«В Екатеринбург стало непросто привезти популярных артистов. Наши косты постоянно растут»
Исполнительный директор Tele-Club Дарина Романова — о том, как концертные площадки Екатеринбурга адаптируются к работе в новых условиях и на чьи выступления готова идти аудитория.
В Екатеринбурге стартовал новый концертный сезон. Он обещает быть насыщенным — свои выступления в городе запланировали как мэтры российской эстрады, так и молодые, известные узкой аудитории исполнители. Однако, как отмечают представители концертных площадок, привезти в город популярных артистов по политическим причинам становится все сложнее.
Последние четыре года ивент-индустрия регулярно сталкивается с новыми вызовами. Как на них отвечают концертные площадки Екатеринбурга, DK.RU рассказала исполнительный директор Tele-Club Дарина Романова.
«Фрешеры», каверы и дискотека 90х
Со времен пандемии инвент-индустрия кардинально изменилась — чтобы пережить непростые времена и сохранить штат, приходилось заниматься непрофильными проектами, говорит Дарина Романова:
— Сначала из-за запрета на проведение массовых мероприятий мы потеряли возможность проводить концерты на наших площадках. После того как ограничения ослабили, мы стали аккуратно анонсировать концерты. Но постоянно были риски, что мероприятие отменят или посещаемость будет невысокой.
После завершения пандемии практически сразу началась СВО. Чувство неопределенности вернулось. Несмотря на то, что теперь у нас нет запретов на проведение мероприятий, стало непросто привезти в Екатеринбург популярных артистов: кто-то покинул страну, кто-то попал под определенные ограничения. Зарубежные исполнители по понятным причинам тоже редко соглашаются выступать у нас. Пожалуй, только сейчас в Екатеринбург стали приезжать некоторые из них.
Как в нынешней ситуации изменился пул артистов, которые сейчас выступают в Екатеринбурге?
— По-прежнему проходят концерты мэтров шоу-бизнеса: Михаила Шуфутинского, Леонида Агутина, Игоря Николаева, Любови Успенской, группы «Руки Вверх». В Екатеринбурге достаточно много почитателей их творчества самых разных возрастов.
Параллельно появляется много молодых артистов — «фрешеров», которые стараются завоевать свою аудиторию. С одной стороны, здорово, что появляются новые лица. С другой, для нас работа с такими исполнителями — это риски: сложно прогнозировать, соберет ли новый исполнитель зал, сохранит ли свою популярность через год, и тем более, что будет с ним через 5-10 лет.
Отличаются ли запросы молодых артистов к площадкам и условиям работы?
— Запросы артистов зависят от множества факторов. Бывает, что ребята снимали клипы для Tik-Tok или ВКонтакте, их контент выстрелил, они стали популярными и поехали в тур, пока до конца не осознавая, что с ними происходит. Тогда, конечно, им важнее сам факт выступления, взаимодействия со своей аудиторией.
Но если к тому моменту они уже оказались под крылом какого-то музыкального лейбла или известного концертного директора, требования будут достаточно серьезными. Иногда считаешь смету и удивляешься: гонорары у некоторых молодых артистов — на уровне мэтров эстрады.
Концерт «Дельфина», Tele-Club
А вообще насколько существенно выросли гонорары исполнителей с допандемийных времен?
— Примерно в два раза. Приведу в качестве примера гонорары за выступление на корпоративных мероприятиях и фестивалях. Раньше с представителями эпохи 90-х можно было договориться на выступление за 200-300 тыс. руб. Сейчас они понимают, что есть определенная мода на 90-е, видят, что фактически организаторам некого везти, поэтому в среднем повышают свои гонорары до 500-600 тыс., а то и больше.
Вы уже упомянули про моду на 90-е. Есть ли сейчас у аудитории запрос на еще какие-то конкретные стили, форматы?
— Сейчас хорошо развиты трибьюты. Концерты кавер-групп на удивление приносят хорошие сборы — вероятно, это связано с тем, что популярные зарубежные исполнители перестали выступать в России, а желание послушать их музыку вживую осталось. Например, уже второй раз мы будем проводить в «Фабрике» кавер-шоу Rammstein. Когда поставили его в график в прошлом году, даже не думали, что на концерт придет столько зрителей.
Хорошо развиты трибьюты с оркестрами. Например, в «МТС Live Hall» уже несколько раз исполняли произведения Ханса Циммера, звучавшие в популярных зарубежных фильмах. Также мы привозили в «МТС Live Hall» трибьют-шоу «Queen Classics» с испанским вокалистом Ронни Ромеро.
Если оставить политику в стороне, расскажите, на какие критерии вы ориентируетесь, отбирая исполнителей?
— Конечно, мы смотрим различные метрики, которые показывают степень популярности артиста — например, показатели в «Яндекс Музыке», в «Вордстате». Но мы уже достаточно давно в отрасли, наладили дружеские связи с менеджментом многих состоявшихся артистов. И когда кто-то из них едет в тур по стране и планирует выступить в Екатеринбурге, можем спрогнозировать, какой будет наполняемость зала на концерте кого-то из них.
Если говорить о начинающих исполнителях, у нас есть отдельный сотрудник, который их отслеживает: если кто-то из них находится «на подъеме», мы связываемся и договариваемся о выступлении. Кстати, часто они соглашаются работать не за фиксированный гонорар, а за процент от выручки: таким образом они отслеживают по финансовым результатам уровень своей популярности, а мы снижаем риски.
