«Компьютер будет думать за меня, а меня уволят»: что мешает внедрению ИИ на заводах?
«Через 10 лет мы будем вынуждены ставить низкоквалифицированных сотрудников к высокотехнологичным станкам». Эксперты по цифровизации и автоматизации производств рассказали, зачем все это нужно.
Генеративный искусственный интеллект активно развивается и о его внедрении в работу компаний в этом году не говорит только ленивый. А цифровизация бизнеса стала одним из ключевых трендов последних лет. Однако в традиционных отраслях промышленности по разным причинам эти процессы идут не так быстро, как бы этого хотелось.
Сложившуюся ситуацию на полях недавно прошедшего в Екатеринбурге «Форума будущего» обсудили эксперты, работа которых связана с цифровой трансформацией бизнеса. Ответы на ключевые вопросы — в материале DK.RU.
Что стимулирует цифровизацию промышленности
Алексей Богомолов, директор практики «Технологическая трансформация» в компании Reksoft Consulting:
— Есть несколько основных движущих сил, которые прямо сейчас оказывают непосредственное влияние и являются первопричинами развития генеративного искусственного интеллекта, советчиков-оптимизаторов и аддитивных технологий.
Во-первых, это сокращение высококвалифицированного персонала и перспектива его оттока. Росстат показывает, что численность персонала в ближайшие годы снизится. Уже сейчас 25-летних сотрудников в два раза меньше, чем 40-летних. И через 5–10 лет на заводах физически не наберется людей, способных запускать и поддерживать новые производства.
Во-вторых, это изменение ожиданий молодых людей от их рабочего места. Сегодня молодежь не идет на производства, не хочет работать руками, ее фокус смещается на креативные индустрии, экологию и другие подобные отрасли.
Геополитическая и экономическая ситуация в настоящий момент давит на каждую компанию. Инвестиционная политика требует, чтобы отдача от инвестиций происходила в ближайшие два года.
Бывает, что сотрудник приходит с отличной идеей, которая повышает эффективность производства, но ему отказывают, потому что эффект от нее можно получить только через три-пять лет.
Через 10 лет мы окажемся в ситуации, когда будем вынуждены ставить низкоквалифицированных сотрудников (которых стало в три-пять раз меньше) к высокотехнологичным станкам, на которые компании будут тратить до 80% своего инвестиционного бюджета. И уже сегодня нужно создавать технологии, которые будут помогать сотруднику управлять этой установкой и страховать его на случай возникновения критических ситуаций. Это могут быть советчики-оптимизаторы, математические модели технологического процесса, технологии, которые позволяют управлять станком удаленно.
Мы проводили исследования среди крупных российских компаний и заметили, что они с большей охотой покупают или разрабатывают технологии исключительно для себя. Хотя, имея в штате команду толковых ИТ-специалистов, они могут делать софт не только под свои нужды, но и для внешнего рынка, развивая тем самым отрасль и получая для себя определенный профит. Представители металлургии и нефтегазовой отрасли говорят о том, что таким образом они стараются обезопасить себя. И это особенность менталитета, с которой нужно работать.
Что тормозит цифровизацию
Денис Танцоров, директор по работе с горнорудной и угольной промышленностью ГК «Цифра»:
— Действительно, у компаний сузился диапазон стратегического планирования и они инвестируют только в проекты, которые дают быструю отдачу. Если говорить, например, об угольной отрасли, во время спада инвестиции в ИТ стремятся к нулю. И когда предприятиям из этой отрасли говорят, что неплохо бы было создать условия для повышения продуктивности в будущем, они говорят, что лучше сэкономят деньги и останутся хоть в каком-то плюсе. Соглашаются они только на те проекты, которые дадут экономический эффект в течение года.
Еще одна серьезная проблема связана с тем, что в традиционных отраслях промышленности есть большое недоверие к информтехнологиям в целом. В частности, в горной отрасли, где проводятся геологические исследования.
Мои коллеги шутят, что геология — это вторая по точности наука после хиромантии, потому что решения в ней принимаются на основе вероятностных данных. И когда геологам задаешь вопрос, не хотят ли они перейти к расчетам в цифре, они отвечают: «Нет, как жили, так и будем жить».
