности?
— Да, сейчас мы рассматриваем разные варианты расширения производства на наших площадях. Проектируем новые участки, в том числе тот, на котором будут использоваться роботы. Планируем закупить новое оборудование. Расширить использование искусственного интеллекта. Думаю, после всех этих шагов мы сможем увеличить объем производимой продукции в полтора раза. Штат предприятия тоже вырастет.
Ранее на DK.RU: Год назад владелица уральского завода купила предприятия Viessmann. Что из этого вышло?