ВТБ: Объединенной судостроительной корпорации требуется 2 трлн рублей
По словам главы ВТБ Андрея Костина, половина этой суммы нужна для покрытия текущего дефицита, остальное — для развития. В 2023 г. банк получил ОСК в доверительное управление.
Группа ВТБ оценила состояние и будущие инвестиции в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), которую получила в доверительное управление на пять лет в 2023 г. Как сообщает «Коммерсант», общие вложения глава ВТБ Андрей Костин оценивает более чем в 2 трлн руб. Цифры были озвучены им в кулуарах ВЭФ.
Мы попросили министерство финансов провести анализ финансового состояния ОСК. Месяцев восемь, не меньше, оно работало и пришло к выводу, что дефицит денежных средств с перспективой до 2030 г. — именно в те пять лет, которые мы будем управлять ОСК, — составляет 1,029 трлн руб., — рассказал Костин.
Он пояснил, что эта сумма — не инвестиции, а средства, необходимые для выправления состояния ОСК: «финансирование собственной деятельности ОСК, погашение обязательств без источников финансирования, кредитов, не обеспеченных товарной продукцией, — по идее, это средства, необходимые на достройку убыточных заказов».
Если говорить об инвестициях, то сумма сопоставима — как сказал Костин, в целом потребуется около 1 трлн руб. Порядка $5 млрд из этой суммы нужно на строительство верфи во Владивостоке, в бухте Промежуточная.
Верфь позволит нам производить танкеры и даже газовозы, но в первую очередь — контейнеровозы, балкеры, то есть все виды торговых судов размером до 300 метров, — уточнил Костин. Плюс нужна модернизация четырех верфей в Петербурге, добавил он.
Финансирование ОСК будет осуществляться за счет дивидендов ВТБ, в том числе по привилегированным акциям, в адрес государства. Уже есть решение направлять их целевым образом на докапитализацию компании, пишет газета. Планируется и ряд внебюджетных источников, но каких именно, пока не уточняется.
Как рассказывал DK.RU, Владимир Путин передал 100% акций ОСК под управление банка ВТБ. Генеральным директором был назначен бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков. Ознакомившись с состоянием актива, Андрей Костин в интервью РБК рассказал, что проблем в компании очень много: «это и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание».
Мы слишком много полагались на иностранных производителей, пока не было санкций, а сами многие компетенции не развивали. А сейчас у нас серьезные проблемы. Например, с двигателями: у нас нет эффективных двигателей ни для авиации, ни для судов, их надо создавать. Многие технологические задачи, которые мы раньше решали за счет импорта и международной кооперации, придется решать самостоятельно, — указывал он.
Еще одна больная тема для ОСК — это сроки строительства, добавил Костин: «Технологии очень старые, придется перевооружать отрасль и строить по-другому».
Он посетовал, что практически все контракты у ОСК убыточные, и отрасль все время находится «на подсосе государства». Глава ВТБ пообещал это исправить, но уточнил, что закрытие старых дыр не должно осуществляться за счет банка, этим должно заниматься государство.