«Уральца вдолгую не переиграть». Есть ли ген уральского предпринимательства? Мнения
«Я знаю предпринимателей, которые уезжали в Москву, после возвращались, и для них слово значило уже гораздо меньше, чем раньше. А предприниматели, которые живут на Урале, крепко стоят на своем».
Весь 2024 год DK.RU вел спецпроект «Ген уральского предпринимательства», в котором рассказывал о знаменитых уральских предпринимателях XIX века, о современных бизнесменах, успешно работающих на Урале, и пытался выяснить, существуют ли отличительные черты у «бизнеса по-уральски».
В ноябре DK.RU провел очную встречу участников Экспертного совета премии «Человек года», на которой мы поговорили о значимости признания успеха для бизнесменов, а также обсудили характерные черты, свойственные уральским предпринимателям. DK.RU собрал самые интересные рассуждения наших экспертов.
Константин Пудов, член Союза журналистов России, советник первого заместителя председателя Законодательного собрания Свердловской области А.М.Чернецкого:
— Для екатеринбургских, свердловских предпринимателей зарабатывание денег — не самоцель, а желание и решимость сделать свое дело качественно, лучше, чем в стране или в мире. Именно поэтому у нас один из самых развитых девелоперских рынков в стране: когда местные лидеры конкурируют между собой — мы получаем лучшее. А бывает, что заходят крупные федеральные игроки, перекупают проекты у местных и проваливают их.
Все-таки местные предприниматели переживают о городе. Девелоперы, например, не гонятся только за квадратными метрами, они думают об архитектурном разнообразии. Вообще наши местные игроки конкурируют не в доходности, а в желании улучшить территории. Так что ген уральского предпринимательства, безусловно, есть, и этот ген заставляет не только деньги зарабатывать, но и делать проекты, развивающие окружающее пространство. В отличие от той же Москвы, где главное желание предпринимателей — заработать, на Урале все-таки бизнес — это больше про создание благ.
Максим Кассандров, начальник отдела по связям с общественностью банка УБРиР:
— Я задавал вопрос коллегам и знакомым, чем уральские предприниматели отличаются от бизнесменов из любых других регионов страны. И два слова, которые звучали чаще всего в ответах — это прилагательные дерзкий и драйвовый как ключевые характеристики уральских предпринимателей.
Еще один момент — при упоминании уральского предпринимательства в историческом контексте первыми традиционно приходят на ум Демидов и тяжелая промышленность, металлургические заводы. Но что любопытно: когда мы говорим о сегодняшнем дне, вспоминаем предпринимателей в том числе из сфер, далеких от металлургии, — это фешн-бренды, ритейл, компании ИТ-сферы, то видим, что традиционный образ уральского предпринимателя как сурового металлурга дополняется новыми красками, и это прекрасно.
Андрей Цуран, директор Екатеринбургского филиала БКС Мир инвестиций:
— Если посмотреть структуру уральского бизнеса, то 75% приходится на промышленность: машиностроение, металлургия, нефтехимия. Так что как будто бы уральский предприниматель — это суровый промышленник, который на морозе дышит парами металла, пьет нефть и закусывает пельменями. Но в последнее время мы видим, что этот образ меняется, на Урале появляется большое количество ИТ-компаний, ритейл, в том числе «Жизньмарт», который сегодня есть в Дубае, «Золотое яблоко», которое есть в Катаре. У нас развит ресторанный рынок и наши проекты составляют конкуренцию московским: например, все проекты Кирилла Шлаена заслуживают внимания. Также на Урале открывается много фешн-проектов. Так что ген уральского предпринимателя сложный: у наших предпринимателей есть промышленный ген, но они повидали мир и создают что-то новое в самых разных отраслях.
Ринат Иржанов, вице-президент — управляющий Уральским филиалом ПСБ:
— Я работал в различных регионах страны и действительно убедился, что в разных городах черты предпринимателей отличаются. Точно могу сказать, что уральские предприниматели — люди слова. Не всегда мы успеваем договориться о каких-то вещах, закрепив договоренности юридически, подписав договор. Тем не менее, если мы с предпринимателями с Урала о чем-то договорились, пожали руки, то нарушать соглашение уже никто не будет. Это очень ценно и нам как банкирам импонирует.
Сергей Флягин, генеральный директор ГК «Восточный Ветер»:
— Соглашусь, что ген уральских предпринимателей связан с добропорядочностью и с тем, что они держат слово. Полагаясь на свой опыт, могу сказать, что люди в нашем городе, если что-то пообещали, сделают все, чтобы выполнить обещание. В других регионах слово дал, слово взял — обычная практика, ну, а в столице нашей родины слово вообще ничего не значит. У уральцев есть свой стержень, на Урале слово держат.
Александр Чамовских, глава ювелирного дома CHAMOVSKIKH:
— Я убежден, что «ген уральского предпринимателя» действительно существует. Уральцы отличаются своей серьезностью и умением держать слово. Люди на Урале известны своим трудолюбием и стойкостью. Регион исторически был и остается местом созидания и новаторства, что формирует у населения более ответственное отношение к жизни, своим обязательствам, словам и поступкам, а также и к действиям окружающих, будь то близкие, коллеги или единомышленники.
