Подписаться
Курс ЦБ на 13.11
97,95
104,25

Российским авиакомпаниям грозит банкротство из-за неплатежей за лизинг

Российским авиакомпаниям грозит банкротство из-за неплатежей за лизинг
Иллюстрация: freepik.com

С 2022 г. авиаперевозчики перестали вносить лизинговые платежи, которые составляли в среднем до $150 тыс. в месяц. Власти РФ готовы списать долги, но взамен нужно заплатить налог в 25%.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) прорабатывает предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс для защиты интересов авиакомпаний, пишут «Известия».

В ассоциации объяснили, что после введения санкций в 2022 г. многие авиаперевозчики перестали перечислять лизинговые платежи за иностранные самолеты. Дело в том, что в том же году Владимир Путин подписал указ, который предусматривает оплату арендных платежей за границу в рублях. Для этого в российских банках были открыты счета на имя иностранных лизингодателей и на них перечислялись денежные средства. Однако такой способ не устроил арендодателей, они не приняли платежи в связи с несоответствием условиям договоров. В итоге авиаперевозчики просто перестали их вносить.

Ранее гендиректор авиакомпании NordStar Леонид Мохов в письме АЭВТ объяснял, что высвободившиеся средства авиакомпании тратили на возросшие из-за санкций расходы по поддержанию летной годности воздушных судов.

Теперь российские власти заявили, что в 2025 г. авиакомпании смогут списать долги перед лизинговыми компаниями, но взамен им нужно будет заплатить налог на прибыль в размере 25%.

Налог в сложившейся ситуации может ощутимо ударить по финансовому положению российских перевозчиков, занимающих до 26% внутреннего рынка, — говорят в АЭВТ.

Выплата такого налога в 2025 г. может привести к банкротству ряда перевозчиков, отзыву сертификатов эксплуатанта и перераспределению парка самолетов в пользу крупных игроков, опасаются участники рынка. Инициатива авиакомпаний и АЭВТ направлена на то, чтобы непогашенная задолженность перед иностранными лизингодателями прибылью не признавалась.

Управляющий партнер Tax&Legal management Василий Ваюкин рассказал, что списание лизинговых долгов российскими властями правомерно, так как в 2025 г. истекает срок исковой давности по ним, это предусматривает ст. 250 Налогового кодекса РФ.

После истечения этого срока иностранные лизингодатели формально не смогут взыскать долг в судебном порядке с российских клиентов. Фактически они не сделают этого и сейчас. Российские суды не примут иски иностранных компаний из-за указа президента РФ №179 о специальном расчете. Он предполагает оплату авиализинга только через российские счета за рубли и за рубежом юридической силы не имеет, — добавляет руководитель проектов адвокатского бюро S&K Борис Романов.

При этом юристы понимают недовольство авиаперевозчиков. Дело в том, что списанная кредиторская задолженность относится к «внереализационным доходам», а «сэкономленные» деньги признаются прибылью и в 2025 г. облагаются налогом по ставке 25%.

Основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков уточнил, что размер выплаты лизингодателям за не новые модели семейства самолетов A320 составляли около $80–150 тыс. в месяц. При этом считать, что высвободившиеся лизинговые платежи идут в доход компаний, некорректно, полагает эксперт:

После введения санкций официальное техобслуживание оказалось недоступно, что повлекло резкий рост цен на запчасти и работы. Некоторые тяжелые формы ТО недоступны в России и приходится переплачивать фирмам из Ирана, Турции, Китая за обслуживание техники, — уточнил эксперт.

Ранее DK.RU рассказывал, что российские авиакомпании «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines выкупили из лизинга 165 из 400 самолетов на деньги ФНБ. Всего для этих целей было выделено 300 млрд руб. Выкуп был необходим для снятия иностранных регистраций с самолетов, чтобы их владельцы (лизингодатели) не препятствовали эксплуатации воздушных судов на зарубежных маршрутах.

Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет. Поэтому в России должно появиться достаточное количество различных летательных аппаратов: МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.

Самое читаемое
  • ГК «Ариант» обвиняет региональные власти в незаконной приватизации предприятияГК «Ариант» обвиняет региональные власти в незаконной приватизации предприятия
  • «Эльвира Сахипзадовна далека от народа» — депутат Госдумы о прогнозе Набиуллиной по ставке«Эльвира Сахипзадовна далека от народа» — депутат Госдумы о прогнозе Набиуллиной по ставке
  • Белоруссия приняла приглашение Путина стать партнером БРИКСБелоруссия приняла приглашение Путина стать партнером БРИКС
  • «Мы не готовы брать «лишь бы кого» ради роста бизнеса. Для меня это тупиковый путь»«Мы не готовы брать «лишь бы кого» ради роста бизнеса. Для меня это тупиковый путь»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.