На что равняться, если стоит задача сделать дизайн, а не ремонт — Ольга Косырева
Ведущий российский эксперт в области дизайна рассказала, почему дизайн-проект — это дорого, что делает интерьеры особенными, и о чем дизайнер и клиент должны договориться на старте.
«Одна из самых больших проблем современных российских интерьеров состоит в том, что в них не хватает индивидуальности», — считает эксперт в области дизайна Ольга Косырева. Она прочитала лекцию на тему «Индивидуальные интерьеры, на что равняться, если стоит задача сделать дизайн, а не ремонт» в креативном кластере «Домна» в Екатеринбурге (организатор — компания «НЕГА»).
DK.RU зафиксировал главное из прозвучавшего.
справка
— В последние пару лет я начала смотреть на дизайн немного по-другому, потому что сама стала заказчиком дизайнера. До этого мне приходилось делать ремонты, а на сей раз я создавала в своей квартире дизайн при помощи приглашенного специалиста. В общем-то я более-менее знала, что мне нравится и что не нравится, чего я хочу, тем не менее процесс был непростым. В результате я лучше поняла и заказчиков, и дизайнеров, и, как мне кажется, выяснила, где очень часто находится камень преткновения.
Практикующие дизайнеры отмечают, что у многих клиентов не сформулированы пожелания: они не знают, чего хотят, или хотят того, что на самом деле им не нужно. Это большая проблема. Другая проблема — огромное предложение. Иногда я думаю, что в СССР было лучше: ты покупал то, что продавалось. А сейчас мы находимся в ситуации колоссального выбора и зачастую делать его очень сложно.
Большинство решений и в дизайне, и в жизни необходимо принимать, исходя из целеполагания. На мой взгляд, люди не могут принять решение, если не знают, зачем они это делают, что должно быть в конце. Как только вы начнете задавать себе этот вопрос, у вас будет меньше проблем, в том числе с созданием интерьеров.
Дизайн в наши дни очень разнообразен. Тренды существуют, но их очень много и для разных групп потребителей они разные. С одной стороны, минимализм на слуху, с другой, огромное количество людей его не понимает и не принимает.
Четыре года назад я стала владельцем дизайнерского книжного магазина и могу сказать, что полтора-два года назад начали появляться книги про максимализм. В разных издательствах вышло несколько сборников «максималистичных» интерьеров, в них слово «максимализм» вынесено в заголовки. То есть, это направление востребовано, как востребованы и модерн, и классика.
Для кого-то ориентиром служит XX век, для кого-то XIX в. и более ранние периоды. Мы наблюдаем в интерьерах очень интересный контраст и синтез традиций и современного подхода.
Возможно, самые интересные вещи делаются на стыке этих явлений.
Что мы видим в России?
К сожалению, довольно стандартные интерьеры. Их хотят иметь многие потребители, и их предлагают дизайнеры.
Это проекты хорошего уровня, они были где-то опубликованы. Нам не в чем упрекнуть дизайнеров, кроме того, что большинство из них одинаковы до степени смешения. Можно брать эти публикации и спокойно перетасовывать фото.
В таких интерьерах нет творческого почерка, индивидуальности — того, что говорило бы: эта квартира находится в Москве, а эта — в Екатеринбурге. Но дело не только в географии: ничто не говорит нам о том, какие люди здесь живут, в чем они видят свою индивидуальность.
Если это квартира под сдачу или на продажу, она неплохо сделана, но жить в ней… В чем здесь заключалась работа дизайнера? В том, чтобы выбрать цвет панелей? Это уже искусственный интеллект в состоянии сделать. Выбрать комплект мебели из одного салона, из одного каталога? В этом нет большой доблести. Одна из самых больших проблем современных российских интерьеров состоит в том, что в них не хватает индивидуальности.
Многие дизайнеры понимают индивидуальность как разработку собственной мебели. Это может быть частью большого и сложного дизайн-проекта, но все-таки собственное лицо интерьеры обретают не благодаря индивидуально созданной мебели, а благодаря личности дизайнера и заказчика, которые нашли друг друга.
В большинстве этих интерьеров нет атмосферы. В то время как у лучших мировых и российских дизайнеров есть свое лицо и, когда видишь их проекты, сразу идентифицируешь.
В этом интерьере хочется жить, в нем есть необходимое и достаточное, и индивидуальность проявлена в полной мере. Подвесной светильник не сочетается с настольной лампой, все стулья разные, при этом каждый предмет притягивает взгляд. Это странное кресло хочется рассматривать. Вот «фишечки», которые делают интерьер особенным и создают атмосферу.
