«Наши малые города — «жопа». Но даже Среднеуральск можно превратить в маленькую Швейцарию»
«Сегодня мы строим спальные районы по ГОСТам, СНиПам, СанПиНу. И в большинстве из них не хочется жить». Артемий Лебедев — о том, как создавать города, где будет комфортно каждому.
В Екатеринбурге продолжается форум 100+ TechnoBuild. Каждый год его посещают медийные архитекторы и урбанисты. В этом году таким гостем стал дизайнер, блогер и предприниматель Артемий Лебедев — он выступил на пленарной сессии и провел открытую лекцию для участников деловой программы.
Дизайнер отметил, что Екатеринбург входит в десятку его любимых городов в России: у него хороший потенциал, он неплохо развивается, но много где еще «конь не валялся». Его заявление о том, что «Среднеуральск похож на жопу» мгновенно улетело в федеральные СМИ. На него даже отреагировали в Госдуме — один из свердловских депутатов пообещал, что благодаря стараниям местных властей он скоро превратится в «город-сад». Кстати, днем ранее три уральских застройщика уже показали, как будут перестраивать город.
Вообще, лекция Артемия Лебедева должна была быть посвящена развитию малых городов, но фактически он рассказывал о том, как дизайнеры могут сделать окружающую среду комфортнее и что мешает нам создавать города, куда люди хотели бы ехать в отпуск.
DK.RU приводит ключевые размышления спикера.
Почему все стремятся в Европу
— Почти все наши малые города — «жопа». Так можно назвать многие населенные пункты, где мы родились или провели свое детство. И это хорошо, что мы живем в такое время, когда эту ситуацию можно исправить.
Если бы на свете все было хорошо и у нас не было необходимости что-то улучшать — не было бы ни дизайнеров, ни урбанистов. Мы находимся в прекрасной ситуации, когда научились отличать хорошее от плохого и понимаем, как потратить силы и применить знания, чтобы изменить обстоятельства. Работа дизайнера заключается в том, чтобы прийти для этого из точки «А» в точку «Б». У него есть инструментарий, который позволяет прийти из состояния «жопы» в состояние «нежопы». И это довольно увлекательный процесс — обращать внимание на то, что не нравится и превращать в то, что нравится.
Если у человека достаточная насмотренность, он в состоянии превратить свое ощущение в реальность. Мы можем взять какой-то город вроде Среднеуральска — пока он больше похож на «жопу». Но его вполне реально превратить в какую-нибудь «маленькую Швейцарию».
Мы любим приводить в качестве примера европейские города. Но чем отличаются европейские города от наших? Единственная разница в том, что люди там 500 лет тратили силы на то, чтобы там было хорошо. Они вкладывались в комфортную среду, конкурировали друг с другом. Там сидели какие-то промышленники, купцы, банкиры, каждый из которых старался построить дом лучше, чем у соседа, нанять художника поинтереснее и поопытнее. Они это делали не только для того, чтобы себе лично погреть душу, но также чтобы покрасоваться перед другими.
Поэтому мало кто готов потратить свой отпуск, чтобы гулять по улицам Северного Бутово. В основном все хотят поехать в условный Париж.
К сожалению, за XX век человечество не сделало ни одного хорошего города в мире, хорошего пространства — все они были созданы раньше. Современный Париж был построен 150 лет назад — до этого там был лютый колхоз, который снесли и сделали вместо него хороший проект. Барселону тоже построили 150 лет назад, Санкт-Петербург — вообще 300 лет назад.
Хотя попытки идеалистов были — Бразилиа в Бразилии, Камбера в Австралии, но это полное говнище. Так, пожалуй, можно сказать про любой город в России, спроектированный в XX в., — смотреть некуда. Пожалуй, есть одно исключение — хороший квартал в Катаре, в Дохе, размером 300 на 300 метров.
Лекцию модерировал продюсер Сысерти Ян Кожан
Почему из спальных районов люди едут в центр
Я был во всех странах мира. И когда приезжал в каждую, всегда обращал внимание на урбанистику — в каждом городе фотографировал урны, фонарные столбы, дорожные знаки. Мне не так интересен вид на гору, как то, каким образом люди в этой цивилизации показывают себе, где находится люк с водопроводом. Мне интересно смотреть, как люди с помощью своих мозгов трансформируют пространство.
И за эти годы я пришел к мнению, что человечество разучилось жить в свое удовольствие. Мы создали большое количество всяких норм и стандартов. Хотя раньше их не было и создавались пространства, в которые мы с удовольствием приезжаем до сих пор.
Вспомните вайб, который мы испытываем, гуляя по улицам Древнего Рима. Когда мы приезжаем в Венецию — ощущаем катарсис. Но строилась она людьми без высшего образования, архитектурной лицензии, им не нужно было вступать в какие-то СРО. Хотя, думаю, что если бы в Венецию приехал строитель современного спального района, он бы увидел плесень, отваливающуюся штукатурку, торчащие трубы и предложил бы все снести и построить с нуля.
