Сейлеры на контроле. Росфинмониторинг заподозрил маркетплейсы в обналичивании средств
В России фиксируют рост сомнительных операций в онлайн-торговле. Из-за сложностей импорта и международных расчетов приходится искать нестандартные пути оплаты.
Росфинмониторинг предупредил банки о рисках сомнительных операций в онлайн-торговле, пишет РБК. В частности, служба стала фиксировать ситуации использования маркетплейсов для транзакций в целях незаконного обналичивания денежных средств.
Маркетплейсы используются в таких схемах для разрыва транзитных цепочек, — заявили в Росфинмониторинге.
Собеседник издания в крупном российском банке подтвердил рост числа случаев проведения сомнительных операций со стороны компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые торгуют на маркетплейсах.
Так, с конца августа антиотмывочная система ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК) стала активно помечать клиентов со средним и высоким риском проведения подозрительных транзакций, нацеленных на отмывание или обналичивание денег.
Росфинмониторинг обратил на сейлеров пристальное внимание, поэтому их стали вносить в платформу ЗСК. Сейчас тема сомнительных операций на маркетплейсах очень актуальна, — подтвердил сотрудник другого банка.
Платформа «Знай своего клиента» работает 1 июля 2022 г., к ней подключены все кредитные организации. В ежедневном режиме сервис анализирует транзакции клиентов банков (юрлиц и ИП), присваивая им определенный уровень риска. Чем выше уровень, тем строже контроль за проведением транзакций. Клиентам из красной зоны банки могут отказывать в проведении операций.
Как сообщили изданию в ЦБ, сейчас к высокорисковым относятся 1,3% от всего количества юрлиц и ИП. Еще 1,9% клиентов находятся в промежуточной, желтой, зоне.
Предприниматель, работающий на маркетплейсах, и директор по маркетингу сервиса аналитики One Screen Павел Литвак рассказывает, что продавцы на меркетплейсах действительно нередко обходят таможенные процедуры, ввозя товары из-за границы по системе, когда товар не проходит таможенное оформление и транспортируется перевозчиком без сопроводительных и разрешительных документов.
Маркетплейсы, как площадки для торговли, могут быть использованы для создания видимости легитимности сделок, что делает их привлекательными для тех, кто стремится скрыть истинное происхождение товаров, — объясняет Литвак.
Еще один способ закупки товаров для реализации на маркетплейсах — через байеров (посредников). В этом случае расчеты за поставку будут безналичными, но это будет перевод от ИП на карту физического лица или между физлицами.
Если формально смотреть на платежное поведение такого клиента, то цепочка выглядит так: поступления денег от юридического лица — маркетплейса на счет сейлера с последующим выводом этих денег в наличную форму. Поэтому ЗСК окрашивает таких сейлеров в желтый цвет с типологией «обналичивание по схеме ЮЛ-ИП». Но на самом деле здесь нет никакого отмывания денег, просто такая специфика бизнеса, — говорит автор профильного телеграм-канала «Тот самый 115-ФЗ» Сергей Юдаков.
Как рассказывал DK.RU, сейчас в Госдуме активно ведется работа над законопроектом о маркетплейсах. В нем предлагают закрепить за площадками ответственность при продаже некачественного товара, с этим предложением не согласны крупнейшие игроки рынка.
Известно, что Минпромторг хочет приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им привлекать к работе самозанятых. Такое регулирование в первую очередь позволит упорядочить взаимоотношения маркетплейсов и их контрагентов: разрабатываемые нормы внесут больше ясности и прозрачности в их работу, объясняют в ведомстве.
Ранее DK.RU также рассказывал, что в мае этого года президент Союза торгцентров России (СТЦ) Булат Шакиров направил письмо в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, а также Федеральную налоговую службу (ФНС) и правительство РФ, в котором пожаловался на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов и попросил уравнять в правах торговые центры и онлайн-площадки.
Гендиректор «Стокманн» Геннадий Левкин говорил, что маркетплейсы стали «филиалами рынка "Садовод", где много контрафактной и несертифицированной продукции», онлайн-площадки не несут ответственность за реализацию контрафактной продукции, перекладывая ее на селлеров, в то время как офлайн-ритейлеры за подобные действия подвергаются штрафам.