Число занятых на рынке услуг выросло до 18 млн человек. Что они могут предложить клиентам?
Авито Услуги и ORO проанализировали ситуацию на рынке услуг России. Чего хотят потребители УрФО и какие мастера из каких сфер будут востребованы в ближайшее время — в материале DK.RU.
В России уже несколько лет растет число официальных самозанятых. Как писал DK.RU, за 2023 г. число пользователей налога на профессиональный доход увеличилось на 39% — с 6,6 млн до 9,3 млн человек. Как считает старший управляющий директор Авито Услуг Артем Кумпель, этот тренд положительно повлиял на развитие рынка услуг, где сегодня занято почти 18 млн человек, более 80% из них — частники и представители микробизнеса.
В Екатеринбурге Артем Кумпель представил исследование российского рынка услуг, которое его компания провела совместно с агентством маркетинговых исследований ORO. О ключевых тенденциях развития рынка, запросах клиентов и проблемах, с которыми они сталкиваются — в материале DK.RU.
Ключевые цифры
По данным Авито Услуг и ORO, годовой оборот рынка услуг в России составляет 16,2 трлн руб.
В стране занято 6,7 млн провайдеров (компаний и частников), которые выполняют 3,4 млрд заказов в год.
Мы понимаем, что рынок услуг — это, в основном, микробизнес и самозанятые. В сфере услуг работает 36% от всех частников в России и 21% компаний (ИП, ООО и других). Вместе они генерируют более 90% годового оборота рынка — около 15 трлн руб. То есть рынок услуг — это двигатель малого и микробизнеса. Поэтому мы на нем сосредоточились и помогаем его развивать, — отметил Артем Кумпель.
Чаще всего провайдеры предоставляют услуги частным лицам — это происходит в 89% случаях. Также 33% опрошенных представителей рынка отметили, что работают с компаниями и юрлицами, 12% — с государственными и муниципальными организациями. Некоторые работают сразу с несколькими типами клиентов.
Ситуация, когда малый и микробизнес оказывает рынку все больше услуг, толкает предпринимательство на новый уровень. Если раньше многие компании очень аккуратно смотрели на самозанятых, то сейчас все чаще сотрудничают именно с ними — это достаточно просто с точки зрения закрытия документов, оплаты налога, — продолжает Артем Кумпель.
Размещение объявлений на онлайн-ресурсах становится обязательным условием для успешной работы. В топ-10 онлайн-каналов для привлечения заказов на услуги сегодня входят:
- Авито (на платформе размещено 200 млн объявлений, ежемесячно ее посещают 27 млн чел.);
- ВКонтакте;
- тематические чаты и группы в Telegram;
- тематические чаты и группы в WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в РФ);
- Instagram (запрещенная в России соцсеть, принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в РФ);
- Юла;
- Яндекс Услуги;
- Profi.ru;
- Одноклассники;
- а также собственные сайты исполнителей.
Спрос и предложение
По словам Артема Кумпеля, больше всего провайдеров на рынке работают в категории «Красота и здоровье» — это около 901,1 тыс. мастеров и организаций. Популярность сферы, по словам эксперта, связана с постоянным спросом — люди пользуются такими услугами от одного до нескольких раз в месяц.
На втором месте «IT, дизайн и маркетинг» — в этой сфере работает 855 тыс. провайдеров.
На третьем месте — «Обучение и репетиторы» — около 749,2 тыс. провайдеров.
Со времен ковида сфера образования стала активно переходить в онлайн. И заказчики, и исполнители понимают, что сейчас они могут оказывать услуги по всей России. Поэтому растет как спрос, так и предложение, — отметил Артема Кумпель. — В целом мы видим явный тренд на диджитализацию — многие потребности пользователей начинают закрываться в онлайне. Поэтому ожидаем, что в течение нескольких лет некоторые категории полностью перейдут в онлайн.
Если смотреть на рынок в разрезе спроса, топ лидирующих категорий немного отличается:
- «Транспортные услуги» — 1 053,4 млн заказов (31%),
- «Красота и здоровье» — 707,6 млн заказов (21%),
- «Обучение и репетиторы» — 284,3 млн заказов (8%),
- «IT, дизайн и маркетинг» — 287,7 млн заказов (7%),
- «Деловые услуги» (бухгалтерия, юридические услуги) — 193,3 млн заказов (6%).
По большинству категорий услуг спрос растет быстрее, чем предложение на рынке. Артем Кумпель связывает ситуацию не только с кадровым дефицитом:
Мы видим одновременное влияние двух важных трендов. Во-первых, если раньше о многих мастерах узнавали по «сарафанному радио», то теперь все больше клиентов ищут исполнителей услуг на онлайн-площадках, и пока не все мастера готовы выстраивать взаимодействие с клиентами по-новому. А во-вторых, не секрет, что сейчас в стране ощущается нехватка специалистов в самых разных сферах. Сфера услуг — не исключение. И, к сожалению, в ближайшие годы приток трудового активного населения не возрастет.
Чего хотят уральцы
В регионах Урала спрос на услуги на площадке Авито Услуг также растет быстрее, чем предложение. Самые популярные категории в них идентичны — лидируют «Красота и здоровье» и «Ремонт и отделка».
Город |
Категория |
Рост спроса |
Рост предложения |
Екатеринбург |
«Красота и здоровье» |
+18% |
+4% |
«Ремонт и отделка» |
+20% |
+6% |
|
«Деловые услуги» |
+1% |
+9% |
|
«Грузоперевозки» |
+24% |
+3% |
|
«Строительство» |
+107% |
+36% |
|
Тюмень |
«Красота и здоровье» |
+28% |
+5% |
«Ремонт и отделка» |
+35% |
+1% |
|
«Строительство» |
+125% |
+31% |
|
«Сад, благоустройство» |
+480% |
+117% |
|
«Ремонт и обслуживание техники» |
+33% |
+5% |
|
Челябинск |
«Красота и здоровье» |
+24% |
+6% |
«Ремонт и отделка» |
+29% |
-2% |
|
«Строительство» |
+137% |
+28% |
|
«Ремонт и обслуживание техники» |
+27% |
+5% |
|
«Сад, благоустройство» |
+564% |
+104% |
По словам Артема Кумпеля, рост некоторых из этих услуг связан с ситуацией в российской экономике. Например, с учетом того, что после введения санкций в стране резко снизилось предложение качественной европейской техники, вырос спрос на ремонт устройств, которые уже используются. А увеличение спроса на ремонт и отделку помещений стало закономерным ответом на рост продаж на рынке жилья.
Несмотря на то, что сейчас число ипотечных сделок снижается, мы понимаем, что спрос на ремонт и отделку помещений будет высоким как минимум еще несколько месяцев, поскольку часто квартиры покупаются на стадии строительства. А если говорить о долгосрочной перспективе, на фоне снижения возможностей для покупки нового жилья наверняка многие будут вкладывать средства в ремонт существующего. Поэтому такие услуги, как ремонт, будут пользоваться спросом на протяжении долгого времени, — отметил Артем Кумпель.
Еще один интересный тренд в УрФО — запрос на срочные услуги. Треть заказчиков из уральских регионов ожидают получения услуги в тот же день, 10% — в течение часа. В ответ на этот запрос в Авито Услугах добавили фильтр, который позволяет быстро найти исполнителя, способного выполнить задачу в тот же день.
Ранее на DK.RU:
«Никто не чувствует себя в безопасности». Как изменилась структура спроса на рынке юруслуг
«Восстановление старых автомобилей — это та реальность, в которой нам предстоит жить»