Подписаться
Курс ЦБ на 20.11
100,03
105,73

Кирилл Бородин: «Картины — не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем»

Кирилл Бородин: «Картины — не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем»
Иллюстрация: DK.RU

Делится ли искусство на хорошее и плохое? Кто определяет, что есть что — художник, галерея или публика? Делает ли высокий ценник работу произведением? Легко ли продавать живопись? Читайте на DK.RU.

Как развитие интернета изменило рынок продажи предметов искусства, почему художники перешли на прямые продажи без посредников, зачем в онлайн-реальности традиционные галереи и насколько сложными могут быть отношения художника и галериста, в авторской колонке на DK.RU рассуждает художник, руководитель творческой площадки «Гутенберг» и галереи «Ателье» в Екатеринбурге Кирилл Бородин:

Кирилл Бородин: «Картины — не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем» 1— Как правило, галерея забирает 50% от стоимости, за которую продана работа, иногда 60%. Покупатели искусства этот порядок знают и часто обращаются к художникам напрямую с просьбой продать за полцены. Случаев, когда художник сдается и продает с 50% дисконтом, очень много, это с 90-х тянется. Но все быстро становится явным, потом галерея забанит тебя, не будет с тобой работать, продвигать и помогать тебе. Есть художники, которым галереи в принципе не нужны, но большинству хитрости с ценниками и неуплатой комиссии выходят боком.

Я в такие игры не играю, на мои работы всегда будет одинаковая цена. Я не скрываю, что мне выгодно, чтобы купили напрямую у меня, но при этом мне приятно, когда галерея продает мою картину и зарабатывает на этом. Но если кто-то из продавцов пытается что-то от себя накинуть выше моего прайса — я сразу забираю работы и прекращаю общение: клиент не будет разбираться, кто пытается схитрить, я или галерист, а репутационные последствия для меня точно будут. Поэтому я жестко ограничиваю круг тех, кто меня продает, мне это очень важно.

По факту сейчас больше продается у меня, идут прямые продажи — такое время, что исчезла необходимость в посредниках. Если знают имя художника, которым интересуются — обращаются онлайн и выбирают по каталогу. Я с покупателем даже не вижусь, посылаю картину и все.

СПРАВКА DK.RU

 
Кирилл Бородин
Родился в городе Кургане в 1987 г.
В 2008 г. закончил Екатеринбургское художественное училище им. И.Д. Шадра, отделение театральной живописи. В 2014 г. — Уральскую государственную архитектурно художественную академию (УралГАХА), отделение станковой живописи.
Член Союза художников России с 2015 г.
Работы художника хранятся в частных и музейных коллекциях России, Европы, Азии и США.
Живет и работает в Екатеринбурге. Участник более чем 100 различных художественных проектов, в том числе международных.
 

Свои люди

Все галеристы, с которыми я сейчас сотрудничаю, это увлеченные искусством люди, которым интересен именно я как художник.

В 2011 г. я познакомился с галеристом Борисом Салаховым, когда попал на проект «Летопись современного завода». Туда позвали не меня, а моего знакомого. Денег там не платили, но давали материалы, он отказался, а я подумал: «Классно, у меня будут краски!». Откат еще пришлось ему дать — помню, это были три тюбика фиолетовой краски и два красной.

Тогда я увидел, что оплата может быть более ценной, чем деньги. Деньги — самая минимальная энергия, которая может работать. Борис сделал все, чтобы участвовавшие в резиденции художники были вознаграждены иначе — знакомством с журналистами, с потенциальными клиентами, с публикой, с существующим рынком. Хотя у него не было перед нами никаких обязательств, только его собственное понимание морального долга, мы все так или иначе заработали немало.

