Российским авиакомпаниям грозит банкротство из-за неплатежей за лизинг
С 2022 г. авиаперевозчики перестали вносить лизинговые платежи, которые составляли в среднем до $150 тыс. в месяц. Власти РФ готовы списать долги, но взамен нужно заплатить налог в 25%.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) прорабатывает предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс для защиты интересов авиакомпаний, пишут «Известия».
В ассоциации объяснили, что после введения санкций в 2022 г. многие авиаперевозчики перестали перечислять лизинговые платежи за иностранные самолеты. Дело в том, что в том же году Владимир Путин подписал указ, который предусматривает оплату арендных платежей за границу в рублях. Для этого в российских банках были открыты счета на имя иностранных лизингодателей и на них перечислялись денежные средства. Однако такой способ не устроил арендодателей, они не приняли платежи в связи с несоответствием условиям договоров. В итоге авиаперевозчики просто перестали их вносить.
Ранее гендиректор авиакомпании NordStar Леонид Мохов в письме АЭВТ объяснял, что высвободившиеся средства авиакомпании тратили на возросшие из-за санкций расходы по поддержанию летной годности воздушных судов.
Теперь российские власти заявили, что в 2025 г. авиакомпании смогут списать долги перед лизинговыми компаниями, но взамен им нужно будет заплатить налог на прибыль в размере 25%.
Налог в сложившейся ситуации может ощутимо ударить по финансовому положению российских перевозчиков, занимающих до 26% внутреннего рынка, — говорят в АЭВТ.
Выплата такого налога в 2025 г. может привести к банкротству ряда перевозчиков, отзыву сертификатов эксплуатанта и перераспределению парка самолетов в пользу крупных игроков, опасаются участники рынка. Инициатива авиакомпаний и АЭВТ направлена на то, чтобы непогашенная задолженность перед иностранными лизингодателями прибылью не признавалась.
Управляющий партнер Tax&Legal management Василий Ваюкин рассказал, что списание лизинговых долгов российскими властями правомерно, так как в 2025 г. истекает срок исковой давности по ним, это предусматривает ст. 250 Налогового кодекса РФ.
После истечения этого срока иностранные лизингодатели формально не смогут взыскать долг в судебном порядке с российских клиентов. Фактически они не сделают этого и сейчас. Российские суды не примут иски иностранных компаний из-за указа президента РФ №179 о специальном расчете. Он предполагает оплату авиализинга только через российские счета за рубли и за рубежом юридической силы не имеет, — добавляет руководитель проектов адвокатского бюро S&K Борис Романов.
При этом юристы понимают недовольство авиаперевозчиков. Дело в том, что списанная кредиторская задолженность относится к «внереализационным доходам», а «сэкономленные» деньги признаются прибылью и в 2025 г. облагаются налогом по ставке 25%.
Основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков уточнил, что размер выплаты лизингодателям за не новые модели семейства самолетов A320 составляли около $80–150 тыс. в месяц. При этом считать, что высвободившиеся лизинговые платежи идут в доход компаний, некорректно, полагает эксперт:
После введения санкций официальное техобслуживание оказалось недоступно, что повлекло резкий рост цен на запчасти и работы. Некоторые тяжелые формы ТО недоступны в России и приходится переплачивать фирмам из Ирана, Турции, Китая за обслуживание техники, — уточнил эксперт.
Ранее DK.RU рассказывал, что российские авиакомпании «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines выкупили из лизинга 165 из 400 самолетов на деньги ФНБ. Всего для этих целей было выделено 300 млрд руб. Выкуп был необходим для снятия иностранных регистраций с самолетов, чтобы их владельцы (лизингодатели) не препятствовали эксплуатации воздушных судов на зарубежных маршрутах.
Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет. Поэтому в России должно появиться достаточное количество различных летательных аппаратов: МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.