Что касается географического положения, я уже ранее отмечал, что чем севернее живет человек, тем ответственнее он будет. Если на севере вы замерзаете, то человек, проходящий мимо и не спасший вас, фактически обрекает вас на смерть. На юге такого риска нет: человек не замерзнет и не останется голодным в любом случае, потому что еда везде. Отсюда и отношение к людям: взаимовыручка на севере необходима. Однако это вовсе не означает, что одни люди лучше, а другие хуже.
Алексей Клименко, генеральный директор УК RED:
— Совершенно согласен с тем, что уралец — человек слова. Я знаю некоторых предпринимателей, которые уезжали в Москву, возвращались спустя несколько лет в Екатеринбург, и для них слово значило уже гораздо меньше, чем раньше. Местные предприниматели крепко стоят на своем, но все-таки федеральные, московские компании приносят в нашу среду свои принципы ведения бизнеса, например «слово ничего не значит», или обычное, на мой взгляд, «кидалово» прикрывают тем, что «у вас юристы слабые». В общем, стараются нас испортить, но все-таки уральцы не сдаются.
Михаил Черепанов, советник президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП):
— Мне посчастливилось на протяжении многих лет наблюдать за самыми крупными предпринимателями нашего региона, и я хотел бы отметить одно личное качество, которое свойственно абсолютному большинству крупных уральских бизнесменов — они не жадные. Второй момент — наши предприниматели ментально привязаны к региону. Их бизнес может быть далеко за пределами Свердловской области, в другой стране, они могут уже не жить в нашем городе, но все равно помнят о своих корнях и привязаны ментально к региону.
Александр Породнов, первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП):
— Я бы отдельно хотел отметить, что сама идея наличия гена уральского предпринимательства очень ценна, хорошо, что мы об этом говорим. Образ предпринимателя конкретной территории всегда виднее извне. И всегда о регионе судят по крупным, заметным компаниям. Появление новых отраслей в уральском предпринимательстве — это тренд. В 400 крупнейших предприятий Урала и Западной Сибири входят несколько ярких уральских компаний. Например «Золотое яблоко», о котором уже говорили. Еще один значимый пример — 12storeеz, чей оборот вырос до 10 млрд руб. Богат Урал и ИТ-копаниями, этот сектор сильно вырос в последние годы.
Алексей Долгов, председатель Экспертного совета, президент ПАО КБ «УБРиР»:
— Я больше 15 лет взаимодействую с уральскими предпринимателями. Безусловно, есть региональная специфика бизнеса. Но зависит она не только от географии как таковой, а от ментальности. «Уральский характер» — это вроде бы штамп, но при этом — совершенно конкретное описание определенных личностных качеств. Среди них — умение держать слово в любых ситуациях, настойчивость в достижении результата, ответственность за свое дело и за соблюдение договоренностей вне зависимости от того, подкреплены они формальными документами или нет. Такой «уральский бизнес-характер» складывался годами. И он продолжает трансформироваться: сегодня поистине «наш» предприниматель представляет не только традиционные для нашего края отрасли (металлургия, тяжелая промышленность и т.д.), но и такие сферы, как ИТ, ритейл, индустрия моды и дизайна. Получается, что ген уральского предпринимательства — в сочетании твердости и креатива.
Евгений Копелян, директор Департамента промышленной и инвестиционной политики Администрации г. Екатеринбурга:
— С одной стороны, в наш информационный век предприниматели имеют возможность смотреть, как другие ведут бизнес, и перенимать какие-то традиции, границы ведения бизнеса стираются. С другой, наличие черт, свойственных исключительно уральцам, нельзя отрицать, может быть, на это влияет наш суровый и быстроменяющийся климат. Я в основном общаюсь только с уральскими предпринимателями, но в беседах они отмечают, что разница между партнерами с Урала и партнерами из Москвы или с юга нашей страны существенная. В этом смысле уральские предприниматели уперты, привыкли достигать целей, и в принципе уральца вдолгую не переиграть, он все равно добьется своего. И еще одна черта наших предпринимателей — отсутствие тяги к публичности. Уральцу необязательно говорить, что он лучший, он и так это знает.
Валентина Жильцова, управляющий ВТБ в Свердловской области:
— Мне очень нравится такая черта уральских предпринимателей, как желание создавать собственные продукты. Они хотят говорить: «это мы построили», «эти украшения мы создали», «эта косметика здесь произведена», «эта одежда здесь сшита», «этот сыр местного производства» и так далее. Желание уральских предпринимателей создать замкнутый производственный цикл — явное, просто ограничиваться схемой купи-продай они не хотят. Второй момент — у большинства успешных уральских предпринимателей есть бизнес в самых разных сферах и отраслях. Они могут владеть и производственным предприятием, и рестораном, и салоном красоты или мебельным производством. Причем в каждое из направлений бизнеса предприниматель погружен. Это удивительное качество.
***
Генеральный партнер премии — ПАО КБ «УБРиР». Статуэтки победителям выполнены мастерами Ювелирного дома CHAMOVSKIKH. Премия проводится при поддержке Правительства Свердловской области и Администрации г. Екатеринбурга. Медиапартнеры события — информационное агентство ЕАН, информационно-аналитический портал JustMedia.ru.
Все новости проекта — на официальном сайте премии «Человек года».
Читайте также на DK.RU:
«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев» — как прошла церемония вручения