А потом он продал мою работу, без согласования цены со мной, гораздо дороже, чем оценил бы я сам. Тогда другое время было, художник отдавал картину, говорил, сколько хочет получить на руки, и не знал, за сколько ее реально продали. А Борис честно сказал, за сколько он продал эту работу. И объяснил, что это накладывает на меня обязательства: теперь я не могу продать картину такого же размера дешевле, он как галерист за меня перед клиентом поручился, что Бородин стоит столько-то.

Молодые художники быстро зазнаются, забывают истоки, им кажется, что все происходит само собой и только благодаря их таланту.

Когда становишься старше, сидишь, вспоминаешь, как все начиналось. Я сегодня понимаю, что в то время Борису было кого продавать. Но он ходил и рекомендовал меня, многое сложилось благодаря его участию. Мои продажи сегодня — это эхо и его усилий, круги по воде разошлись.

Галерист Татьяна Колпакова очень повлияла на мои взгляды, на отношение и любовь к искусству. Так красиво, как она умеет показать искусство, никто другой не может. Именно ее взгляд на экспозиционирование впечатлил меня, и именно она лоббировала появление сначала «Ателье», а потом «Гутенберга».

Или другой пример, с галереей «Татьянин день». Давным-давно они взяли мою картину на аукцион, там я познакомился с одним человеком, который позже представил меня на Уральской биеннале современного искусства галеристу Марине Дашевской, с которой мы сотрудничали и до сих пор поддерживаем теплые отношения. Из таких мелочей и творится судьба, не будь их — спрашиваешь себя: а сложилось было бы что-нибудь вообще? Я искренне благодарен многим людям.

Отдел продаж

В юности у меня был период, когда я был в себе суперуверен и при этом не понимал, что у галерей есть определенная направленность. На отказы обижался. А потом осознал, что отказывали из-за того, что галерея другим искусством занимается, что я им не подхожу в принципе.

Сейчас ко мне часто обращаются новоиспеченные галеристы, которые готовы выставлять что угодно и которые думают, что сейчас они начнут продавать Бородина и заработают денег. Но мне важно, кто мои картины продает и, по-честному, продать работу не так-то просто, это не автомобиль.

Картины — это не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем, на самом деле. Каждый раз, когда картину покупают, — это непонятная, необъяснимая штука, тут нет системы.

Настоящий галерист, продавая, несет культуру, просвещает, популяризирует искусство, воспитывает вкус, развивает художника и его аудиторию. Это только со стороны кажется, что снимешь помещение, развесишь картины, продашь, получишь процент, и вот весь бизнес. Но это глубже и намного сложнее. Основная часть выставок не приносит продаж, покупателей живописи не так много, и надо найти нужную интонацию в общении с посетителем галереи, с ценителем искусства.

К  тому же отношения у галеристов и художников часто непростые, в т.ч. из-за развития интернета. Если у художника появлятся возможность продавать напрямую, то 90% и не вспоминают про галеристов и их труд. В итоге часто новоиспеченные галеристы ненавидят искусство, ненавидят все в жизни и уходят из этого бизнеса.

Художнику важно найти не только своих галеристов, но и свои площадки. Где ты выставляешься, с кем рядом висят твои картины — это все важно. Да, я знаю себе цену, но на имя еще работать и работать. Я еще не наработал столько репутации, чтобы не запариваться о том, где выставляться. Мне очень нравится «Галерея Антонов», она цельная. Когда я начинал, в Екатеринбурге у них выставлялись художники, чьим поклонником я был и, конечно, мне хотелось оказаться на их месте. И для меня выставки в этой галерее были огромной честью, принятием в круг избранных. Сначала ты издалека смотришь, боишься даже заговорить с кем-то, а потом к тебе на открытие приходит сам Виталий Волович. Это не просто приятно, это не облечь в слова.

Антигалерея «Ателье»

Когда я называю «Ателье» антигалереей, это не значит, что у меня есть какой-то протест. Я сам художник галерейный и мне нравится, когда мои картины продают в галереях, а не я сам этим занимаюсь. Я за то, что у всех должна быть своя работа, и художник о своих работах не должен рассказывать и тем более их продавать.

