«Черных лебедей никто не отменял». Россияне рекордно закупаются новыми автомобилями
Продажи новых авто в России бьют рекорды, как и объемы автокредитования. Номером один по продажам по-прежнему остается LADA, но намечается перелом тренда. CHERY готов потеснить лидера.
Сегодня российский авторынок живет в условиях победившего китайского автопрома. Производители автомобилей из Поднебесной смогли быстро занять место ушедших с российского рынка европейских игроков, хотя некоторые ниши, например такая, как премиальные авто, до сих пор остается свободной.
Продажи автомобилей в 2024 г. растут с каждым месяцем, так же растут и объемы выдачи автокредитов. Ранее DK.RU рассказывал, что за семь месяцев 2024 г. россиянам выдали почти 1 млн автокредитов на сумму 1,4 трлн руб. Авторынок — один из секторов, в котором сохраняется рост потребительской активности.
Вместе с экспертами DK.RU разбирался, почему россияне взяли курс на покупку новых авто, как меняются программы автокредитования и лизинга на фоне высокой ключевой ставки и несут ли риски для российского авторынка сложности в расчетах с Китаем.
Эксперты DK.RU:
Алексей Бессонов, начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто»
Алексей Кишеев, директор по продажам и маркетингу автоцентров «Восточный Ветер»
Ирина Черемных, директор представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» в г. Екатеринбург
Покупают много и в кредит
Причин, почему россияне активно скупают новые авто, несколько. Эксперты отмечали, что одним из последних стимулов для роста рынка стала отмена массовой льготной ипотеки: люди, которые рассчитывали приобрести квартиру, но не смогли этого сделать, ушли на авторынок.
Директор по продажам и маркетингу автоцентров «Восточный Ветер» Алексей Кишеев говорит, что глобально есть три фактора, которые оказывают сильное влияние на спрос на авторынке. Причем эти факторы одновременно являются позитивными и негативными, потому что в текущем моменте стимулируют спрос, а в перспективе ведут к его падению:
— Во-первых, речь идет о ставке утильсбора. Для продавцов повышение ставки через пару месяцев сегодня — оптимистичный фактор, потому что любое известие о том, что сейчас товар можно приобрести выгоднее, чем потом, стимулирует людей к покупке, продажи растут, что мы и наблюдаем.
На мой взгляд, август по-прежнему будет интересным по продажам, но еще более выдающимся станет сентябрь, потому что ставка утильсбора, как мы помним, будет повышена с 1 октября. В такой парадигме октябрь может стать тем месяцем, когда рынок завершит рост и приступит к снижению.
Второй фактор, который оказывает влияние на спрос, — ключевая ставка. Мы живем в ожидании ее повышения, ключевые министры только и твердят о том, что ставку надо повышать, так что людям ничего не остается, как успевать совершить покупку до повышения. Хотя кредитные программы, даже те, которые запущены при поддержке дистрибуторов, довольно тяжелы для кошелька.
Ставка 25-27% далеко некомфортна. При покупке автомобиля по такой ставке стоимость автомобиля за четыре года, а именно таков средний срок кредита, удваивается. То есть покупатель при оформлении кредита за четыре года оплачивает двойную стоимость автомобиля.
С точки зрения экономики получается следующее. За время, пока автомобиль эксплуатируется, он, естественно, теряет в цене. Обычно первый год — это минус 20% от начального прайса, второй год — минус 35% и далее по возрастающей. За четыре года новый автомобиль теряет в цене около 40% от начальной стоимости. Добавим сюда тот факт, что за четыре года покупатель выплачивает двойную стоимость нового автомобиля….
Но мы как потребители все-таки понимаем, что жизнь конечна, что нужно успеть использовать возможность поездить на новом автомобиле. К тому же китайские автомобили, которые сегодня доступны покупателям, растут в качестве и комфорте буквально на глазах. Тот набор опций, который сегодня китайский производитель предлагает в базовой комплектации, — значительный, владелец нового китайского автомобиля действительно будет получать удовольствие от вождения.
И третий фактор, который влияет на спрос, — это сложности с поставками товаров из Китая на территорию РФ. Покупатели опасаются, что поставки могут сократиться, сформируется дефицит и купить новый автомобиль будет сложно, как следствие — вырастут цены.
Парадоксально, но все эти факторы являются как возможностями, так и угрозами. Они открывают возможности в том плане, что стимулируют людей к принятию решения, а значит, число сделок будет увеличиваться, а рынок — расти. В то же время когда эти факторы заработают в полной мере, они станут тормозом для рынка. Когда изменится ставка утильсбора, повысится ставка ЦБ и будут сложности с поставками товаров из Китая, вот тогда рынок выйдет на другой уровень. Хотя мне сложно представить, что все сложится именно так, «черных лебедей» никто не отменял.
