Подписаться
Курс ЦБ на 20.11
100,03
105,73

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ»

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ»
Иллюстрация: Предоставлено ГК «Урбантех»

В комплексы фотовидеофиксации начали внедрять искусственный интеллект. Сегодня их возможности выходят далеко за рамки простой фиксации превышения скорости. Что ждет водителей в будущем?

На международной специализированной выставке «Дорога 2024», которая проходит в Екатеринбурге, свою продукцию представили более 200 экспонентов — крупнейшие дорожно-строительные компании, производители техники, материалов, разработчики и интеграторы собственных цифровых решения в сфере управления транспортной инфраструктурой, систем контроля, видеоаналитики.

Одним из таких экспонентов стала ГК «Урбантех». Она представила современные комплексы фотовидеофиксации «Азимут», работающие на базе нейросетевых технологий. Флагманом продуктовой линейки в компании называют комплекс «Азимут 4», который по итогам 2023 г. стал лидером по объему произведенного и установленного оборудования в России — 811 штук. Комплекс распознает 51 состав нарушений ПДД — как типовые (к примеру, движение по обочине, выезд на полосу встречного движения), так и составы с использованием нейросетевой обработки данных (непристегнутый ремень безопасности, использование телефона за рулем, непредоставление преимущества пешеходу на переходе, езду без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней).

«Азимут 4» безошибочно определяет местоположение водителя, независимо от того, с какой стороны расположен руль. Кроме того, идентифицирует непристегнутый ремень безопасности не только у водителя, но и у пассажира.

Производственная площадка компании находится в Перми. Здесь сосредоточены все процессы: от разработки комплексов до участка пайки плат и механической обработки, испытаний и тестирования. Производство оборудования преимущественно на отечественной элементной базе обеспечивает независимость от санкционной политики, минимальные расходы на логистику, монтаж и обслуживание оборудования. Готовые комплексы хранятся также в Перми и отсюда отправляются заказчикам.

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ» 1

На стенде можно ознакомиться и с другими решениями компании — например интеллектуальной системой контроля оборота строительных отходов. Также представлена система контроля соответствия цветографической схемы автомобилей такси утвержденным в регионе стандартам. Оба решения уже несколько лет успешно применяются в Московской области.

Свою экспертизу в области фотовидеофиксации нарушений ПДД компания применяет и в общественных проектах — так, ГК «Урбантех» совместно с общественным советом при Минтрансе РФ и ВШЭ участвует в создании ежегодного рейтинга регионов по безопасности дорожного движения. В интервью DK.RU директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики компании Александр Домбровский рассказал, как комплексы фотовидеофиксации влияют на безопасность дорожного движения.

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ» 2

Александр, в рамках своей работы вы анализируете положение дел в регионах. Отличается ли чем-то Свердловская область? Чему мы можем научить других?

— Яркое отличие вашего региона — проактивная позиция органов власти, отвечающих за дорожно-транспортную сферу, и местной Госавтоинспекции. Они достаточно оперативно реагируют на происходящее, а также вкладывают существенные средства в создание инфраструктуры для безопасности дорожного движения.

Приведу конкретный пример. В прошлом году в Свердловской области выросло число пострадавших и погибших на пешеходных переходах. Ваши власти не стали дожидаться, пока их станет еще больше, а оперативно запустили программу по оборудованию пешеходных переходов. Сегодня далеко не в каждом регионе изменения происходят оперативно, поскольку есть определенные законодательные ограничения. Вашему региону это делать удается.

Сейчас Свердловская область занимает 6-е место в рейтинге по безопасности дорожного движения, хотя год назад она была на 5-й строчке. Почему это произошло?

— Нужно понимать, что изменение позиции региона в рейтинге показывает не только то, как он развивается, но и то, как выглядит на фоне других. Поэтому говорить о том, что ситуация в вашем ухудшилась, не совсем корректно. Хотя некоторые негативные тенденции мы все-таки зафиксировали. Так, в 2023 г. в Свердловской области, несмотря на снижение числа погибших в ДТП, число самих происшествий и количество пострадавших в них увеличилось.

Также мы видим, что некоторые регионы заметно увеличивают число комплексов фотовидеофиксации на дорогах — например Коми, Ленинградская область. Эта работа активно продолжается в Московской области — в прошлом году мы завершили установку 600 новых комплексов фотовидеофиксации «Азимут 4» нашего производства.

Отмечу, что в Подмосковье фотовидеофиксация активно стала внедряться семь лет назад, и все это время мы наблюдаем, как ежегодно снижается аварийность на дорогах. За эти годы количество ДТП сократилось на 42%, а число погибших и раненых — на 44% и 45% соответственно. Сейчас на дорогах Подмосковья работает порядка 2 000 стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации.