Одно время «Ателье» называлось выставочной площадкой, но людям это сложно было воспринимать и они сами обозначили место как галерея. Но традиционно галерея занимается продвижением автора, продает его работы и берет комиссию. В «Ателье» ты можешь купить работу, но напрямую у художника, и я не беру комиссию. Понимаю, что противоречу сам себе, но раз я сам художник, то, создавая площадку, я хотел придумать что-то свое, не повторяя стандартные приемы галерей.

Со временем я пришел к тому, что формат «Ателье» все-таки должен быть про продажу работ, я не хочу быть, условно, библиотекой. К примеру, есть выставки современного искусства, а есть ярмарки современного искусства, где главная цель — продажа работ. Когда говорят про ярмарку: вот какая хорошая получилась выставка, это значит, что-то организаторы сделали не так.

Пока в «Ателье» мы делаем только выставки, но художник в итоге каждый раз недоволен, потому что нет финансовой составляющей. По продажам в «Ателье» вопрос стоит давно, и есть люди, которые готовы поддерживать художников именно покупками. Но я долго решал, каким образом организовать продажи?

В ближайшее время «Ателье» расширится как площадка за счет онлайна, будем продавать художников, которых мы раньше выставляли. Их немало, площадка работает с 2016 г., проходит минимум 10 выставок в год. Каждый месяц мы будем предлагать 12 работ по специальной цене, ограниченный срок будет стимулировать покупки. На такой формат меня натолкнули аукционы. Людям в кайф не только купить искусство, но и успеть купить, получить адреналин от такой незапланированной покупки в онлайне. Все деньги от продажи будут идти художнику.

Я считаю, что позиция донатов — это правильная модель, когда художник сам решит, сколько он заплатит галеристу. Я не бизнесмен, который оценивает себя по шкале в зависимости от того, сколько он заработал. Вряд ли люди поймут мой замысел, но моя цель — донести, что покупать работы — это классно и коллекционирование искусства — не удел каких-то элит. 

Для меня это тоже будет в плюс, по опыту «Гутенберга» могу сказать, что когда мы открыли продажи, то площадка стала больше интересна художникам. У тех, кто востребован, кто давно работает в Москве или в Питере, появилась мотивация у нас выставляться, они стали другим художникам рассказывать про «Гутенберг», и в итоге качество наших выставок повысилось. По правде, не так-то просто заманить в Екатеринбург столичных художников, Урал им не особо интересен. Когда про нас узнали, появилось доверие, и так гораздо легче общаться и договариваться.

Дорого-богато

Я считаю, что нет деления искусства на хорошее или плохое. Оно разное может быть, и на каждое искусство есть свой ценитель. Но его должны и показывать разные галереи, со своей специализацией или конкретным пулом авторов, не всеядные маркетплейсы. В онлайн-галереях авторы исчисляются тысячами, и это нивелирует искусство, в массе все становится серенькое. В целом галерей много, и каждый зритель как-то прислушивается к тому, что предлагают, ставит под сомнение, даже если ему говорят, что вот это классно. 

Самоидентификация площадки тоже важна. Например, я позиционирую «Гутенберг» как выставочное пространство и мастерскую для художников-графиков. Это важно для того, чтобы привозить и показывать хороших художников. Если мы начнем делать акцент на проведение мероприятий — превратимся в актовый зал, на мастер-классы — встанем в один ряд с десятком изостудий в городе, где за час и за 500 рублей рисуют букет цветов под бокал вина.

Мне не хочется, чтобы в тех местах, у которых, условно, есть знак качества Бородина, в «Гутенберге» и в «Ателье», искусство было каким-то развлечением. Мы априори не какая-то галерея с вековой историей с непререкаемым авторитетом во всем мире, какой позволено много больше, чем нам. Мы же еще только завоевываем доверие, и за тем, что мы делаем и как выглядим, нужно строго следить. Иначе мы не сможем себе позволить привозить художников, которые у нас выставляются, они будут отказываться.

