Как обеспечить чистоту и безопасность зимних дорог
На прошлой неделе в регионах Уральского федерального округа выпал первый снег. Жители многих городов снова страдают от гололеда на тротуарах и липкой грязи на тающих дорогах.
Несмотря на существование реагентов, в России чуть ли не повсеместно продолжают обрабатывать улицы по старинке — посыпая их песком и солью. Однако из каждой тонны песка, оказавшегося на проезжей и пешеходной части, 700 кг составляют пыль, глина и мелкие частицы — пользы от них никакой, только грязь создают. Доля дорожно-транспортных происшествий в зимний период в некоторых муниципалитетах достигает 80%. Также на скользких дорогах травмируются люди; в 15-20% случаях падения на льду оборачиваются инвалидностью.
Эксперты давно твердят: чтобы зимой в городах было чисто и безопасно, следует использовать современные противогололедные материалы (ПГМ). Но применять их нужно правильно — посыпать дороги до того, как их завалит снегом, в количестве, рекомендованном производителем.
Современные противогололедные материалы представляют собой многокомпонентные реагенты, включающие различные виды солей с ингибиторами коррозии. В зависимости от состава, они эффективны при температурах до -25 градусов Цельсия и их коррозионная активность сравнима с водопроводной водой. Принцип работы таков: соль разрушает связи в молекулах льда или снега, в результате чего снег тает и не уплотняется под колесами, а лед превращается в воду.
Идеальный момент для применения многокомпонентных противогололедных материалов — до начала снегопада и образования гололеда, чтобы предотвратить появление последнего. Если дорога уже скользкая, время растапливания льда может составлять от 15 минут и длиться до шести часов, не замерзая вновь. В случае образования наката современные ПГМ способствуют его разрушению, позволяя специальной технике убрать рыхлый снег. Обычный песок тут не поможет.
Как сообщает ЕАН этой зимой Екатеринбург, как и Москва, в числе городов, использующих реагенты «Бионорд», хлористые кальций или магний, бишофит, а также песко-солевую смесь. С тех пор как столица Урала перешла с песка на реагенты, количество зимних ДТП в городе уменьшилось на 72%. В свою очередь, в федеральном центре аварийность снизилась на 67%. Для сравнения: в Казани — на 45%, в Красноярске — на 28%.
Говорят, мол, реагенты опаснее песка и соли. Современные исследования это опровергают. Дело в том, что в основе специальных противогололедных материалов те же натуральные (а не технические) соли, а также хлориды натрия и кальция, формиат натрия и карбамид. Все это не вредит здоровью людей и животных, ведь перечисленное можно найти в составе лекарств, минеральной воды и даже продуктов питания.
Современные предприятия оснащены лабораториями, контролирующими качество сырья. Специалисты следят за тем, чтобы в продукцию не попали примеси, включая тяжелые металлы. Это подтверждают и независимые исследования, например, проведенные в Северо-Западном государственном медицинском университете имени И.И. Мечникова. Согласно полученным данным, все современные противогололедные материалы относятся к 4 (малоопасному) классу опасности.
Что до широко используемого песка, то вот он как раз может быть вреден. Песок мало того, что ускоряет износ шин и асфальта, так еще благодаря выделяемым в воздух частицам резины, битума и нефтепродуктов увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания. Надо ли говорить, что песок, оседая на улицах, весной создает настоящие пылевые бури. Тем временем, реагенты не требуют после себя уборки — они просто смываются водой.
К слову, качество уборки улиц зависит не только от использования реагентов, но и от работы коммунальных служб. Согласно существующим нормам, во время снегопада толщина снежного покрова не должна превышать 5 см, а после его окончания покрытие на дорогах следует очистить в течение 3-6 часов. На тротуарах не должно оставаться рыхлого или талого снега уже через 1-3 часа. Соблюдение этих простых правил решит проблему грязных и скользких дорог.