Доля иностранных авиакомпаний в перевозках из России за границу достигла 40%
За два года санкций количество международных рейсов из России, в частности, нарастили авиакомпании из стран СНГ. У перевозчиков из РФ потенциал для развития на международном рынке ограниченный.
Иностранные авиаперевозчики заняли долю в 40% на российском рынке заграничных перелетов, пишет РБК со ссылкой на первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрея Чиханчина. На авиационном форуме «Крылья будущего» он заявил, что данный показатель выше исторических уровней:
Российский рынок теперь занимает большую долю в перевозках у всех российских авиакомпаний. При этом перевозки в июле этого года российскими авиакомпаниями на заграничных рейсах составили 2,7 млн пассажиров, а иностранцы [перевезли] уже 1,9 млн, — уточнил Чиханчин.
В «Аэрофлоте» поделились, что по итогам семи месяцев 2024 г. российские перевозчики перевезли за границу 15,1 млн пассажиров, а иностранные — 10,3 млн.
Директор по связям с инвесторами и рынкам капитала «Аэрофлота» Андрей Напольнов уточнил, что в 2019 г. доля иностранных авиакомпаний в сегменте международных перевозок составляла 25,7%, в 2022 г. она выросла до 42%. Сейчас ситуация несколько меняется.
По данным сервиса Flightradar, за два года нарастили рейсы в Россию, в частности, авиакомпании из стран СНГ. Наибольшее количество рейсов выполнялось авиакомпаниями Узбекистана (Uzbekistan Airways, Qanot Sharq), Белоруссии («Белавиа»), Армении (Shirak Avia, Armenian Airlines, Air Dilijans, FlyOne Armenia, Hayways). Далее идут азербайджанская Azerbaijan Airlines (Azal), киргизские Avia Traffic и Aero Nomad, авиакомпания SCAT из Казахстана, а также таджикистанская Somon Air.
Замгендиректора Avia Traffic Георгий Еременко рассказал, что доля киргизских авиакомпаний ранее составляла всего 5,3% от всех выполняемых чартерных и регулярных рейсов в Россию:
Киргизские авиакомпании выполняли тогда в среднем пять-шесть рейсов в неделю суммарно во все города России, а российские авиакомпании — пять-шесть рейсов в день. Сейчас ситуация изменилась.
Напомним, что российские авиаперевозчики серьезно пострадали из-за санкций. Так, США, ЕС и ряд других стран закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов, в результате чего авиакомпании лишились маржинальных заграничных направлений. Кроме того, западные лизингодатели, которые сдавали самолеты в аренду российским компаниям, потребовали вернуть суда. Как рассказывал DK.RU, на выкуп самолетов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) было направлено 300 млрд руб. В итоге 165 Boeing и Airbus перешли в собственность российских перевозчиков.
Чиханчин говорит, что у международного рынка очень сдержанный потенциал, поскольку для выполнения таких рейсов российским авиакомпаниям требуется специально оформить права на самолеты — провести страховое урегулирование.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) говорят, что процент занятости кресел российских самолетов составляет 89,4%, что свидетельствует о дефиците провозной емкости. При этом в ближнесрочной перспективе отсутствуют возможности по расширению парка, что «не позволит авиакомпаниям нарастить свои провозные емкости для адекватного удовлетворения пассажирского спроса».
Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет. Поэтому к тому моменту в России должно быть достаточное количество различных летательных аппаратов: МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.
Согласно программе развития авиаотрасли, парк иностранных самолетов всех типов должен сократиться с 738 лайнеров в 2022 г. до 319 самолетов к 2030 г. с ускорением выбытия с 2026 г. Взамен российский авиапром должен получить 1036 отечественных пассажирских самолетов. Ранее сообщалось, что планы по выпуску 1 тыс. отечественных самолетов могут быть сокращены минимум вдвое, сообщал DK.RU.