«Малые города воспринимают, как людей с ограниченными возможностями. Это можно исправить»
Как открыть второе дыхание малым и средним городам Свердловской области? На что делают ставку муниципалитеты и местный бизнес? Все это эксперты обсудили на круглом столе СОСПП и DK.RU.
Россию называют «страной малых городов» — на ее территории расположено более 800 городов с населением до 50 тыс. человек. Это определение можно дать и Свердловской области, где из 47 городов 35 относится к малым (до 50 тыс. чел.), а восемь — к средним (до 100 тыс. чел.). Если в советские годы такие территории активно развивались и численность населения в них росла, то в последние два десятилетия все происходило иначе. По данным Института экономики роста им. П.А.Столыпина, депопуляцию испытывают около 70% малых и средних городов страны.
При этом власти и местный бизнес стараются сделать эти территории более комфортными для жизни: развивают инфраструктуру, создают возможности для самореализации и отдыха, новые рабочие места. Многое делается благодаря нацпроектам: в малых городах появляются благоустроенные парки и набережные, новые детские сады и школы, ремонтируются дороги. Но для того чтобы все больше молодых людей оставались на малой родине, этого объективно недостаточно.
Как сделать малые и средние города привлекательными для жизни и бизнеса? С какими вызовами сталкиваются муниципалитеты и местные предприятия? Как их преодолевают? Об этом шла речь на круглом столе, организованном Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей и «Деловым кварталом».
В мероприятии приняли участие:
- Александр Породнов, первый вице-президент СОСПП, член Общественной палаты Свердловской области;
- Артем Ланцев, начальник управления по связям с общественностью и органами власти ТМК (в г. Полевской);
- Вячеслав Лобанов, врио директора Новолялинского ЦБК;
- Дмитрий Нисковских, глава Сысертского ГО;
- Иван Зайчиков, гендиректор компании «Уралтехфильтр-Инжиниринг»;
- Станислав Дорофеев, исполнительный директор ОЭЗ «Титановая долина».
От тихого пригорода — до фестивальной столицы
Пожалуй, самым успешным примером развития малого города в Свердловской области можно назвать Сысерть. Еще несколько лет назад муниципалитет воспринимался исключительно как «Уральская Рублевка» и дачный пригород. После того как на его территории создали вторую очередь «Титановой долины», в районе стали появляться новые производства — крупные резиденты, как Уральский завод гражданской авиации, и небольшие предприятия. А с запуском проекта «Лето на Заводе» и ряда других фестивалей о Сысерти стали все чаще говорить как об одном из ключевых в регионе центров притяжения туристов.
Еще одним фактором, повлиявшим на развитие Сысерти, стала пандемия коронавируса. И дело не только в том, что она стала толчком для развития внутреннего туризма. Во время пандемии появились возможности для удаленной работы — это побудило многих жителей Екатеринбурга, имевших дачи в этом районе, переехать сюда на постоянное место жительства. Тем более что вся необходимая социальная инфраструктура — от магазинов, школ и больниц до благоустроенной набережной — здесь есть.
Действительно, был период, когда отток населения из малых городов был особенно заметным — из-за того, что в них не было возможности для самореализации. Но сейчас ситуация меняется, — говорит Дмитрий Нисковских. — У нас в городском округе появилась большая палитра предложений по работе: от производственных предприятий до туризма и сферы услуг. Молодые люди решаются на открытие собственных проектов, порой достаточно необычных. Например, наша местная жительница Даша Казакова долго путешествовала, а вернувшись в Сысерть, открыла кофейню в морском контейнере с мебелью из переработанного пластика. Теперь наши школьники на ее примере и на примере других инициативных молодых людей видят, что на малой родине можно быть успешным.
Работе с инициативными жителями муниципальные власти уделяют особое внимание. Самые масштабные проекты реализует созданное пять лет назад Агентство развития Сысерти — структура не зависит от городской администрации, работает за счет грантов и пожертвований от бизнеса.