Я знаю, чего бы я хотел сам как художник, и именно это хочу предлагать интересным мне авторам. Мне важно, чтобы мои площадки были интересны классным художникам прежде всего, а потом уже — публике. Искусство — это вам не пряники, это элитарная вещь.

Порой мне предлагают разместить кого-то за деньги, чтобы попиарить, но я отказываю, репутация площадок ценнее сиюминутного дохода, это мой свод правил. Сейчас много галерей, которые продают свои залы или стены, арендуй, выставляйся, плати процент с продаж, это популярный формат. Чтобы привлечь тех, кто ищет успешного успеха после каких-то курсов, где внушают, что ты талантливый, в таких местах параллельно выставляют заметных состоявшихся художников. Они не платят аренду, но какой-то условный Василий сможет потом сказать, что он висел почти на Красной площади рядом с кем-то известным и востребованным. Меня тоже не раз приглашали создавать нужный антураж, но я всегда против. Это не высокомерие, а сознание, что этот путь будет подрывать доверие ко мне как к художнику.

Цена вопроса

Я не выставляю художников, чье творчество мне не близко. Меня часто спрашивают, как я выбираю, кого выставлять в «Ателье». Выдвигают версии про вкусовщину, кумовство или что в мою галерею можно попасть через постель. Третью версию не комментирую. 

Вкусовщина, действительно, присутствует, я показываю то, что нравится мне, или если понимаю, что какие-то работы не увидят свет в другом публичном пространстве, что они неформатные. Кумовство не приветствую, но глупо отказывать хорошему художнику с интересными работами в выставке только потому, что мы дружим.

Порой мои отказы не понимают даже не сами художники, а мои знакомые, мол, а знаешь, сколько у этого человека работы стоят. Но для меня это ничего не значит. В глазах многих покупателей если дорого — это настоящее искусство, а когда я начинаю объяснять, почему это не искусство, то выглядит, будто я защищаюсь, почему мои работы столько не стоят. Поэтому перестал объяснять. Еще бывает, что некоторые художники специально взвинчивают галерейный ценник, чтобы впечатлить людей, а в итоге отдают работу за реальную цену, за треть или четверть от заявленного под видом лояльности к покупателю.

Часто художников ранжируют по стоимости, особенно это стало заметно, когда искусство стали скупать криптомиллионеры, которые смотрели только на ценники. Зная эти особенности, художники порой изначально берут и завышают свою стоимость и на каком-то сайте ставят себя выше всех этой ценой. И раз в год обязательно находится покупатель, который ее платит, это рабочая схема. 

Каждый художник после выставки ждет прорыва, известности, нового витка.

На открытии все автора целуют, поздравляют, он весь в овациях, но это получение эмоций — разовая акция. На следующий день ты чего-то ждешь, как в фильмах показывают, что сейчас свалятся многомиллиардные заказы, будет карьерный взлет и востребованность. Но Цукерберг не звонит и Дед Мороз не приезжает. Чувствуешь опустошение и думаешь — а для чего все это было? Но надо дальше работать, несмотря на то что ничего не хочется.

Как художник я сам это проходил не раз и понимаю реакции тех, кого выставляю на своих площадках, понимаю некоторые их обиды и научился сдерживать собственные эмоции. Но порой без какой-то отдачи с другой стороны мне вообще не хочется заниматься организацией чужих выставок, но это проходит. После открытий в Екатеринбурге я, как правило, уезжаю в Питер, вспоминаю, что я сам — художник, работаю в мастерской и думаю, как классно, что наконец-то я дожил, дорвался до своей живописи.

Читайте также на DK.RU:

>>> Кирилл Бородин: «Много где можно заработать деньги, но творчество всегда готовит сюрпризы»

>>> Кирилл Бородин: «До воплощения доходит не больше 20% гениальных идей, и в другом виде»

Обсудить

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.