Фабрика Event hall
С учетом того, что у нас есть разные по вместимости площадки, мы можем постепенно взращивать исполнителя, переводя с одной на другую. Площадка «Ц» на территории клуба «Фабрика» (входит в состав холдинга в Tele-Club Group) вмещает около 200 человек, основной зал «Фабрики» — около 1000, Tele-Club — 2000. А когда исполнитель перерастает Tele-Club, мы можем организовать его выступление на сторонней площадке — например в «МТС Live Hall», как было с «NЮ».
Цены за последние два года выросли вдвое
Сейчас в Екатеринбурге пользуются популярностью крупные концертные площадки — помимо «МТС Live Hall», это «Космос», Дворец молодежи, КРК «Уралец». Как отмечает Дарина Романова, у Tele-Club с ними выстроены партнерские отношения:
— У нас есть отдельное направление бизнеса, связанное с организацией туров артистов в Екатеринбурге и соседних городах. И когда мы начинаем работать с исполнителями уровня Михаила Шуфутинского или Валерия Леонтьева, мы понимаем, что их потенциал по сборам достаточно высокий, поэтому договариваемся о концерте, например, с «МТС Live Hall» или КРК «Уралец».
Как за последние два года изменилась посещаемость концертов и средний чек?
— На фоне растущих костов, гонораров, стоимости перелетов, отелей, рекламы, нам пришлось поднимать стоимость билетов. За последние два года она выросла примерно в два раза. Сейчас мы уже не можем позволить себе продавать билеты дешевле 1000 руб., потому что в противном случае экономика не сойдется.
Выручка бара за два года тоже выросла примерно в два раза. Но каждый раз она разная. Например, иногда на вечеринку приходит 150 человек, средний чек может достигать 200% от стоимости билета, а иногда при той же посещаемости бар зарабатывает всего 10-15%.
В отличие от среднего чека, посещаемость концертов — явление, которое зависит не только от экономической ситуации. Большое значение имеет личность артиста, его популярность в конкретный момент времени.
Концерт ONYX, Tele-Club
Появились ли за последние годы новые направления деятельности, которые помогли вам адаптировать бизнес к современным условиям?
— Еще во время пандемии мы пробовали проводить онлайн-концерты и онлайн-корпоративы, но поняли, что ничто не заменит живого общения. После снятия ограничений мы зафиксировали всплеск интереса к офлайн-мероприятиям. Пожалуй, онлайн-ивенты — единственное направление, от которого мы отказались. Остальные проекты, начатые во время пандемии, продолжаем развивать.
Например, мы вышли на новые рынки — начали проводить выставки в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского, в крупных торговых центрах. Во время пандемии наш генеральный директор Олег Игоревич Кумыш запустил два новых проекта — открыл глэмпинг «Telecamp» и начал выращивать потрясающую клубнику на полях под Ревдой. Наша команда помогала запускать эти проекты и до сих пор участвует в их продвижении.
Также мы занялись организацией масштабных мероприятий для детей и уже третий год проводим ледовые шоу Ильи Авербуха, такие как «Снежная Королева», «Кармен», в этом году в Екатеринбурге и Челябинске состоится шоу «Щелкунчик». Помимо этого, как я уже упоминала, в последнее время мы активно осваиваем еще одно направление деятельности — сотрудничаем с промоутерами в качестве концертного рекламного агентства и помогаем им в организации выступлений артистов в Екатеринбурге и близлежащих городах.
Мы стараемся максимально использовать возможности наших площадок. Сдаем их в аренду под различные мероприятия — корпоративы, конференции, бизнес-встречи, семинары. У нас даже несколько раз арендовали помещения под танцевальные баттлы — никогда бы не подумала, что это будет востребовано. Также мы начали развивать направление кейтеринга и предлагаем услуги по организации питания на сторонних площадках.
Летняя площадка Tele-Club
Концертный бизнес имеет определенную сезонность — в основном мероприятия проходят осенью, зимой и весной. Поэтому, чтобы выровнять нагрузку, в прошлом году мы запустили стационарную летнюю площадку Tele-Club. В этом году, несмотря на плохую погоду, количество фестивалей и других мероприятий на этой площадке выросло.
Поделитесь планами на новый концертный сезон? Каких исполнителей можно будет услышать в Екатеринбурге в ближайшие месяцы?
— Среди прочих на площадке «Фабрики» традиционно выступит наша уральская группа «Обе две», приедут группа «Пилот», Сосо Павлиашвили, пройдут кавер-шоу Rammstein и стендапы. Из зарубежных исполнителей — приедет бывший вокалист немецкой группы Oomph.
В «Теле-клубе» выступит Джо Линн Тернер, нидерландская группа Dope D.O.D., корейский коллектив W24, который известен у нас в стране по кавер-версиям российских песен. Запланировано сразу два концерта группы «Пневмослон», приедут «Алиса», Коста Лакоста, Олег Майами. Так или иначе концертный сезон обещает быть насыщенным и интересным.
А как сами артисты относятся к выступлениям в Екатеринбурге?
— Традиционно, если артист отправляется в тур по России, один из концертов он проводит в Екатеринбурге. И если сравнивать с другими городами, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, то в Екатеринбурге сборы оказываются самыми высокими. Жители Екатеринбурга очень творческие культурные люди и с удовольствием посещают разнообразные мероприятия, концерты и фестивали. Поэтому в увеличении количества концертов в нашем городе заинтересованы как сами артисты и организаторы, так и зрители.
Ранее на DK.RU: «Бузова-Кутузова — нам какая разница?»: владелец Теле-клуба — о концертном бизнесе