«Мы такие одни в России». Как живет самый большой СУНЦ в стране
Ученики СУНЦ УрФУ традиционно побеждают в региональных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. В 2026 г. лицей переедет в новое современное здание на площадку кампуса УрФУ в Новокольцовском.
В 2024 г. екатеринбургский Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ УрФУ) занял 8-е место в рейтинге школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Рейтинг составили аналитики рейтингового агентства RAEX.
Директор центра Лариса Рожкова рассказала DK.RU, чем специализированные центры отличаются от классической школы, как складывается сотрудничество с УрФУ и какое будущее ждет лицей в связи с переездом в новый кампус в Новокольцовском.
«Явление в образовательном поле»
На данный момент в России работают четыре классических специализированных учебно-научных центра и семь центров, вновь созданных благодаря государственной программе. Все они существуют на базе университетов. В Екатеринбурге СУНЦ является структурным подразделением УрФУ, в 2025 г. центр отметит 35-летний юбилей. В СУНЦ учатся с 8 по 11 класс, занятия в лицее проводят учителя и преподаватели профессорско-педагогического состава УрФУ. Образовательные программы центра — нетиповые, авторские. В составе лицея восемь кафедр — математики, информатики, гуманитарного образования, химии и биологии, физики и астрономии, филологии, иностранных языков и психофизической культуры.
Лариса Рожкова рассказывает, что СУНЦ — уникальная образовательная площадка:
— Специализированные учебные научные центры России неслучайно получили особое внимание в рамках отдельной статьи закона «Об образовании в РФ» и отдельного постановления правительства. СУНЦ — это важное явление в образовательном поле страны, такие центры позволяют мотивированным ребятам общаться с лучшими педагогами, которые умеют работать с подростками, обладают глубокими знаниями в науке и являются авторами уникальных академических программ.
При этом сама структура СУНЦ подразумевает, что центр является подразделением университета, мы никогда не были самостоятельным лицеем.
В этом и заключается главная идея СУНЦ — педагоги из университета преподают и студентам, и школьникам. С 8 класса ребята чувствуют себя фактически студентами, они занимаются самостоятельной деятельностью и планируют свое время.
И, конечно, очень ценно, что мы имеем свои лаборатории и используем лабораторные площадки УрФУ для проектной деятельности — в классических школах доступа к материально-технической базе такого уровня нет.
Сколько детей у вас учится, из каких регионов? По каким направлениям они проходят обучение?
— В СУНЦ обучаются дети с 8 по 11 класс. Все они прошли серьезный отбор, вступительные испытания по выбранному профилю. Традиционно СУНЦы в России имеют физико-математический уклон, а в СУНЦ УрФУ представлены не только эти направления. Учащиеся могут выбрать как физмат, информатику и химбио, так и гуманитарный профиль — экономику, филологию, есть кафедры иностранных языков, психофизической культуры. То есть у нас есть все профили обучения, и мы такие одни в России.
Кроме того, мы самый большой СУНЦ в стране — у нас учится 750 человек. При этом еще около 700-750 человек ежегодно мы принимаем на дополнительные вечерние и воскресные занятия. И еще около 200 человек из других регионов учатся по дистанционным программам.
90% обучающихся — дети из Свердловской области. Помимо них к нам ежегодно поступает около 60-70 человек из других территорий. Всего в конкурсном отборе участвуют школьники из 50 регионов страны.
Наши педагоги очень ценят учащихся из малых городов и сельских школ — это старательные и трудоспособные ребята, которые, конечно, очень много работают. И, кстати, они потом без проблем поступают в УрФУ на бюджет на любые направления.
У учеников довольно насыщенный рабочий день: он начинается в 9 утра и продолжается как минимум до 16:00. Те, кто дополнительно занимается подготовкой к олимпиадам, могут готовиться до 21:00.
Долгожданная веха
Уже к концу 2025 г. в кампусе Уральского федерального университета в Новокольцовском возведут новый корпус СУНЦ.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров неоднократно отмечал, насколько важно, что у СУНЦ появится новое современное здание:
— Лицеисты каждый год показывают потрясающие результаты на олимпиадах и экзаменах, и новая площадка позволит им учиться и жить с еще большим комфортом.
Занимая сейчас 11 тыс. кв. м всех площадей, на территории в Новокольцовском к 2026 г. СУНЦ получит 24 тыс. кв. м только учебной площади — для проведения учебных занятий, организации стажировок педагогов и привлечения партнеров. Также появится единое физическое пространство с двумя ведущими институтами УрФУ.
Новый корпус лицея УрФУ будет сильно отличаться от стереотипных школьных зданий прямоугольной формы.
Композиция проектируемого здания СУНЦ представляет собой центральное рекреационное ядро — атриум, от которого лучами расходятся функциональные блоки: учебные по направлениям подготовки, спортивный, медицинский, административный, обеденный блоки, а также помещения для психологической разгрузки. Ранее DK.RU подробно рассказывал про проект.