Что такое дизайн?
Есть разные точки зрения, но большинство историков и исследователей сходятся на том, что история дизайна началась тогда, когда возникло промышленное производство. Первый дизайнерский объект — венский стул, представленный Михаэлем Тонетом в 1859 г. Он стал самым продаваемым в мире: за первые 70 лет по разным странам разошлись около 50 млн его экземпляров. Перед первой мировой войной было изготовлено 2 млн венских стульев. В свое время стоимость такого стула в Вене равнялась стоимости бутылки столового (повседневного, самого простого) вина.
У дизайна есть масса определений. Согласно сформулированному в Баухаузе, дизайн — это разработка моделей, создание предметов красивых, удобных и доступных. Это определение появилось 100 лет назад, за век многое изменилось, но дизайн — это по-прежнему создание предметов удобных и красивых, это функционал плюс эстетика, рациональное и эмоциональное. Доступность, о которой говорили 100 лет назад, была обусловлена тем, что предметы дизайна выступали образцами для промышленного производства. То есть, доступным дизайн делало производство. Предметы дизайна становились доступными для большего числа людей, когда стандартизировались, ставились на поток.
В начале XX в. было заложено представление об эргономике и стандартах. В мебели основы стандартизации первым предложил архитектор Ле Корбюзье. Это позволило людям в массе улучшить уровень жизни, получить доступные предметы, доступное жилье.
Для многих в России самым ярким олицетворением понятия «стандартизация» являются хрущевки. Когда кто-то говорит, что хрущевки — это ужас, представьте 60-е годы и людей, которые переезжают в новые дома из бараков, общежитий, коммуналок. В тот момент они получали собственные квартиры, пусть с потолками в 2,6 м, но со своей ванной, кухней, с канализацией, газом и водопроводом. Времена меняются, но 60 лет назад это был прорыв.
Когда стандартизация была внедрена, она была благом и до сих пор им является, поскольку позволяет покупать качественные предметы по достаточно низкой цене.
Что такое ремонт?
Когда говорят о ремонте, в первую очередь имеют в виду технические, практические вещи. Люди, которым нужен ремонт, хотят улучшить планировку, выделить дополнительные функциональные зоны. Условно говоря, они приходят к дизайнеру с запросом: у нас есть «двушка», ее надо переделать в «трешку». Как правило, у них есть свое представление о прекрасном, и хорошо, если они к мнению дизайнера хотя бы прислушаются. В первую очередь цель ремонта — улучшение жилищных условий, обновление, замена коммуникаций, пола и других поверхностей.
Поэтому, когда дизайнер встречается с заказчиком в первый раз, важно, чтобы между ними возникло понимание: нужен ремонт или дизайн. В этом случае дизайнер не будет предлагать клиенту ненужное, не будет тратить ни свой ресурс, ни ресурсы заказчика.
Если нужен ремонт, дизайнер должен помогать заказчику делать именно его и считать деньги (как клиента, так и свои). Например, не надо их тратить на круглую кровать, потому что ничего не оправдывает ее появления в интерьере, особенно если речь идет о стандартной квартире. Кто-то проектирует огромные гостиные, оставляя крошечные спальни, кто-то предлагает ванные комнаты с отдельно стоящей ванной, при этом белье стирать и сушить негде.
Разумеется, у дизайнера должны быть ответы на вопросы: какие нужны двери и где их взять, какие окна ставить (в разных ценовых сегментах), какие требуются раковины, унитазы и краны, сколько займет их доставка. Профессионал обязан хорошо знать рынок.
На что можно ориентироваться, если необходим дизайн
Я выбрала проекты лучших мировых дизайнеров, чтобы показать, какими нестандартными могут быть интерьеры.
Две гостиные Келли Уэстлер, они похожи по геометрии. В одной стены более современные и более артистичное наполнение, у другой более классическая оболочка и более современное наполнение. По сути, проекты выполнены по одному шаблону, но впечатления от них абсолютно разные. В них нет повторяющихся предметов.
Келли Уэстлер — лучший на сегодняшний день дизайнер мира. Она работает на топовых заказчиков. В таких интерьерах все сделано индивидуально под проект или взято из источников, типа галерей винтажной мебели.
