Как основатели te Gusto построили «сладкий бизнес» на деньги от семечек
Когда есть кураж, но не хватает опыта ведения бизнеса, случаются неудачи. Основатель te Gusto Акмаль Зиядуллаев рассказал, во сколько им с партнером обошелся фальстарт и бывает ли варенье без сахара.
Давид Арутюнов и Акмаль Зиядуллаев мечтали о собственном деле во время обучения в Московском государственном университете природообустройства. Но, поскольку к моменту окончания вуза гениальный бизнес-план не созрел, оба ушли в наем. Спустя несколько лет на встрече выпускников они вернулись к идее совместного бизнеса — и начали… с семечек.
Сегодня основанная ими компания te Gusto выпускает продукты для здорового питания — сладкую и овощную консервацию, фруктовые снеки, компоты, пастилки. Они продаются как на маркетплейсах, так и в крупных торговых сетях («Ашан», «Лента») и в премиальной «Азбуке вкуса».
Сооснователь компании te Gusto Акмаль Зиядуллаев рассказал DK.RU, как они с бизнес-партнером проделали путь от поставок семечек до собственного производства.
Ваш предпринимательский путь начался с поставок семечек в Россию. Как нашли эту нишу? И как перешли к производству продуктов для здорового питания?
— До начала предпринимательской деятельности я часто бывал в командировках в странах Центральной и Средней Азии. Знание этих рынков пригодилось при поиске собственной ниши в бизнесе. Мы рассматривали несколько вариантов, в итоге остановились на поставках белых и полосатых семечек. В России в то время (а шел 2008 год) продавались только привычные всем черные семечки, и мы подумали, что новинка привлечет внимание и будет пользоваться спросом.
Ожидания оправдались: мы смогли заинтересовать производители снековой продукции. Сначала мы поставляли порядка 10 тонн семечек в месяц, но довольно быстро этот объем вырос до 100–120 тонн. Через пару лет мы поняли, что оставаться поставщиками сырья — не особо перспективное занятие, ведь рано или поздно появятся крупные конкуренты с большей капитализацией и логистическими возможностями. Параллельно с развитием этого направления мы начали искать новое.
Во время очередной командировки по Средней Азии мы подумали: почему бы не запустить производство варенья из необычных ягод и фруктов, которое будет поставляться в Россию?
В то время на полках продуктовых магазинов были представлены только знакомые всем с детства виды варенья: из малины, клубники, смородины, других ягод и фруктов, которые растут на любой даче в средней полосе страны.
Мы нашли в Кыргызстане партнеров и производственную площадку, которую пришлось реанимировать, вложив средства, заработанные на поставках сырья для снеков. Инвестиции в новый проект составили 5 млн руб. (около $170 тыс.). В декабре 2010 г. из Киргизии приехал первый вагон с нашей продукцией — сорока тоннами варенья из зеленого грецкого ореха, белой черешни, кизила, фейхоа, айвы, белого и черного тутовника, мандарина и т. д. Как это часто бывает, когда есть кураж, но не хватает опыта ведения бизнеса, случаются неудачи.
Все разбилось/испортилось?
— Мы спешили с запуском нового направления и не проанализировали рынок должным образом. Маркетинговое исследование было проведено на скорую руку. Мы были уверены, что люди с радостью начнут раскупать «экзотическое» варенье, как за несколько лет до этого — семечки. На сей раз наши ожидания не оправдались: россияне оказались неожиданно осторожными к дегустации незнакомых вкусов. К тому же наша упаковка оказалась довольно неброской, не привлекающей внимания.
В результате первую партию варенья мы реализовывали почти два года, а остатки продавали по цене стеклянной банки. Потери от вложений составили около 80%.
Тем не менее вы не сдались.
— Проработав свои ошибки, мы составили грамотный план развития и вернулись на рынок консервации. Были разработаны фирменный стиль и дизайн упаковок. Продуман ассортимент и главное — концепция. К тому времени тренд на здоровый образ жизни и правильное питание уже был довольно устойчивым, все более-менее понимали, что натуральные продукты станут востребованными. На это и была сделана ставка. В 2012 г. мы зарегистрировали свою торговую марку — «te Gusto».