Высокие ставки, действительно, не являются стоп-фактором на авторынке. Директор представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» в г. Екатеринбург Ирина Черемных делится статистикой:
— Если мы обратимся к цифрам, то в Свердловской области продажи в легковом сегменте в первом полугодии 2024 г. выросли на 23% относительно аналогичного периода 2023 г., в сегменте грузового транспорта мы видим некоторую тенденцию к снижению покупательского спроса на 9%, в сегменте спецтехники положительная динамика (+16%), обусловленная тем, что строительный бизнес загружен большим количеством бизнес-проектов.
Если говорить о средней сумме договора, то в сегменте легкового и легкого коммерческого транспорта она составляет 2,9 млн руб. В коммерческом транспорте в среднем размер договора лизинга — на уровне 7,2 млн руб. В сегменте спецтехники — 9,6 млн руб.
Мы видим, что дилеры стараются удерживать цены, пока что ощутимого повышения не было, стоимость автотранспорта остается на уровне 2023 г. Лизинговые сделки, как и в прошлом году, чаще всего оформлялись со средневзвешенным авансом в размере 18% со сроком договора лизинга 37 месяцев.
Начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто» Алексей Бессонов подтверждает, что темпы автокредитования в 2024 г. оказались более высокими, чем многие эксперты прогнозировали в конце 2023 г.
— Безусловно, сдерживающими факторами являются рост ключевой ставки и введение новых правил по показателю долговой нагрузки со стороны ЦБ с 1 июля 2024 г. Тем не менее данные ограничения компенсируются ростом объемов рынка и постепенной адаптацией участников к регуляторным ограничениям.
Доля автокредитования зависит от сегмента автомобилей и наличия финансовых программ с автопроизводителями. Так, в сегменте новых авто в популярных программах доля составляет более половины продаж. По данным «Росбанк Авто», средняя сумма автокредита составила 1,6 млн руб. со средним сроком кредита 75 месяцев.
Рынок автокредитования продолжает расти. Это происходит в основном за счет расширения предложения со стороны брендов, стремления сохранить спрос с помощью различных, в том числе кредитных, программ. В связи с введением надбавок к кредитному риску клиентам с высоким уровнем закредитованности мы предлагаем альтернативные решения, в том числе варианты снижения ПДН (за счет погашения текущих кредитных обязательств, оформления кредита на более длительный срок, увеличения первоначального взноса и пр.).
В краткосрочной перспективе спрос на автокредиты продолжит расти ввиду роста самого рынка и желания покупателей успеть купить автомобиль до вступления в силу таких факторов, как рост ключевой ставки или повышение утилизационного сбора.
Сложности в расчетах и логистике с Китаем. Как это сказывается на рынке?
Одна из главных тем в отношениях Китая и России в 20024 г. — сложности в расчетах. Они возникли еще в конце 2023 г., а в этом году только усилились. На этом фоне растет напряженность в вопросе логистики товаров из Китая.
Алексей Кишеев объясняет, что российские дилеры напрямую не работают с китайскими производителями и не проводят платежи в КНДР:
Так что о сложностях с расчетами мы знаем лишь понаслышке. Действительно, сейчас есть некоторые трудности с логистикой, мы слышим об этом от дистрибьюторов, которые отчаянно борются с проблемой. Но в текущий момент мы не чувствуем какого-то провисания в объемах поставок, хотя не исключено, что оно случится.
По итогам 2024 г. китайские автопроизводители ставили себе план поставить в Россию 1 млн новых авто. Алексей Кишеев говорит, что с высокой долей вероятности план будет исполнен. В целом объемы продаж в 2024 г. окажутся выше прошлогодних, хотя еще в начале 2024 г. были сомнения на этот счет:
— В начале 2024 г. у нас были более осторожные оценки. Я бы сказал, что преобладала нотка пессимизма, потому что во второй половине 2023 г. был бурный рост, а все мы знаем, что после взлетов следует падение. Мы предполагали, что снижение после бурного роста начнется в 2024 г. Но 2024 г. показывает иную динамику, рост рынка идет на протяжении нескольких месяцев. Хотя, честно говоря, у меня до сих пор сохраняется опасение остановки такого роста.
