Как соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии Talisman
В 1990-е, когда открылись границы, возникла потребность в частных языковых центрах. После пандемии и начала СВО спрос на знание языков пошел на спад. Многие закрылись, но не все. Почему?
В проекте «Ген уральского предпринимательства», помимо исторических очерков, мы обращаемся к опыту предпринимателей, которые решились вести бизнес при участии членов семьи. Как складываются их отношения, в чем сложности и выгоды семейного бизнеса?
Сегодняшние герои 34 года назад открыли непростой проект — Языковую Академию Talisman. Такой бизнес всегда зависит не только от ситуации внутри страны, но и от глобальной политической обстановки, а также от умения собственников и топ-менеджеров строить отношения с клиентами. Его нельзя масштабировать по шаблону — слишком много переменных.
Возможно, поэтому многие языковые центры существуют в пределах одного кабинета, многие закрылись в пандемию, а те, кто не закрылся тогда, ушли с началом СВО, потому что геополитика изменилась. Однако Talisman — другое дело, и в этом его уникальность.
Языковая школа появилась в начале 1990-х, а в этом году отрабатывает 34-й сезон (длится с сентября по май). Ею управляют уже два поколения собственников — Елена Подстрешная, основатель, и ее дочь — Анна Шешенина, генеральный директор.
Как выстраивался семейный бизнес в 1990-е, когда никаких традиций, связанных с этим, в стране еще не было? Как сейчас выживают языковые центры, когда перспективы сдать международный экзамен, уехать учиться в Европу или работать в западной компании резко сократились? Об этом в интервью Анны Шешениной на DK.RU.
Talisman — это ведь не просто языковой центр, который располагается в нескольких кабинетах, здесь все масштабнее?
— Да, у нас несколько образовательных направлений. Языковая академия — только один из них. Еще есть книготорговая компания — мы продаем учебную литературу для освоения языков. Есть клуб, где проходят занятия по гибкому графику для взрослых. Есть онлайн-школа. В этом году у нас появился новый проект — «русский для жизни».
Talisman возник как альтернатива школе, где не учили разговорному языку?
— В советской школе в принципе не было задачи научить людей разговаривать. Учили переводить тексты. Мало кто осваивал язык как инструмент общения. С тех пор в России появились понятия разговорный и неразговорный язык, хотя они, по сути, неверные. Как язык может быть неразговорным? Латынь если только.
В 1990-х политическая ситуация изменилась, открылись границы и людям захотелось общаться. Тогда и был создан центр. Он работал по эмоционально-смысловому методу. Это авторский метод профессора Игоря Юрьевича Шехтера, созданный для взрослых. Talisman начинался как центр обучения взрослых. Метод сам по себе крутой — по нему обучали первых космонавтов на Байконуре.
Как ваша мама узнала про этот метод?
— Моя мама не лингвист, по образованию она юрист, а по призыву или состоянию души — настоящий предприниматель. Она смогла увидеть потребность в обучении языкам, нашла людей, которые в этом разбираются, познакомилась с кем-то из преподавателей, собрала команду и организовала процесс обучения — так появился Talisman.
А как вы попали в бизнес?
— Меня особо никто не спрашивал, хочу ли я, — дали стопку объявлений и сказали: «Иди расклеивай». Мне тогда было 10 лет. Потом меня повысили, сказали: «Иди мой кружки в баре». Я не помню, чтобы у мамы было свободное время в те годы. Это отразилось и на моем детстве.
Talisman стартовал в 1991 г., а я в том же году пошла в первый класс. В школу я пришла самостоятельно. На линейке была без родителей, но с цветами. Так мамин бизнес стал школой жизни не только для мамы, но и для меня.
Девяностые — это такой период, прожив который люди либо переходили некий рубеж и принимали новую реальность, либо у них это не получалось. Не все использовали это время как шанс, не все смотрели на трудности как на возможности. Мне приходилось трудно, но я с благодарностью отношусь ко всему этому — и к тому, что приходилось помогать маме в работе, и к тому, что приходилось быть самостоятельной.
После школы я поступила на факультет иностранных языков, училась и параллельно работала менеджером или преподавала. Ко мне всегда был повышенный спрос: если я опаздывала, я сама себе писала выговор и вешала его в учительской.
То есть вы в проекте мамы с 10 лет?
— Не знаю, правильно ли это. У каждого свой путь. У нас вот так получилось. Был период, когда я начала сомневаться — мое это или не мое. Это сейчас детей воспитывают по-другому, давая им море возможностей, проверяя, что ему откликается, соблюдая его личные границы… Скажи я моей маме про личные границы в 1991 году… Тогда никто такими понятиями не оперировал.
С одной стороны, жесткость закаляет, с другой, все это все равно приходится прорабатывать в осознанном возрасте. Поэтому, конечно, у меня был период в жизни, когда я задумывалась, правильный ли путь выбрала, может, иностранные языки — это не мое.
Но в итоге вы стали преподавателем английского?
— Я владею английским языком. Но я не веду занятия. Если говорить о том, учитель я больше или предприниматель, совершенно точно по призванию я — второе. Я больше коммерсант, хотя все ценности учебной деятельности — образование, развитие — для меня не чужды. В этом бизнесе, наверное, по-другому и нельзя. Образовательный бизнес — это бизнес, но, на мой взгляд, невозможно смотреть на учебный процесс только с этой стороны.
Мы всегда говорим своим студентам, что знание иностранного языка — это инструмент или преимущество, это ключ, который откроет новые двери и даст еще больше возможностей.