Простые жители также могут реализовать свои небольшие инициативы — для них создана платформа «Соучастники», где можно предложить некоммерческий или социально-предпринимательский проект и найти поддержку. В качестве примера глава Сысерти рассказал историю Андрея Исакова, тренера любительской хоккейной команды. До тех пор, пока он не обратился на платформу с инициативой строительства хоккейного корта, тренировки ребят проходили на местном водоеме. Команда Агентства по развитию Сысерти помогла ему собрать часть суммы за счет краудфандинга и получить грант от Благотворительного фонда Тимченко. Дополнительно 5 млн руб. выделили из муниципального бюджета.
У местных жителей всегда много пожеланий о том, как сделать среду вокруг себя комфортнее. И всегда есть люди, которые проявляют инициативу и готовы помогать в реализации таких проектов. Задача муниципальной власти — находить этих людей и выстраивать работу с ними, — отметил Дмитрий Нисковских.
Союзники местной власти
Исторически весомый вклад в развитие малых и средних городов вносят градообразующие предприятия. Например, одно из ключевых предприятий ТМК Северский трубный завод выполняет эти задачи в Полевском. Для этого города также актуальна проблема оттока молодежи: выпускники школ поступают в вузы в мегаполисах и остаются жить там. По данным на 2023 г., на учебу в Екатеринбург и другие города страны уехали 79% выпускников школ, но на предприятии верят, что многие вернутся обратно.
Наша задача — помочь местной власти создать достойные условия для жизни людей и сделать так, чтобы наша молодежь после получения образования и путешествий вернулась, — говорит Артем Ланцев. — Тем более что сегодня активно развивается не только Екатеринбург, но также Верхняя Пышма, Первоуральск и другие города агломерации, с которыми мы конкурируем за кадры. Социальные инвестиции сложно оценивать с точки зрения экономики. Но мы видим, что Полевской развивается, растет количество молодежи, которая возвращается в город. И при общей нагрузке на рынок труда, которую сегодня испытывают многие коллеги, мы чувствуем себя достаточно неплохо.
Предприятие поддерживает город сразу по нескольким направлениям. Например, на его балансе находятся местный Дворец культуры, ФОК, лыжная база. Северский трубный завод спонсирует местные спортивные команды. Занимается благоустройством — например, реализован проект по обустройству главной улицы города — Коммунистической. Предприятие вкладывается в развитие городских школ, а его управляющий директор возглавляет Попечительский совет Полевского городского округа.
В Полевском тоже уделяют большое внимание поддержке инициативных граждан. Предприятие выделяет гранты образовательным организациям и НКО на социально значимые проекты, а также занимается обучением лидеров местных сообществ в рамках проекта «Лига управленцев».
Это новое направление, которое мы развиваем в городах присутствия с помощью Благотворительного фонда Синары. Нам важно не просто дать «рыбу», но также дать «удочку» и научить человека ею пользоваться. Мы заинтересованы в том, чтобы в городах нашего присутствия развивалась креативная экономика, чтобы люди были заряжены на преобразование городской среды и двигались с нами в одном направлении, — говорит Артем Ланцев.
Он также отметил, что большая часть предприятий, входящих в ТМК, находится в небольших городах. В каждом ведется комплексная работа.
Градообразующие предприятия в других территориях тоже вкладываются в их развитие. Правда, чем дальше от Екатеринбурга и Нижнего Тагила, тем острее проблемы, которые приходится решать. Например Новолялинский ЦБК, где работает более 600 жителей Новой Ляли, помогает муниципалитету решать вопросы здравоохранения.
Сейчас в Новой Ляле нет своего зубного врача. А для сдачи анализов нашим жителям приходится ездить за 70 км в Серов. Некоторое время назад мы организовали пункт сбора анализов на базе своего здравпункта, чтобы люди не тратили время и деньги на длительные поездки, а нашим сотрудникам не приходилось отпрашиваться с работы, — рассказывает Вячеслав Лобанов. — Конечно, хотелось бы заниматься и реализацией более масштабных проектов — например построить бассейн. Но в условиях Новой Ляли инвестиции в такие сооружения могут не окупиться. Поэтому беремся за небольшие проекты, которые нам по силам. Например развиваем спорт и поддерживаем местную хоккейную команду.