Сегодня мы строим спальные районы по ГОСТам, СНиПам, СанПиНу. И в большинстве из них не хочется жить — оттуда хочется как можно скорее уехать в старый центр, где все построено максимально не по стандартам. Хотя там не везде может проехать инвалидная коляска, а в домах вместо лифта построены античеловеческие винтовые лестницы. Но мир не обещал быть стандартным и комфортным для всех. И когда мы пытаемся создать что-то такое, что будет нравиться всем, — получается что-то невостребованное и ненужное.
Здесь вспоминается Бразилиа: суперидеалисты, которые ее проектировали, показывали красивые макеты чиновникам, рассказывали, как роскошно здесь будут себя чувствовать люди. Сейчас там высокий уровень преступности, пробки, треш, никто не выходит гулять на улицы города. Получилось безжизненное унылое пространство.
В основе кайфа всегда лежит разнообразие. У всех людей разные вкусы, взгляды, привычки, представления о жизни. Как только мы разрешим друг другу развивать пространства по-разному — мы начнем получать от них удовольствие.
Послушать дизайнера пришло около 300 человек: кто-то стоял в дверных проемах, а кто-то так и не смог попасть в зал из-за большого количества желающих
Зачем выходить из зоны комфорта
Каждый из нас уникален, и в зависимости от этого мы строим свою жизнь. У нас разные представления о времени: что значит «через час», «через месяц», что такое отпуск. Мы воспринимаем год по-разному: для кого-то это круг, для кого-то — спираль или прямая линия. Кто-то видит перед собой дорогу, а кто-то — линию будущего, уходящую вправо, где завтра находится чуть правее сегодняшнего дня. Для некоторых это трос от лифта, ведущий вверх и вниз. Существует бесчисленное множество различных систем восприятия, и когда я просил людей визуализировать их, то обнаружил, что совпадений почти не было.
Задача дизайнера — создать надъязыковые коды, понятные множеству людей, чтобы они чувствовали себя в пространстве одинаково комфортно.
Кстати, кликер, который мне сейчас дали для того, чтобы перелистывать слайды, отличный пример дизайна. Здесь две наклейки пластырем: на одной написано «вперед», на другой «назад». Причем первая приклеена на кнопку «вверх», вторая — на кнопку «вниз».
Наша студия часто участвует в проектах, связанных с городским дизайном. Например, когда в Москве запускали электробусы, ко мне обратились с просьбой срочно что-нибудь придумать, я предложил сделать надпись «Это электробус». Сейчас в Москве ездит 500 таких машин, и пока от этого дизайна никто не устал.
Дизайн может быть не только в виде знака или надписи, но и в виде звука. Например, когда мы едем в московском метро в сторону области, станции объявляет женский голос, а когда в сторону центра — мужской. Это сделали для того, чтобы было проще ориентироваться слабовидящим людям. В основу этого подхода легло простое правило: женский голос олицетворяет жену, которая зовет домой, мужской — начальника, который зовет на работу.
Всего за 29 лет работы мы сделали 5,5 тыс. проектов, часть из них связаны с айдентикой для малых городов. Например, для Сатки. Кстати, это прекрасный недооцененный город, который можно бы было посетить в отпуске. В нем есть все необходимые элементы: перепад высот, вода, горы, архитектура, какие-то промышленные штуки, местные фрики. И, что важно, это пример города, до которого не добрались пресловутые нормы.
Опыт работы с малыми городами показывает: иногда для того, чтобы создать привлекательную среду, необязательно сносить все и строить новое с нуля. Можно просто убрать лишнее наслоение: выровнять фасады, подвинуть забор, сделать отмостку, подчеркнуть достоинства. Часто мы видим классные фактуры, с которыми можно работать.
Иногда дизайнеры делают то, что уже было кем-то опробовано. Отсюда возникает стилизация, отсылки к каким-то историческим периодам, которые не всегда оправданы. Например, в Москве на Бульварном кольце есть фонари «в стиле Пушкина» — то есть похожие на те газовые фонари, которые были 200 лет назад, когда писатель гулял по Москве. Почему-то чиновники и дизайнеры, которых они трудоустраивают, не думают о том, во времена Пушкина никто не пытался отливать фонари в стиле Древнего Рима. Это глупость, тупик человеческой мысли, бесполезная трата времени.
Не нужно пытаться понравиться театрализованному прошлому. Лучше поставить фонари современной формы с нормальным светом, которые позволят людям комфортно чувствовать себя в темное время суток.
Наша главная задача — делать так, чтобы нам было удобно, хорошо и комфортно. И как только мы начнем применять эти принципы в жизни, начиная с малых городов, — окружающая среда станет для нас более приятной и эффективной. И это нужно делать прямо сейчас.
Я когда-то обнаружил принцип, что у каждого человека есть своя зона комфорта — пространство, где ему хорошо, удобно, о котором он заботится, где он готов тратить деньги, силы и время. В России зона комфорта человека ограничивается его квартирой. И максимум, на что он готов ради внешнего мира, — сделать обивку входной двери. На подъезд ему наплевать. Еще одна зона комфорта — его автомобиль, капсула-телепорт, который доставляет его на работу. Важно, чтобы зона комфорта человека не заканчивалась порогом собственном квартиры, а распространялась на весь город.
Читайте также на DK.RU: «Надо не решать вопросы по углам в черной комнате, а открыто говорить, что мы делаем»