Сейчас на цифровые решения переходят компании второго и третьего эшелонов. Перестройка с «работы по старинке» идет непросто. Во многом недоверие к цифровым инструментам связано с тем, что люди боятся потерять рабочие места. Специалисты говорят: «Вот внедрим мы цифровую систему, компьютер будет думать за меня, а меня уволят». Приходится объяснять, что технологии не заменяют специалистов, а помогают им, освобождают от текучки и дают возможность заниматься более сложными задачами.
К слову, хорошо известно, что в России низкая производительность труда, мы очень серьезно отстаем по этому показателю от западных компаний. А автоматизация — тот инструмент, с помощью которого можно решить эту проблему.
Почему еще процесс перестройки идет непросто? Я вижу, что сейчас ИТ-подразделения компаний плохо рекламируют свою работу среди сотрудников, фактически не «продают» свой труд по автоматизации и цифровизации. Поэтому часто не только сотрудники, но и менеджмент компании не представляет, каких результатов можно добиться от внедрения тех или иных инициатив.
Например, одна из компаний в Липецке открыла музей цифровизации, где рассказывает школьникам, студентам, своим сотрудникам и заказчикам о том, какие технологии и зачем они внедряют.
Чего хочет бизнес?
Олег Леттиев, директор департамента автоматизации производственных процессов компании «Промтех»:
— Во многом цифровая трансформация предприятий связана с технологией обработки больших данных. На ее основе создаются математические модели и предиктивные системы управления производством, которые позволяют принимать точные решения на основе статистики. Я думаю, что такие комплексные системы — наше будущее.
Но начинать нужно с чего-то более простого. Например, сейчас предприятия внедряют «цифровых советников» в какие-то отдельные технологические процессы.
- Сначала «советник» работает «тайно» и наблюдает за тем, как работает оператор, какие решения принимает, как обучается.
- На следующем этапе он работает вместе с оператором, предлагает ему совершить определенные действия. Это может стать подстраховкой для неопытных сотрудников.
- В итоге обученная система трансформируется в систему предиктивного управления. В некоторых компаниях они уже появляются.
Также некоторые предприятия используют «цифровые двойники» — по сути, это математические модели, которые позволяют отрабатывать какие-то решения до того, как они будут реализованы на практике.
Конечно, сегодня на подобные внедрения прежде всего идет крупный бизнес — он работает с большими объемами данных, трудовых ресурсов и получает значительное преимущество от цифровых и роботизированных технологий. Малым компаниям легче справляться с процессами вручную.
Александр Попов, руководитель направления видеоаналитики «Вымпелком»:
— Мы работаем с предприятиями и организациями из разных отраслей, но представителей промышленных компаний среди них — единицы. В каких решениях они заинтересованы?
Прежде всего, им интересно все, что связано с соблюдением техники безопасности. Например решения, которые помогают отслеживать использование сотрудниками средств индивидуальной защиты или их проникновение в опасную зону.
Во-вторых, предприятиям интересны решения, которые позволяют подсчитывать объемы готовой продукции. Это актуально для компаний, которые имеют площадки в разных регионах, или когда необходимо проконтролировать, что все погруженные в грузовик 100 тонн продукции в полном объеме приехали к заказчику.
И третьим популярным направлением разработок можно назвать контроль качества продукции.
Конечно, мы часто сталкиваемся и с тем, что заказчики приходят с фантазиями из фильмов «Звездные войны» или «Бэтмен» и представляют, что у них будет что-то летать по цехам. Мы стараемся приземлить их запрос на более реализуемые проекты.
Несмотря на растущий спрос на отечественные решения по автоматизации и цифровизации, конверсия запросов в реальные проекты пока небольшая. Думаю, основная причина, по которой это происходит, — финансовая, все считают деньги. Иногда мы понимаем, что решение позволяет улучшить какой-то показатель на 40%, но компания отказывается от внедрения, потому что для нее этого мало. А иногда заказчик соглашается на проект, который способен улучшить показатель всего на 3%, но с учетом оборотов это позволит компании экономить каждый квартал миллионы рублей.
Сейчас у нас и других наших коллег уже сформированы определенные компетенции и есть наработки, которые можно адаптировать для решения разных задач на разных типах производств. Я рассчитываю, что в ближайшие год-два железо станет доступнее и экономическая целесообразность проектов по цифровизации для компаний вырастет.
Ранее на DK.RU: «Если не принять меры, мы усилим зависимость от Китая, где уже есть сложности с платежами»