Производители сливочного масла сокращают, а то и останавливают отгрузки продукции
Минсельхоз и торговые сети проблемы не видят, дефицита, по их словам, нет. Между тем сливочное масло лидирует по росту цен — с начала года оно подорожало на 18%.
Сразу десяток изготовителей молочной продукции уведомили торговые сети о сокращении либо временной остановке отгрузки сливочного масла. Также они сообщили о росте цен на эту продукцию. Причина — в недостатке сырья и растущих издержках. С письмами поставщиков ознакомились «Известия».
Так, о временной остановке отгрузки сливочного масла 72,5% и 82% жирности ритейлеров уведомила компания H&N (бывшее подразделение Danone, бренд «Простоквашино»). В документе сказано, что переработчики молока «столкнулись с агрессивной инфляцией сливок-сырья: 39% в первом полугодии и 46% накопительная инфляция за восемь месяцев 2024 г. к аналогичному периоду прошлого». Соответственно выросла себестоимость масла — на 48 и 55% соответственно.
Также о приостановке производства масла под брендами «Варвара Краса» и «Ижмолоко» сообщила компания «Милком», другие ее популярные марки — «Село Зеленое» и «Кезский сырзавод» — пока поступают на прилавки, но в меньшем количестве. О разных перебоях заявили молочный комбинат «Альметьевский», «Молкомбинат Кунгурский», «Ирбитский молочный завод», «Северное молоко», «Агросила», «Ярмолпродукт», «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат».
Главной причиной сокращения отгрузок все компании называют нехватку сырья. Запасать его производители не могут, а спрос на сливки огромный. Кроме того, на ситуацию повлиял рост цен на масло на мировом рынке: изготовителям молочного сырья выгоднее отправлять его на экспорт, нежели реализовывать на внутреннем рынке.
Помимо снижения поставок производители молочных товаров предупреждают о повышении цен: H&N уведомил о росте в 2%, «Вимм-Билль-Данн» — на 3,4%. Более существенное повышение анонсировали «Савушкин», «Агросила», «Алабуга Соте» и «Молвест» — на 10%, «Милком» — на 16%, «Альметьевский» — на 20%.
Министерство сельского хозяйства считает, что рынку не грозит дефицит сливочного масла, а уведомления отдельных поставщиков в адрес торговых сетей не говорят о сокращении или приостановке производства товаров. Ни Минсельхоз, ни Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) о таких фактах не знают.
В Минсельхозе изданию подчеркнули, что российский рынок в полной мере обеспечен сливочным маслом, производство осталось на уровне прошлого года — 221,2 тыс. т с января по август.
С ведомством согласился председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев — по его словам, дефицита сливочного масла в магазинах не наблюдается, а цены на полках растут даже ниже закупочных. Эксперт объясняет, что сети, ориентируясь на спрос, сдерживают подорожание значимых продуктов за счет собственных инвестиций. С начала года средняя наценка ритейлеров — членов АКОРТ на самые ходовые позиции сливочного масла «первой цены» находится в пределах 10–12%, сообщил он и добавил, что средняя полочная цена масла сливочного «первой цены» в крупных торговых сетях составила 866 руб. за 1 кг.
Напомним, сливочное масло стало в этом году одним из самых подорожавших товаров. По данным Росстата, за август и сентябрь оно подорожало на 7,9%, а с начала года — почти на 18%. Продолжают дорожать и куриные яйца, цена на них за прошлый год выросла почти на 59%.
Госдума озаботилась этим и предложила ввести госрегулирование цен на сливочное масло. А снизить стоимость яиц, по мнению депутатов, поможет снятие с производителей 5-процентного бонуса, который они платят торговым сетям. Однако эффект может стать неожиданным: в результате такой меры ритейл недополучит 100 млрд руб. за шесть лет, рассказывал DK.RU.
Одновременно общественники обратили внимание на то, что производители товаров произвольно меняют вес и объем продуктов в упаковке, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Глава Общественной потребительской инициативы (ОПИ), зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов предложил обязать производителей соблюдать ГОСТ 8.579-2019, который регулирует объем фасуемых товаров.