Проект Пьера Йовановича. Кто-то скажет, что с таким видом из окна можно вообще ничего не делать. Но я знаю сотни квартир, где окна с прекрасными панорамами были закрыты портьерами, а интерьеры спроектированы так, что ты в жизни не посмотришь в окно.
Йованович сказал, что в одном из этих окон видна Эйфелева башня, и он посчитал, что нет ничего важнее, чем подчеркнуть это. Поэтому он выстроил круглую комнату, где все развернуто не к камину или телевизору, а к окну. Комната как бы обнимает человека и обращает его вовне, чтобы он насладился видами.
Дизайнер Илзе Кроуфорд спроектировала этот интерьер для семьи постоянных клиентов. В течение 15 лет они отказывались что-то менять в доме, хотя хозяйка признавала, что он не удобный. Один из аспектов: в семье несколько детей, но в доме не была предусмотрена открытая гостиная, соединенная со столовой.
Источник фото: сайт дизайн-студии Илзе Кроуфорд (studioilse.com)
Илзе Кроуфорд создала семейную гостиную, где все домочадцы могут разместиться, хотя помещение небольшое. Я думаю, в России мог бы появиться подобный интерьер: нашлись бы люди, которые захотели бы в нем жить и смогли бы себе это позволить. Но никто не делает.
Гостиную американского дизайнера и блогера Афины Кальдерон многократно копировали.
Источник фото: Pinterest
В этом интерьере собрано «с миру по нитке». Я не хочу сказать, что он состоит из дешевых предметов, но уверена, что некоторые вещи найдены на «блошке», другие — в антикварном магазине. Не удивлюсь, если нашлось место и предметам с благотворительной распродажи.
Источник фото: соцсети Афины Кальдерон
Еще чаще копируют кухню Афины Кальдерон, которую она спроектировала лет десять назад. Конечно, такую дорогую плиту никто не ставит, ее меняют на обычную, но полку, мрамор, цвет базы, светильники на ножках «повторяют».
Замечу, что многие подражатели не стесняются фотографироваться на фоне «реплики» и писать: «Только посмотрите, какую красивую кухню мы сделали с моими клиентами».
Ираклий Зария — один из немногих российских дизайнеров, активно работающий за границей. У него есть проекты в Лондоне, Париже. Он включает в интерьеры мебель и ковры по индивидуальному заказу, но в то же время подбирает винтажные предметы.
Источник фото: Pinterest
В его проектах обязательно присутствуют предметы искусства, которые делают их индивидуальными. Вы начинаете рассматривать каждую вещь.
Хозяйка этой квартиры — дизайнер и галерист Ирина Маркман. Это интерьер, полный индивидуальных решений, причем, сделанный не очень дорого. Зачастую в старых московских домах, как этот, самое дорогое — ремонт.
Источник фото: Pinterest
На мой взгляд, лучшее портфолио дизайнера — его собственная квартира или дом. И это его площадка для экспериментов. Если дизайнер хочет создать вау-интерьер, очень индивидуальный, такой, чтобы о нем все заговорили, он должен создавать его себе. Самоутверждаться и искать свой стиль за счет заказчика — нонсенс.
Почему дизайн интерьеров — это дорого?
Наверное, этот вопрос не раз слышал каждый дизайнер. Чтобы ответить на него, приведу историю из жизни Пабло Пикассо.
Как-то художник сидел в кафе. Его узнала одна из посетительниц и подошла с просьбой нарисовать что-нибудь для нее прямо сейчас. Пикассо взял карандаш, салфетку и сделал набросок.
Когда женщина протянула руку в надежде получить рисунок, художник сказал:
- Он стоит десять тысяч долларов.
- Почему так много! Ведь вы потратили на него не больше 10 минут! — воскликнула женщина.
- Я потратил на него 50 лет и 10 минут — ответил Пикассо.
Это история о ценности опыта и кажущейся обывателю легкости, с которой настоящий профессионал выполняет свою работу.
Дизайн интерьеров — индивидуальная услуга, поэтому она дорогая. При этом, разумеется, заказчик должен понимать, за что платит. Чем больше в интерьере индивидуального, тем дороже он стоит, и тем дольше будет создаваться.
Источник фото в тексте: презентация Ольги Косыревой и Pinterest.
Читайте также на DK.RU:
Ольга Косырева: «Люди «окапываются» в своих домах, отправляются во внутреннюю эмиграцию»
«Потребность в покое, стерильности удовлетворена. Нас ждет проявление чувств в интерьерах»