Знание английского языка позволяет получать информацию из большего количества источников. 90% информации в интернете на английском языке. Так сложилось, если ты хочешь развиваться в IT, fashion, вырастить производство до международного уровня, английский язык тебе в помощь. Это такие мотивационные опорные камни.
Ну и, конечно, дети — наша особая гордость. Помимо лингвистического образования, мы принимаем участие в их воспитании каждодневно.
Наблюдая за нашими выпускниками, мы видим, что очень многие поступили в зарубежные вузы, сдали международные экзамены, устроились работать в компании международного уровня. Казалось бы, система работает, но …
Разговаривая с людьми, мы увидели, что многим изучение иностранного языка нужно не с целью обучения, развития, роста, а чтобы просто уехать за границу. Видимо, такая цель сформировалась в отсутствии внутренней опоры, идентификации себя как части русской культуры. Так со временем мы пришли к тому, что русский язык преподавать тоже нужно.
Какая целевая аудитория может быть у такого курса?
— В прошлом году мы вышли с предложением «русский для жизни» — это русский язык для русских детей. По входным тестированиям, по интервью с детьми и взрослыми стало ясно, что школьная программа не мотивирует их интересоваться родным языком, потому что они не видят в нем области практического применения.
Есть чат GPT, What’s up и Т9, которые исправляют ошибки, — зачем самому знать все это? Мы постарались найти другие смыслы для детей, чтобы мотивировать их интересоваться именно языком. В этом году у нас 11 групп. Мы занимаемся в режиме онлайн. Старались сделать программу такой, чтобы она была максимально интересной.
Я обожаю русскую классику, но то, как в школе знакомят с произведениями школьной программы, — идет явно не по любви, а через сопротивление, потому что дети не понимают, зачем им это нужно.
Нашу программу мы постарались сделать максимально прикладной. Чтобы эту информацию можно было применить на практике — сделать проект, написать пост, письмо, заявление о приеме на работу. Сочинения пишут в школе на несколько листов, а потом, когда приходят устраиваться на работу, не знают, как составить элементарное заявление своими словами — понятными, доступными и емкими.
Вы планируете масштабировать эту идею или свой бизнес?
— С этого года у нас стартовал еще один проект — «Академия образовательного бизнеса ALLTON». Это направление ориентировано на владельцев учебных центров, необязательно языковых, всех, кто строит бизнес в образовании. По прошествии 30 лет работы мы поняли, что готовы делиться своим опытом.
Но это не франшиза, это обучение. Франшизу я не хотела бы продавать, потому что в образовательном бизнесе все построено на людях. Вот эта теплота и близость — она на 80% залог успеха. Да, он зависит от того, как выстроены процессы, но чтобы выстроить их, нужно быть в плотном контакте с людьми. От фигуры собственника и руководителя, таким образом, зависит очень многое.
Продать 50 франшиз и быть неспособным контролировать уровень качества — не по мне. Поэтому франшизу мы продавать не будем. Мы готовы поделиться тем, что есть у нас — решениями, документами, выстроенными бизнес-процессами, своими системами автоматизации.
У вас по-прежнему работают носители языка?
— Да. Но вообще, когда носитель языка еще и преподаватель по образованию — это большая редкость. За всю историю существования компании у нас таких работало человека три-четыре. Сейчас в России этих людей можно по пальцам пересчитать. Потому что пригласить кого-то сюда жить — очень длительная и кропотливая задача, связанная с оформлением официального приглашения. Плюс есть культурные и климатические особенности.
Мы работаем в основном с экспатами — людьми, которые здесь уже живут по воле судьбы и имеют разрешение на проживание и работу. По стоимости занятие с носителем языка дороже, но некритично.
Можно ли научиться быть предпринимателем?
— Быть предпринимателем — это уметь ходить неизведанными тропами, прокладывать собственный путь. Есть вещи, которые не заглушить, врожденное предпринимательство — об этом.
Чтобы быть предпринимателем, необходимо обладать особыми личностными качествами. Нужно уметь оценивать риски, видеть горизонт планирования. Предприниматель должен обладать высоким порогом терпимости к неопределенности. От этого во многом зависит масштаб и успех деятельности.
Также должна быть проактивная позиция: что бы ни случилось, сохраняй способность к действию. А еще важна честность, особенно важно быть честным с самим собой: признавать ошибки, осознавать слабые стороны.
Также важно доверять людям и делегировать им задачи. Если предприниматель будет распыляться и сам выполнять всю работу: я же дворник, я же менеджер, я же водитель, я же шеф-повар — ничего хорошего не выйдет.
Лидер бизнеса должен делать только то, чего никто другой сделать не сможет, а всю остальную работу отдавать приглашенным специалистам, которые сделают ее в сотни раз лучше и быстрее.
Так получилось, что Talisman — семейный бизнес. Хотите, чтобы ваши дети продолжили его?
— Talisman должен быть успешным бизнесом, и кто будет им управлять, дети или наемный топ-менеджер, неважно.
Нужно делать то, что хорошо для бизнеса. Если ребенок не демонстрирует тяги к предпринимательству, не обладает требуемыми навыками и знаниями, я лучше поделю ответственность с кем-то из сотрудников, с кем можно развиваться в партнерстве. Конечно, хочется, чтобы бизнес с более чем 30-летней историей жил и развивался, и мне импонирует тема династии, но двигать бизнес должны профессионалы, люди, которые горят этой идеей.
Читайте также на DK.RU: В Екатеринбурге открылся китайский языковой центр.