Кадровый дефицит в сфере логистики вырастет на 50% к 2030 г. и составит 1,5 млн человек
Уже сейчас отрасль страдает от нехватки сотрудников — она оценивается в 20%. При этом потребность в перевозке грузов постоянно растет. В таких условиях рост тарифов неизбежен.
Кадровый дефицит в транспортно-логистической отрасли продолжает расти. Если сейчас нехватка кадров составляет 20% сотрудников, то к 2030 г. она увеличится на 50% и достигнет 1,5 млн человек. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на компанию Arthur Consulting.
В последние годы кадровый дефицит в транспортно-логистическом комплексе России достиг высокого уровня, что оказывает негативное влияние на экономическое развитие отрасли. По данным на 2024 г., в российской логистике занято до 6 млн человек, что составляет около 8% от общей численности занятого населения. При этом нехватка кадров составляет до 20% сотрудников, то есть для устранения кадрового дефицита необходимо не менее 1 млн человек, — указывают авторы исследования.
Эксперты проиллюстрировали это статистикой с работных сайтов. Так, число вакансий для водителей автомобилей категории Е с начала 2024 г. выросло на 32% и составило более 8 тыс. При этом резюме по этому направлению — не более 2 тыс.
В Arthur Consulting уточняют, что в сфере не хватает не только водителей, сильно выросла и конкуренция за ИТ-специалистов, занятых в логистике. Число вакансий для таких работников за последний год увеличилось на 188%, что связано с трендом на цифровизацию отрасли. Все это вынуждает участников рынка увеличивать расходы на подбор и обучение персонала — по оценкам экспертов, в 2024 г. они могут вырасти на 20-30%.
Помимо кадровых, логисты вынуждены решать и другие проблемы. Так, рост лизинговых ставок ограничивает возможности по обновлению автопарков, многие перевозчики сокращают долю парка или вовсе отдавают перевозки в аутсорсинг.
Все это, вкупе с усложнением цепочек поставок, игроки логистического рынка пытаются компенсировать ростом ставки, что приводит к росту транспортно-логистической составляющей в конечной цене товара и снижению конкурентоспособности многих видов товаров, особенно низкомаржинальных. А это уже критичная проблема для экономики в целом, — заключают эксперты.
Ранее DK.RU приводил мнения специалистов Федерального центра РАН и Национального автомобильного союза (НАС), из которых следует, что доля водителей-дальнобойщиков в возрасте 40–50 лет в России достигла 42%, а молодые люди в профессию не идут, даже несмотря на высокие зарплаты. В зависимости от региона водители могут получать 150–250 тыс. руб., уточнили эксперты.
Как рассказывал DK.RU, объем грузоперевозок в России за 2023 г. вырос на 60% и будет расти дальше. Быстрее всех развивается сегмент доставки в маркетплейсы, при этом предложение не успевает за ростом спроса: желающих отправить груз гораздо больше, чем исполнителей, готовых его перевезти. В связи с этим растут и тарифы на перевозку груза. Внутри России цены выросли на 41,1% за 2023 г. Доставка грузов из Москвы в Санкт-Петербург подорожала на 31,9%, а в обратном направлении — на 39,3%. Наибольший рост тарифов среди популярных направлений показали перевозки из Набережных Челнов в Челябинск, где рост ставок составил 76,7%, а также в Екатеринбург, куда грузоперевозки подорожали на 72%.
Читайте также: с 1 марта 2025 г. коммерческие перевозчики должны будут регистрироваться в специальном реестре. Это требование ФНС, которая столкнулась с с гигантским уходом от НДС и налога на прибыль в отрасли грузоперевозок. Налоги, которые можно получить при легализации отрасли, оцениваются в 450 млрд руб.
>>> «Вкалывают роботы, а не человек». Заменит ли «Яндекс» живых курьеров на механических?