«Миллиарды идут на оплату процентов банкам». Власти обсуждают меры поддержки для АвтоВАЗа
Долг компании перед банками превышает 100 млрд руб. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов считает, что вместо выплаты процентов по кредитам АвтоВАЗ мог бы направить деньги на инвестиционные программы.
Власти обсуждают возможные меры поддержки «АвтоВАЗа». Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов рассказал «Интерфаксу», что автопроизводитель столкнулся с существенным ростом процентной нагрузки по имеющимся кредитам из-за повышения ключевой ставки ЦБ.
Действительно, кредитная нагрузка «АвтоВАЗа» высока. С ростом ключевой ставки выплаты банкам процентов выросли на миллиарды рублей в год. Было бы лучше, если бы эти средства шли на финансирование инвестпрограммы. Государство это тоже понимает и завод не бросает. Насколько знаю, сейчас в профильных ведомствах обсуждается, как помочь в этой ситуации «АвтоВАЗу», — рассказал он.
Сергей Чемезов подчеркнул, что в целом все промышленные предприятия сталкиваются со схожими проблемами на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ:
Рост ставок по оборонке бьет особенно сильно. У нас серьезные обязательства перед армией, другими госзаказчиками. При этом большая часть нашей продукции — это изделия с длительным производственным циклом, от года и более. Авансовых платежей от заказчиков обычно не хватает на выполнение всех работ, а брать кредит под бешеный процент — самоубийство для бизнеса. В текущих условиях все, что зарабатываем, придется отдать на погашение процентов и даже, скорее всего, будем уходить в «минус». Так не должно быть, это путь к банкротству, — добавил Чемезов.
Ранее президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов уточнял, что долг компании превышает 100 млрд руб. Причем после роста ключевой ставки выплаты по кредитам увеличились почти на 20 млрд руб. в год из-за плавающих ставок по кредитным линиям:
Но банки в нас верят. У нас сейчас открыты долгосрочные кредитные линии во многих банках, — говорил он.
Руководство «АвтоВАЗа» ранее уже обращалось к властям с просьбой разработать меры поддержки для автопроизводителя. Однако на фоне роста продаж концерна и улучшения его финансовых показателей обсуждение конкретных мер поставили на паузу.
Как рассказывал DK.RU, в сентябре 2024 г. госкорпорация «Ростех» вновь вошла в капитал АвтоВАЗа, реализовав опцион на право обратного выкупа.
Добавим, что в январе-июне 2024 г. российские автозаводы выпустили 330 тыс. легковых автомобилей, что на 62,2% превысило результаты первых шести месяцев 2023 г. Лидером российского автопрома стал «АвтоВАЗ»: за шесть месяцев в Тольятти и Ижевске собрали 236 тыс. машин.
Сергей Чемезов ранее уже отмечал, что высокая ключевая ставка — серьезный тормоз для дальнейшего роста промышленности, а также для развития бизнеса в целом, сообщал DK.RU. По словам Чемезова, сегодня заемными средствами предприятиям пользоваться невыгодно, и если условия не изменятся, большинство станет банкротами.