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ» 3

По вашим оценкам, насколько существенно появление комплексов фотовидеофиксации влияет на снижение аварийности?

— Камеры фотовидеофиксации на российских дорогах активно внедряют с 2008 г. В настоящий момент в стране установлено около 30 тыс. комплексов. Все это время наблюдалось существенное снижение смертности. Если раньше каждый год на дорогах гибло 30 тыс. человек, то сейчас — около 14 тыс. А если говорить непосредственно о местах установки камер, в первые полгода количество нарушений там снижается в шесть раз, а число ДТП и погибших в авариях — примерно на 40%. 

Конечно, для того чтобы движение по трассам было безопасным, принимается большое количество мер. Но фотовидеофиксация — однозначно одна из самых эффективных.

У комплексов фотовидеофиксации есть и обратная сторона медали — часто водители резко притормаживают перед камерами, создавая аварийноопасные ситуации…

— Явление, когда водители резко тормозят перед камерами, а затем набирают скорость, называют «эффектом кенгуру». Раньше у нас в Московской области боролись с ним, применяя норму о «средней скорости» (когда скорость транспортного средства на участке дороги измеряется с помощью двух синхронизированных камер, установленных в начале и в конце контролируемого участка, — прим ред.). Около трех лет назад эту норму отменили. Ведутся обсуждения о ее возврате, но, скорее всего, в силу пробелов в законодательстве, этого не произойдет.

Экспертное сообщество обсуждает разные варианты решения этой проблемы. Все понимают, что «эффект кенгуру» может привести к тяжелым последствиям — самые страшные аварии на дорогах происходят как раз тогда, когда скорость автомобилей существенно отличается.

«Камеры на дорогах снижают число нарушений ПДД в 6 раз, но они не заменят сотрудников ГАИ» 4

Комплексы, которые устанавливают на дорогах, «умнеют». Какие новые опции могут появиться в ближайшие годы? Начнут ли комплексы, например, выявлять водителей без страхового полиса?

— На самом деле с выявлением водителей без страховки все понятно. О необходимости такой опции заговорили еще 10 лет назад. Сейчас звучат заявления, что запуск контроля ОСАГО камерами произойдет в марте 2025 г. Существующие на рынке комплексы с технологической точки зрения к этому готовы.

Если говорить о новых внедрениях в комплексы, здесь, как мне кажется, представляют интерес решения на основе нейротехнологий. Например, в этом году в Московской области в комплексы фотовидеофиксации «Азимут 4» мы внедрили функцию по распознаванию езды без шлема на мототранспорте — уже вынесены первые постановления о нарушении. Это довольно опасная история: если человек без шлема падает с мотоцикла, это может привести к тяжелейшим последствиям.

Плотно работаем над контролем средств индивидуальной мобильности. Например, сейчас камеры способны фиксировать нарушителей, которые едут на одном самокате вдвоем или не спешиваются на пешеходном переходе. Но нормативно-правовая база пока не отрегулирована. В Москве кикшеринговые компании уже в пилотном режиме выявляют и штрафуют нарушителей в рамках договоров оферты.

Также думаю, что в ближайшие год-два комплексы станут активно фиксировать водителей, которые пользуются смартфоном во время управления автомобилем. Мы видим существенный рост числа водителей, которые пишут за рулем смс, сидят в соцсетях, а кто-то даже умудряется смотреть фильмы — это серьезные риски. Сейчас фактически можно оштрафовать только за разговор по телефону. Но Минтранс уже подготовил изменения, которые позволят штрафовать нарушителей за любое использование телефона, кроме случаев, когда он закреплен на приборной панели и используется в качестве навигатора.

Есть ощущение, что в будущем комплексы фиксации смогут полностью заменить сотрудников ГАИ. Как вы считаете, когда это может произойти?

— Цель комплексов фотовидеофиксации — не заменить сотрудников ГАИ, а помочь им, освобождая от рутинных задач. Тем более что некоторые нарушения комплексы пока выявить не могут — например обнаружить нетрезвых водителей за рулем.

Кроме того, сотрудники Госавтоинспекции, в том числе используя наше программное обеспечение, изучают ситуацию на дорогах, анализируют аварийность и обеспечивают меры безопасности в зонах повышенного риска. Они также ведут профилактическую работу в детских садах и школах, и от их активности зависит, как подрастающее поколение будет относиться к правилам дорожного движения.

Поэтому надеюсь, что на нашем веку камеры не заменят сотрудников ГАИ — хотя технологии активно развиваются и иногда можно услышать футуристичные прогнозы о том, что скоро вместо людей будут работать роботы-андроиды.

Ранее на DK.RU: От года до полутора лет. Водителей, скрывающих номера авто, будут лишать прав

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.