Новые точки роста
Еще одно направление, способное повысить привлекательность малых городов, — создание новых рабочих мест. И важно, чтобы они появлялись не только в сфере услуг, но и в производственном секторе, были высокотехнологичными. В моногородах эта задача решается централизованно — в них создаются индустриальные парки, некоторым городам присваивается статус ТОСЭР, позволяющий предоставлять резидентам налоговые льготы.
Пожалуй, самым крупным проектом, который создает условия для развития новых предприятий в малых городах, можно назвать ОЭЗ «Титановая долина». В настоящий момент ее площадки функционируют в Верхнесалдинском и Сысертском городских округах. Всего резидентами ОЭЗ стали более 20 компаний.
УК «Титановая долина» выступает единым окном для инвесторов и помогает им решать многие вопросы по запуску производств, в том числе — кадровый. По словам Станислава Дорофеева, потенциальные резиденты понимают, что в Верхней Салде свободных кадров на рынке немного, поэтому прорабатывают варианты привлечения сотрудников из других территорий:
Но чтобы заинтересовать людей в переезде, нужно обеспечить им высокий уровень здравоохранения, хорошие школы и садики для детей, возможности для проведения досуга и занятий спортом. Мы постоянно находимся в диалоге с администрацией Верхнесалдинского ГО, оказываем посильную помощь в создании комфортных условий для жизни и решении острых проблем. В числе таковых — нехватка жилого фонда. Один из наших резидентов уже выразил готовность на выделенном земельном участке построить жилье для количества проживающих, которое будет в полтора раза превышать штат предприятия. Кроме этого, мы реализуем социальные проекты в рамках ESG-стратегии «Титановой долины». Например, в этом году сотрудники наших компаний по собственной инициативе проложили лыжню вокруг нашей площадки в Верхней Салде.
В некоторых малых городах Свердловской области нет ни крупных градообразующих предприятий, ни институтов развития. Пример такого города — Дегтярск. Около 15 лет назад здесь закрылось рудоуправление, которое в годы своей работы содержало город и развивало его инфраструктуру. Постепенно сюда стал приходить сторонний бизнес, в том числе свое производство фильтрующих элементов в городе решил развивать Иван Зайчиков, сейчас это одно из крупнейших предприятий в городе.
Когда мы только запускали производство, не было ни ОЭЗ, ни индустриальных парков, поэтому мы намеренно пошли в дотационный город недалеко от Екатеринбурга, где были свободные квалифицированные кадры. В настоящий момент кадровая проблема стоит для нас довольно остро. Она усугубляется не только тем, что более благополучные Полевской, Первоуральск, Ревда и Екатеринбург, как пылесос, высасывают самых квалифицированных специалистов. С начала СВО уровень зарплат на оборонных предприятиях вырос. Мы тоже повышаем зарплаты, но у предприятия с нашими оборотами нет возможности конкурировать с ОПК, — говорит Иван Зайчиков. — В условиях, когда в городе нет крупных заводов, его поддержкой занимается малый бизнес. Мы кооперируемся с другими предприятиями и делим социальные траты: поддерживаем культуру, спорт, образование. Идей у нас много, но возможности сдерживают.
Что делать?
Принято считать, что близость к мегаполису становится основным фактором успешного развития малых городов. Опыт участников круглого стола показал, что это не совсем так — куда большее значение имеет наличие крупного социально ориентированного бизнеса и инициативной местной администрации.
Поэтому, как отметил Александр Породнов, сейчас необходимо искать возможности и инструменты для развития городов, которым повезло меньше — таким как Новая Ляля и Дегтярск:
Я бы обратил внимание на два важных аспекта. Во-первых, на то, что часто инициаторами изменений в малых городах выступают предприниматели — люди, которые в силу своего склада мышления настроены на создание нового, чувствующие ответственность за своих сотрудников и территории присутствия. И поэтому очень важно, чтобы администрация выходила на открытый диалог с предпринимателями и оказывала им необходимую поддержку. Во-вторых, большое значение имеет стратегическое видение. Например, Сысерть после длительного поиска своих сильных сторон сделала ставку на развитие туризма, и сегодня мы видим, что большое количество людей с удовольствием посещают этот город. Очень важно, чтобы каждый малый город нашел свое призвание и получил толчок к развитию.