Лариса Евгеньевна, что для лицея значит переезд на новую площадку и его включение в инфраструктуру кампуса УрФУ? Что изменится для учащихся? Чего вы ждете от нового кампуса?
— В новом кампусе ученики СУНЦ и студенты будут находиться на одной площадке, дух университета для нас очень важен. Но самое главное, что после переезда в новое здание все дети будут учиться и жить на территории кампуса. СУНЦ изначально был задуман как школа-интернат. На сегодняшний день у нас в интернате проживают только 200 детей из 750.
Когда все лицеисты, как мы называем учеников СУНЦ, будут проживать на территории кампуса, это позволит нам проводить образовательные программы полного погружения, мы сможем заниматься научной и проектной деятельностью более плотно.
Конечно, мы очень ждем появления новых лабораторий, благодаря которым сможем погружать учеников в предметы естественно-научного цикла.
В новом кампусе у нас будут большие спортивные залы. У ребят в СУНЦ очень большая интеллектуальная нагрузка, и нам важно, чтобы они занимались физкультурой, спортом. Инфраструктура кампуса расширит наши возможности.
Серьезные ожидания у нас и относительно многофункционального зала на 600 мест. Ежегодно мы выпускаем 12-13 одиннадцатых классов, то есть около 280 человек. И каждый раз возникает сложность с тем, чтобы собрать всех выпускников и их родителей.
Нам приходится проводить выпускной в несколько потоков, задействовать сторонние площадки. Так что мы очень надеемся, что у нас появится возможность вручать аттестаты выпускникам в своих стенах.
Также за счет того, что у нас будет больше площадей, мы планируем начать работу с ребятами уже с 5 класса. Набор, как и прежде, будет проводиться с 8 класса. А для пятиклассников, шестиклассников и семиклассников мы будем проводить образовательные смены, дополнительные занятия, познавательные экскурсии и турниры, чтобы увеличивать мотивацию школьников углубленно изучать предметы.
Кроме того, мы сможем взаимодействовать с соседними институтами, которые будут находиться также на территории кампуса. Так что для нас это очень важная и долгожданная веха.
Новый корпус будет рассчитан на 1175 учащихся с 8-го по 11-й классы. Туда будут отбирать лучших учеников региона и ближайших областей?
— Лицей станет центром притяжения для талантливых ребят со всей России.
После переезда мы увеличим набор до 800 мест (сейчас 750). Остальные места предусмотрены для краткосрочных образовательных смен.
Мы будем ежемесячно на конкурсной основе отбирать ребят со всей России на профильные образовательные смены, которые будут длиться 21 день. Мы сильны в академической части и хотим помочь мотивированным ученикам углубленно изучать интересующие их предметы.
Ежегодно мы сможем принимать 3 тыс. участников турниров, конкурсов и конференций.
Можно ли сказать, что вы готовите «кадровый резерв» для лучших вузов страны, в частности для УрФУ?
— Выпускники СУНЦ соответствуют запросам лучших университетов России. Мы стараемся ориентироваться в первую очередь на наш родной УрФУ, но, конечно, наши выпускники очень востребованы и в других сильнейших вузах страны.
И, безусловно, мы занимаемся подготовкой кадрового резерва. Даже в законе «Об образовании в РФ» прописано, что специализированные учебно-научные центры создаются именно в целях выявления и поддержки ребят, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской) и творческой деятельности. Это одна из важнейших задач, которые ставит перед нами государство.
Как, на ваш взгляд, должно выстраиваться взаимодействие между школой и университетами?
— Мы стремимся построить взаимодействие школа — университет — работодатель. Потому что для ребенка поступление в университет не должно быть самоцелью.
Необходимо, чтобы дети не зацикливались на ЕГЭ и олимпиадах, а видели перспективы своей реализации: как они будут учиться дальше, где будут применять свои знания, как будут развиваться в профессии. В этом плане СУНЦ всегда дает глубокие знания не только по профильным предметам. Мы прикладываем массу усилий, чтобы подросток, который изучает профильный предмет, глубоко изучал и другие, чтобы в дальнейшем, если он захочет, всегда мог поменять направление деятельности.
Формирование особого культурного кода выпускника СУНЦ для нас — очень важная задача.
Поэтому важно понимать, что СУНЦ — это не для всех. Если подросток не мотивирован, то смысла стремиться в СУНЦ нет. Ни родители, ни школа не смогут сделать выбор за подростка. У учащегося СУНЦ огромная нагрузка, так что обучение здесь может быть только осознанное и добровольное.
Не думаю, что СУНЦев в стране должно быть много, но все-таки считаю, что образовательная палитра в России должна быть широкой — самые разные школы и лицеи, колледжи, любые доступные современные формы образования, чтобы дети имели большие возможности для самореализации.
Читайте также на DK.RU:
«Если вы хотите пойти в ИТ только ради зарплаты, лучше отказаться от этой затеи»