Рынок готовится к кризису. Продажи отечественной строительной техники снизились на 4,5%
Российские производители не выдерживают конкуренции с китайскими. Кроме того, рынок в целом сжимается — коммерческие ставки по лизингу с учетом скрытых комиссий и процентов «приближаются к 50%».
Отгрузки российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутренний рынок за девять месяцев 2024 г. снизились на 4,5% год к году до 55 млрд руб. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику ассоциации «Росспецмаш». Отмечается, что в ассоциацию входят предприятия, которые обеспечивают около 80% объемов выпуска дорожно-строительной техники в стране.
Падение отгрузок зафиксировано по экскаваторам — 45%, кранам-трубоукладчикам — 46%, автокранам — 29%, автогрейдерам — 25%, дорожным каткам — 20%.
В «Росспецмаше» говорят, что влияние на рынок оказывают «агрессивный импорт» со стороны китайских производителей и растущие издержки отечественных производителей. По данным ассоциации, в 2023 г. рынок импортной дорожно-строительной техники вырос на 58% год к году, превысив 440 млрд руб., что почти в 5 раз больше выпуска всей российской ДСТ за год.
Особенно остро ситуация обстоит в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин превышает 90%. Классический пример, когда производители из КНР завоевывают рынок, демпингуя в том числе при поддержке китайских органов власти (благодаря различным программам поддержки экспорта), — отмечает руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский.
Китайская техника, по его оценкам, оказывается в среднем на 15–20% дешевле отечественной. Например, бульдозер сопоставимой мощности российского производства стоит в среднем 15 млн руб., а китайский —12,5 млн руб.
Производители сообщают, что запасы на складах у дилеров и на заводах растут, а потребительская активность продолжает снижаться, — говорит представитель «Росспецмаша».
Еще один фактор, который приводит к сокращению рынка, — рост ключевой ставки:
Запредельно высокая ключевая ставка ЦБ ставит крест на инвестиционных программах заводов и их клиентов, — добавляет он.
Как ранее рассказывал DK.RU, Банк России 25 октября в очередной раз поднял ключевую ставку до 21%.
Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев добавляет, что коммерческие ставки по лизингу с учетом скрытых комиссий и процентов «приближаются к 50%» в год. «Те, у кого есть наличные, предпочитают покупать китайскую технику. Она дешевле и продается в рассрочку», — говорит он.
Эксперты предполагают, что в ближайшие годы ситуация для строительной отрасли не изменится, а власти вряд ли согласятся субсидировать кредиты на покупку техники.
Ранее DK.RU рассказывал, что Ассоциация дилеров и перевозчиков в начале октяюря обратилась в Минпромторг с письмом, в котором рассказала о критической ситуации и попросила принять меры для поддержки бизнеса. В обращении ассоциации говорилось, что ставки утильсбора на грузовики массой 12–20 т с 1 октября увеличились на 70–85%, из-за чего средняя стоимость седельных тягачей выросла на 12% и достигла 9,8 млн руб., а сцепки — 20 млн руб. Вместе с ростом ключевой ставки ЦБ это заметно затруднило обновление парка автоперевозчиков.
Там добавили, что на рынке фактически введены запретительные меры: сложно приобрести как отечественную, так и китайскую технику.