Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
107,17
112,80

Рынок готовится к кризису. Продажи отечественной строительной техники снизились на 4,5%

Рынок готовится к кризису. Продажи отечественной строительной техники снизились на 4,5%
Иллюстрация: freepik.com

Российские производители не выдерживают конкуренции с китайскими. Кроме того, рынок в целом сжимается — коммерческие ставки по лизингу с учетом скрытых комиссий и процентов «приближаются к 50%».

Отгрузки российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутренний рынок за девять месяцев 2024 г. снизились на 4,5% год к году до 55 млрд руб. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику ассоциации «Росспецмаш». Отмечается, что в ассоциацию входят предприятия, которые обеспечивают около 80% объемов выпуска дорожно-строительной техники в стране.

Падение отгрузок зафиксировано по экскаваторам — 45%, кранам-трубоукладчикам — 46%, автокранам — 29%, автогрейдерам — 25%, дорожным каткам — 20%.

В «Росспецмаше» говорят, что влияние на рынок оказывают «агрессивный импорт» со стороны китайских производителей и растущие издержки отечественных производителей. По данным ассоциации, в 2023 г. рынок импортной дорожно-строительной техники вырос на 58% год к году, превысив 440 млрд руб., что почти в 5 раз больше выпуска всей российской ДСТ за год.

Особенно остро ситуация обстоит в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин превышает 90%. Классический пример, когда производители из КНР завоевывают рынок, демпингуя в том числе при поддержке китайских органов власти (благодаря различным программам поддержки экспорта), — отмечает руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский.

Китайская техника, по его оценкам, оказывается в среднем на 15–20% дешевле отечественной. Например, бульдозер сопоставимой мощности российского производства стоит в среднем 15 млн руб., а китайский —12,5 млн руб.

Производители сообщают, что запасы на складах у дилеров и на заводах растут, а потребительская активность продолжает снижаться, — говорит представитель «Росспецмаша».

Еще один фактор, который приводит к сокращению рынка, — рост ключевой ставки:

Запредельно высокая ключевая ставка ЦБ ставит крест на инвестиционных программах заводов и их клиентов, — добавляет он.

Как ранее рассказывал DK.RU, Банк России 25 октября в очередной раз поднял ключевую ставку до 21%.

Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев добавляет, что коммерческие ставки по лизингу с учетом скрытых комиссий и процентов «приближаются к 50%» в год. «Те, у кого есть наличные, предпочитают покупать китайскую технику. Она дешевле и продается в рассрочку», — говорит он.

Эксперты предполагают, что в ближайшие годы ситуация для строительной отрасли не изменится, а власти вряд ли согласятся субсидировать кредиты на покупку техники.

Ранее DK.RU рассказывал, что Ассоциация дилеров и перевозчиков в начале октяюря обратилась в Минпромторг с письмом, в котором рассказала о критической ситуации и попросила принять меры для поддержки бизнеса. В обращении ассоциации говорилось, что ставки утильсбора на грузовики массой 12–20 т с 1 октября увеличились на 70–85%, из-за чего средняя стоимость седельных тягачей выросла на 12% и достигла 9,8 млн руб., а сцепки — 20 млн руб. Вместе с ростом ключевой ставки ЦБ это заметно затруднило обновление парка автоперевозчиков.

Там добавили, что на рынке фактически введены запретительные меры: сложно приобрести как отечественную, так и китайскую технику.

Самое читаемое
  • Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»
  • «Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов«Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов
  • На южной окраине Екатеринбурга построят новый технопаркНа южной окраине Екатеринбурга построят новый технопарк
  • ФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладамФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.