По моим прикидкам, рынок новых авто может достичь 1,4 млн штук по итогам 2024 г. Думаю, что очень близко к 1 млн штук продадут китайцы, хотя им придется постараться. Китайским производителям важно было добиться замещения других производителей китайскими автомобилями и занять долю в парке 45-50%. Сейчас они продолжают выполнять эту стратегическую задачу, и весьма успешно. Реальность состоит в том, что альтернативы китайскому автопрому нет.
У нас есть главная китайская четверка, которая ведет основную борьбу на рынке. Это CHERY, GEELY, HAVAL и CHANGAN. CHERY много усилий прилагает к тому, чтобы стать лидером рынка. Если смотреть на общую статистику по продажам всех марок, то доля CHERY стремится к 20%, это пятая часть рынка. На втором месте по объему продаж располагается HAVAL, затем GEELY и CHANGAN.
Из интересных наблюдений: лидером по продажам в статистике по РФ остается LADA , но в региональной статистике мы уже видим смену тренда. Например, по итогам июня 2024 г. в Свердловской области бренд CHERY впервые стал номером один среди моделей автомобилей, поставленных на учет. Согласно официальным данным, на учет было поставлено 202 автомобиля CHERY Tiggo 7 Pro Max против 164 LADA Granta.
Ирина Черемных согласна, что китайские производители ожидаемо заняли лидерские позиции во всех сегментах.
— Нужно отметить, что импортозамещение на рынке легкового, грузового транспорта и спецтехники прошло оперативно, дефицита нет, наш бизнес и бизнес наших клиентов работает. Ожидается усиление конкуренции со стороны китайских производителей, соответственно, ассортимент будет расширяться. В легковом транспорте в нашем портфеле самыми популярными брендами стали GEELY, CHERY и EXEED. В сегменте грузовых автомобилей наиболее востребованы SITRAK, FAW и Shacman. В спецтехнике лидеры — XCMG, LIUGONG и LONKING.
Алексей Кишеев уверен, что поставки на рынок РФ китайских автомобилей и комплектующих не прекратятся, а автопроизводители из Поднебесной уже не откажутся от российского рынка, при этом эксперт отмечает, что не нужно недооценивать значимость российского рынка для китайских игроков.
— Да, кажется, что объемы продаж у нас небольшие, всего 1 млн, но это важная доля для производителей. В автомобилестроении большие инвестиции вливаются в НИОКР, а затем они окупаются за счет тиражирования той или иной модели. Тем выше тираж модели, тем быстрее возвращаются инвестиции.
Рынок России для автопроизводителей занимает 5-е место в мире, недооценивать нашу роль не нужно. Для европейцев потеря нашего рынка оказалась очень значимой. Люди, с которыми мы продолжаем общаться в Mercedes-Benz, говорят, что немецкий концерн потерял 25% доходов.
Короткий срок планирования
Конец года для авторынка обещает быть интересным: в сентябре пройдет очередное заседание ЦБ, где будет решена дальнейшая судьба ключевой ставки, затем вступят в силу новые ставки утильсбора. При этом Ирина Черемных склонна считать, что глобально эти факторы ничего не изменят:
Мы ждем повышения утильсбора, но это, опять же, не будет ударом, пройдет время, и данный фактор станет обыденностью. Клиенты, которые нацелены на развитие бизнеса, заранее разрабатывают стратегию и закладывают все риски. Бизнес не останавливается, продолжает инвестировать. Очевидно, что тренд на рост средней стоимости транспортных средств будет сохраняться — это законы рынка.
Алексей Кишеев добавляет, что сейчас есть ощущение, что потребителей подталкивают к покупкам:
Но что будет дальше? Будут ли сохраняться факторы, которые продолжат стимулировать рост рынка или хотя бы поддерживать его на текущем уровне? Могу сказать, что декабрь в последние три года является непредсказуемым месяцем. Раньше в декабре мы фиксировали рост сделок в среднем на 15%, потому что люди хотели в конце года наградить себя, купить что-то новое. И в этом плане декабрь всегда выделялся среди других месяцев. Но в последние три года декабрь не был настолько объемным на фоне иных периодов. Предположу, что отметки в 1,4 млн штук мы достигнем в этом году. К слову, в лучшие времена мы подбирались к объему продаж по итогам года в 2 млн штук, так что потенциал роста есть.
Читайте также по теме на DK.RU:
Идут на рекорд. Продажи новых авто в 2024 г. выросли на 79%
Рост до 6,3 млн руб. Минпромторг раскрыл новые тарифы утильсбора
В России с 1 июля ужесточат выдачу автокредитов. Дилеры ждут падения рынка на 10%
Переплата в 2,5 раза не пугает. Рынок автокредитов в России обновил исторический рекорд