Дмитрий Нисковских согласился с тем, что малые города сегодня могут представлять интерес как туристическое центры. Он привел в пример Верхотурье: недавно там запустили загородный клуб с глэмпингами и бассейнами и попали в точку — теперь многие люди приезжают туда ради уединенного отдыха на природе, а заодно знакомятся с локациями города, его историей.
Развитие сервисных функций решает сразу две задачи — делает муниципалитет привлекательным не только для туристов, но и для самих жителей. Необязательно строить большой бассейн, который будет передан на баланс муниципалитета или градообразующего предприятия. Можно привлечь инвесторов для строительства бассейнов или SPA-комплексов, которые будут содержаться в том числе за счет самих посетителей, — подчеркнул глава Сысерти. — К сожалению, сейчас на крупных профильных мероприятиях часто говорят о депрессивности территорий и словосочетание «малый город» звучит как «люди с ограниченными возможностями». Согласитесь, мы сами создаем себе такой имидж. Это можно исправить, если уделять внимание людям, которые у нас живут. А чтобы им было интересно жить в городе, он должен быть «антиунылым» — и это не только про развитую сферу услуг, но и про возможности для досуга, различные мероприятия и фестивали.
Вячеслав Лобанов высказал сомнение в том, что во всех малых городах экономически целесообразно делать ставку на туризм. Он рассказал, что ездил в аналогичный верхотурскому туристический комплекс, созданный в поселке Гари, но не увидел там большого количества посетителей:
Малый бизнес может не потянуть такой проект, а для нас как для градообразующего предприятия это непрофильное направление и большие затраты, которые могут себя не оправдать.
Александр Породнов с ним согласился:
Чтобы проект стал самоокупаемым, необходимо создать устойчивый поток туристов, а на это потребуется время. Здесь может помочь господдержка. В настоящее время доступны инструменты, которые позволяют привлечь государственное софинансирование для таких проектов. Туркомплексы в Верхотурье и Гарях — как раз такой пример.
Вячеслав Лобанов также отметил, что развитие малых городов — задача, которая должна решаться на государственном уровне, поскольку муниципальные власти и местные предприятия не смогут самостоятельно привлечь молодежь в эти территории:
Вероятно, сейчас мы находимся в той ситуации, когда нужно вспомнить опыт комсомольских строек или систему распределения выпускников, которая позволяла привлекать на предприятия в малые города специалистов с необходимыми компетенциями. Практика показывает, что если ребята приехали в малый город хотя бы на год — с высокой долей вероятности за это время они наладят быт, обзаведутся семьей и останутся.
Еще одно предложение, которое высказал Дмитрий Нисковских, — создавать городскую среду для жизни и развития бизнеса параллельно. В качестве примера он напомнил, что подведение газопровода к площадке «Титановой долины» в Верхней Салде позволило решить вопрос с газификацией в муниципалитете.
Иван Зайчиков твердо уверен: чтобы в малые города приходил бизнес, нужно, чтобы власти занимались развитием энергосистемы, созданием резервов мощности и улучшением городской среды в целом:
Город живет, когда строятся новые дома, зажигаются новые фонари, появляются новые тротуары. В умирающий город бизнес не придет — ни большой, ни малый. Малые предприятия возникают там, где есть условия для их работы. А развивающийся бизнес способен вырасти до того уровня, когда сможет помогать городу, а, возможно, даже содержать его. Таких примеров много. Например Челябинский компрессорный завод, который недавно отметил свое 25-летие. Сегодня это районообразующее предприятие для Красноармейского района, которое реально вкладывается в его развитие — и в жилищное строительство, и в спорт. А все началось много лет назад, когда им дали реализовать свою идею.
В материале использованы фотографии Ирины Смирновой, DK.RU
Читайте также на DK.RU: «Наша концепция строится на анти-унылости». Дмитрий Нисковских — о феномене Сысерти