Деньги бизнеса ушли на депозиты. Власти просят ЦБ сделать вклады менее привлекательными
Вклады приносят бизнесу 20-23% годовых. Донастройка банковского регулирования так, чтобы депозиты стали менее выгодными для бизнеса, возможна, говорят эксперты.
Российские власти обеспокоены тем, что компании в условиях высоких процентных ставок предпочитают наращивать средства на счетах и депозитах в банках вместо их инвестирования в экономику, пишет РБК со ссылкой на источники в бизнес-сообществах и Госдуме.
В частности, Минпромторг обратился к Банку России с предложением изменить регулирование для банков в части привлечения средств от юрлиц.
Проблема, что деньги ушли на депозиты вместо инвестиций, действительно есть. Минпромторг просит Центробанк придумать какую-то регуляторику, которая сделает депозиты чуть менее привлекательными по сравнению с инвестиционной деятельностью, — говорит собеседник издания.
На 1 октября 2024 г. юридические лица держали на банковских счетах и депозитах 57,2 трлн руб., рассказывал ранее ЦБ. В целом на средства бизнеса приходится больше трети всех банковских пассивов. По данным ЦБ, в сентябре 2024 г. средняя ставка по депозитам до одного года для клиентов-юрлиц в российских банках составляла 17,69%.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подтвердил, что стимулирование перетока денег с депозитов бизнеса в инвестиции действительно обсуждается.
Мы думаем, как сделать так, чтобы им [компаниям] выгодно было не на депозитах хранить деньги, а вкладывать в экономику. Стимулы мы точно будем предлагать, чтобы компании думали вдолгую и воспользовались теми предложениями, которые мы сейчас готовим, — они касаются акционерного капитала в том числе, — сказал депутат.
Ранее вице-премьер Александр Новак подтверждал, что высокая ключевая ставка приводит к замедлению инвестиционной активности в России:
В этом году по результатам первого полугодия рост инвестиций составил выше 10%. Сейчас с учетом высокой ключевой ставки видим некоторое снижение инвестиционной активности, по итогам 2024 г. ожидаем темпы роста где-то 7,8%, — говорил он.
Руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень объясняет, что бизнес предпочитает накапливать подушку ликвидности по тем же причинам, по которым это делают физические лица — это дает возможность зарабатывать на разнице процентных ставок:
При этом надо учесть, что риски инвестирования средств в экономику (особенно в условиях, когда ЦБ тормозит ее рост) требуют достаточно высокой доходности, которая может быть недостижима, — говорит эксперт.
Независимый финансовый аналитик Андрей Бархота согласен, что «в текущих реалиях снижение склонности предприятий к инвестициям продиктовано тем, что внутренняя доходность экономических агентов редко превышает 15%, тогда как депозиты уже сейчас дают 20–23%».
Инструментов, чтобы дезавуировать эти спекулятивные тенденции, сейчас нет, но донастройка банковского регулирования так, чтобы депозиты стали менее выгодными для бизнеса, возможна, — отмечает он.
Например, ЦБ может повысить норму резервирования ссуд для III, IV и V категорий качества параллельно с введением нового обязательного норматива: кредиты/депозиты (Loans to Deposits Ratio) и установление минимального уровня в 60–65%.
В результате банки будут обязаны размещать клиентскую ликвидность в качественные кредиты. В короткий срок борьба за дорогие пассивы у банков сойдет на нет, и ставки по депозитам снизятся, что снизит мотивацию предприятий обескровливать инвестиции и превращаться в рантье, — добавляет эксперт.
При этом Валерий Пивень считает, что ограничения доходности по вкладам могут привести не к росту инвестиционной активности, а к сокращению объема заимствований:
Средства будут направляться на досрочное погашение кредитов, а также на увеличение дивидендных выплат или выкупов акций, — считает Пивень.
Еще один способ снижения стимулов для компаний аккумулировать свободные средства на банковских депозитах — налоговые изменения. Часть участников рынка опасается, что власти могут пойти на введение налога для компаний на процентные доходы по депозитам по аналогии со сбором, который сейчас есть для граждан. Однако Глава комитета Госдумы по финрынку сообщил, что такой вариант решения проблемы не рассматривается.
Партнер МЭФ LEGAL Сергей Челышков настаивает: вместо того, чтобы снижать привлекательность депозитов, власти должны работать над повышением привлекательности инвестиций:
Представляется необходимым разрабатывать прямые меры стимулирования инвестиций, которые дают гораздо больший эффект, нежели запретительные меры. Кроме того, очевидно, что отток вкладов вызовет еще больший рост ставки по банковским кредитам, что бумерангом отразится на инвестиционной деятельности предприятий, — уверен Челышков.
Ранее глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов отмечал, что высокая ключевая ставка — серьезный тормоз для дальнейшего роста промышленности, а также для развития бизнеса в целом, сообщал DK.RU. По словам Чемезова, сегодня заемными средствами предприятиям пользоваться невыгодно, и если условия не изменятся, большинство предприятий станут банкротами.
Генеральный директор профессиональной коллекторской организации ЭОС Елена Завьялова отмечала, что в 2024 г. начала расти доля просроченной задолженности в общем объеме дебиторской задолженности бизнеса, по итогам полугодия этот показатель достиг 5,8%. При этом факторов роста проблемной дебиторской задолженности несколько: с одной стороны, инфляция, из-за которой дорожают товары и услуги, сказываясь на расчетах между контрагентами, с другой стороны — ужесточение денежно-кредитной политики, что ведет к удорожанию кредитов для бизнеса и охлаждению спроса в розничном секторе.