Сегодня ваша продукция представлена на маркетплейсах, в торговых сетях, в том числе в премиальной «Азбуке вкуса». Как вы туда заходили?
— Первых партнеров мы нашли на ежегодной выставке «Продэкспо» в Москве. Там мы познакомились с дистрибьюторами, представителями торговых сетей, розничных магазинов, а также кафе и ресторанов. Со многими сотрудничаем и дружим по сей день.
Что касается «Азбуки вкуса», наша концепция настолько точно совпала с пониманием потребностей покупателей этой сети магазинов, что договор был подписан сразу. Сегодня мы входим в число ее старейших поставщиков.
Прямые продажи, например, через собственный интернет-магазин вам не были интересны?
— Мы пробовали этот вариант. Несколько лет интернет-магазин приносил прибыль, но в итоге оказался убыточным, потому что начали быстро расти маркетплейсы. Мы предпочли развивать продажи в этом канале.
Ваша продукция по-прежнему производится в Кыргызстане?
— Площадка в Джалал-Абадской области Кыргызстана по-прежнему работает. Однако когда направление консервации начало приносить прибыль и стремительно расти в объемах, встал вопрос о поиске новых мощностей. В поездке по Германии на выставке «Green Week» мы познакомились с крупным производителем соковой продукции Армении. Они экспериментально выставили на своем стенде разные виды варенья, мы обсудили перспективы сотрудничества, обменялись контактами и на следующий сезон договорились об изготовлении продукции по нашей технологии и под нашей торговой маркой на их мощностях. Со временем мы приобрели собственную производственную площадку в Араратской области.
Замечу, что все сырье растет в непосредственной близости от наших производственных площадок, только фейхоа и мандарины закупаем у фермеров в Грузии. Мы следим, чтобы наша продукция производилась исключительно из сырья, собранного в момент созревания фруктов, ягод и овощей.
В продуктовых магазинах, куда ни посмотри — торты без муки и калорий и сладкое без сахара. Честно говоря, это сложно воспринимать без скепсиса. У вас вот тоже есть варенье без сахара…
— В подавляющее большинство конфитюров, варенья и джемов, на этикетках которых стоит пометка «без сахара», вместо сахара добавляют фруктозу и не всегда безопасные сахарозаменители. Для людей с лишним весом и диабетиков это небезопасная продукция.
И ее стало настолько много, что на фоне сотен разновидностей сладостей «без сахара» наше варенье, в котором действительно нет ни сахара, ни подсластителей, а только концентрированные фруктовые соки, начало теряться. Поэтому мы получили государственный патент на рецепт варенья без добавления сахара.
Говорят, в нестабильные времена люди начинают потреблять больше сладкого. Ваши цифры продаж сегодня это подтверждают?
— В нестабильные времена, как правило, повышается и стоимость продуктов. И нет, мы не наблюдаем в последние годы взрывного роста спроса на нашу продукцию.
С какими вызовами сегодня сталкивается ваш бизнес?
— Главные вызовы сегодня — это высокая инфляция, удешевление российского рубля, подорожание сырья. В такой ситуации закономерно повышается себестоимость производимой продукции. Однако торговые сети категорически не любят принимать вынужденное повышение цен с нашей стороны.
te Gusto принадлежит вам и Давиду Арутюнову. Кто за что отвечает в бизнесе?
— Глобальные решения мы обсуждаем и принимаем вместе. Давид в большей степени сосредоточен на производстве, текущих продажах, аналитике, прогнозировании и привлечении новых партнеров, а я — на маркетинге, продвижении бренда и текущих вопросах, связанных с работой основного офиса в Москве.
Какие у вас цели на ближайшее время? К чему стремитесь?
— Мы рассчитываем, что в 2024 г. объем произведенной нами консервации превысит 6 млн единиц. Глобальная цель — рост узнаваемости нашей торговой марки и расширение географии представленности продукции в других странах.
Читайте также на DK.RU:
Владилен Фуфаров: «Моя главная цель на сегодняшний день — добиться торжества здравого смысла»
Посуда сУРАЛа: стартовать с 9 кв. м, завоевать мир, уйти на два года и вернуться другими
«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься»