Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
«Госплан — это история про то, что если ты не отчитаешься, — прокуратура за углом». Наталья Зубаревич и другие — о том, почему нам нужен госплан и реален ли он в условиях мутного поля неизвестности.
На форуме «Города России», прошедшем в Екатеринбурге, эксперты подняли тему введения пятилетнего государственного планирования в экономике (как в СССР, но не совсем). Основная мысль — он нужен в условиях импортозамещения, иначе не вытянем.
Все высказались о том, что планирование — это хорошо и необходимо. Вот только как его внедрить сейчас, когда мы не можем спрогнозировать будущее? Также не менее интересный вопрос — а будет ли крупный бизнес подчиняться государственной стратегии, и если да, то на каких условиях? И что немаловажно — кто понесет ответственность в случае неисполнения плана?
DK.RU стал свидетелем дискуссии. Делимся с вами точками зрения некоторых экспертов.
Александр Высокинский, экс-мэр Екатеринбурга, сенатор Совета Федерации:
— Никто не заметил или мы об этом сильно не говорили, во время послания президента РФ Федеральному собранию прозвучала мысль о сроках планирования до 2030 г. и дальше. Страна идет курсом подготовки долгосрочных стратегических документов на этот срок. Таким образом, мы очень робко пытаемся вернуться к пятилетнему планированию — к тому, что делалось в СССР.
Сегодня вопросы стратегического планирования должны получить второе дыхание, раз уж даже в Москве начали рассуждать пятилетками. Но на сегодняшний день нам мешает отсутствие в стране Госплана (государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов, — прим. ред.). Пока бюджет планирует Минфин, он будет трехлетним. Нас это пока держит, но первое решение, которое нужно принимать, — возврат к Госплану или хотя бы к его азам.
Когда мы говорим о городах, то фактически орган стратегического планирования здесь — глава города. В 2003 г., когда Екатеринбург принимал свой стратегический план, мы были одним из немногих городов, где не только приняли план, но также реализовали его, подвели итоги и пошли в следующую стадию.
Что мешает городам с точки зрения роста? Во-первых, то, что мы по сей день рассматриваем города как конкуренты. Большой промышленный узел Пермь-Челябинск-Екатеринбург, где предприятия всегда дополняли друг друга, теперь воспринимаются как соперники, но это не так и, к сожалению, это нам мешает.
Во-вторых, город — это всегда место, где люди живут, и выборы всегда проводятся не по субъектам, а по городам — по месту жительства. Но обратной стороной этого процесса является то, что у нас по сей день не принято одно решение — налоги платятся не по месту производства. Так, у корпорации УВЗ главный офис в Москве, хотя она уральская, и таких производств много. Они не имеют привязки к объемам производства и достижениям.
В-третьих, мы сегодня говорим об импортозамещении, но никто не говорит, на каком оборудовании это импортозамещение происходит. А с этим у нас, мягко говоря, все плохо, так как средства производства — это такая история, которая работает круглосуточно, и через три-пять лет оборудование износится.
Нужно четко уходить от конкуренции городов, нам нужно понимание госзаказа и горизонтов планирования. От этого появляются цепочки огромного количества поставщиков тех или иных услуг, в которые встраиваются города, в том числе малые.
Мы с коллегами недавно обсуждали, что мы хотим произвести 1 тыс. 70 самолетов к 2030 г., а на ВСМПО, который дает 30% мирового титана и находится в Каменске-Уральском, нет понимания по заказам на два года вперед. В таких условиях сложно говорить, что мы выпустим эти самолеты, а ведь в этом процессе задействованы тысячи поставщиков.
Поэтому города должны четко понимать свои перспективы и государственные задания, которые на сегодня должно сформулировать государство, то есть Москва. Иными словами, «пока Феликса Эдмундовича на Лубянку не вернем, порядка не будет».
История показала, что самые результативные государственные решения — те, у которых горизонт планирования пять-семь лет. Тогда бизнес четко понимает, что мы заднюю не включим, и вкладывается.
Говоря о стратегическом планировании развития Екатеринбурга, у нас до 2000 г. была стратегия 12 промышленных предприятий на вынос. Мы их успешно вынесли, построили на их месте жилье, но остановиться не можем. У нас сейчас пятый бронетанковый завод на вынос, инструментальный — на вынос, буровое оборудование — на вынос, радиозавод, по-моему, тоже готов.
Через некоторое время мы превратимся в один жилой микрорайон, а для города промышленная территория — это актив, а жилье — пассив, поэтому я — ярый противник этого процесса.
Девелоперам удобно, потому что промка — это значит сети подведены, транспорт вокруг ходит, можно закладывать 40 тыс. кв. м жилья на гектар. А потом город не знает, где брать рабочие места, как строить транспортные схемы и так далее.
Сергей Морозов, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению:
— Без стратегии социально-экономического развития РФ нам не обойтись и, соответственно, без соответствующих документов на уровне региона. Тем более что законодатель РФ жестко и конкретно трактует необходимость наличия такого документа.
Необходимо создание комитета или иного органа высшей сферы стратегического планирования. У нас такого органа, который бы профессионально занимался стратегированием, нет. Это большая проблема.
Конечно, принципиально важно повысить личную ответственность высших должностных лиц в регионах, муниципалитетах за выполнение тех стратегий, которые потом, после соответствующей работы, доводятся до реализации.
Наталья Зубаревич, российский экономист-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии:
— Итак, стратегическое планирование нужно, но для того чтобы делать стратегическое планирование, нужно видение будущего, потому что стратегия — это когда ты говоришь: я хочу туда, и прописываешь, как ты будешь туда двигаться. Будет видение будущего, тогда будет и стратегия, иначе это бумажки.
Нужны ли стратегии регионального развития — да, но это опять же только бумажки, до тех пор пока вы не понимаете финансовые ресурсы реализации этих стратегий. Вы можете написать, что хотите, но если ЕВРАЗ не будет инвестировать, потому что посчитал, что в нынешних условиях та модернизация, которую он не спеша провел, достаточна, что бы ни писали ваши стратеги, ЕВРАЗ будет делать то, что будет делать.
В то же время крупный бизнес, когда ему надо, нарисует вам такие горизонты, такие праздники души и именины сердца — вам очень понравится! Но будет ли он это делать и если будет, то в каких масштабах — большой вопрос.
Госплан — это история про то, что если ты написал и не отчитаешься по написанному — прокуратура за углом. Но не может быть госплана в условиях мутнейшей неопределенности, когда мы уходим из ситуации роста на стероидах (огромные бюджетные вливания, вызвавшие огромный рывок инфляции и, слава богу, зарплат).
Мы сейчас входим в мутное поле неизвестности — как мы будем дальше во всем этом балансировать без бешеных денег бюджета? Что может регион, если в этом году в первом полугодии трансферты субъектам Федерации без учета новых территорий были сокращены на 7%? Как мы можем развивать то, что мы хотим развивать, если в связи со всеми этими историями расходы на ЖКХ суммарно всех субъектов Федерации за первое полугодие — ноль?
Правда благоустройство за это время выросло на 12%, его сократила только Москва (но сколько уже можно благоустраивать). Расходы на дорожное хозяйство в первом полугодии 2024 г. показали минус 7% в рублях по отношению к предыдущему.
Напишите в стратегии все, что ходите, но жизнь в условиях очень сильной неопределенности все равно задает свою канву. Поэтому видение будущего важно.
Для успешного стратегического планирования важно видение будущего — раз, сильная команда — два и умение писать правильные отчеты наверх, чтобы от тебя отстали, — три.
Мне всегда казалось, что план развития Норильска и Дудинки — это из области мечтать не вредно. Потому что это арктические территории сжатия, там надо думать, как удержать людей, нужных для Севера, создать инфраструктуру, которая этих людей обеспечит, а не пилить бесконечные стратегии мастерплана агломерации. Мечтать-то надо, а розовых мечт поменьше бы.
Что бы вы ни делали, как бы ни управляли, города все равно будут живы и никуда не денутся. Надо четко понимать, у каких городов есть потенциал роста, а для каких неизбежно сжатие ввиду демографической расселенческой ситуации.
Самое умное, что могли бы сделать власти этих городов, — управляемое сжатие. То есть минимизация издержек, сохранение уровня необходимой инфраструктуры. Вы может там и креативную индустрию создать для тех, кто остался, и у вас туристы могут быть, но это не будет мощным рычагом развития города.
Тем, городам, которые будут развиваться, в чем-то надо не мешать, и поменьше стратегического навязывания. Не заставлять бизнес строить школы, а, построив школы за счет бюджета, предложить бизнесу помочь в комплектации компьютерами. Бизнес не должен строить и содержать школы, он должен содействовать тому, что бы все было нормально в городах его присутствия, где у него деньги лежат.
Но не приказом, а нормальными коммуникациями делается такая работа, и чем лучше мы будем коммуницировать, тем меньше стратегий нужно будет писать.
Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ:
— У нас есть общероссийский прогноз развития. Его делает Министерство экономического развития РФ и разные экспертные центры. Никакого регионального прогноза нет много лет. Есть прогнозы развития регионов, которые присылают в Минэкономразвития, там их подшивают как приложение к основному. Они никак не балансируются с общим прогнозом по России и никакого прогона на уровне Минэкономразвития, как и модели прогнозирования развития регионов, нет.
Например, Екатеринбург по объемам производства опережает 50 субъектов РФ, но прогноза по нему нет в прогнозах министерства, как нет и интегрированного прогноза по 89 регионам с учетом их взаимосвязи, влияния или увязки с тем, как в них реализуются те же нацпроекты. Эту работу надо выстроить.
Я за то, чтобы был госплан, но понятно, что он будет другим (не как в СССР). Эту работу надо еще налаживать. Да, у нас есть закон, который этого требует, но он пока не выполняется. У нас последней стратегией была Концепция долгосрочного социально-экономического развития в 2020 г. С тех пор ни одного стратегического документа в стране нет, но он должен быть, несмотря на неопределенность, связанную с СВО и санкциями.
Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте РФ, директор Института реформирования общественных финансов:
— Грустно смотреть, что произошло: если не умирание стратегирования, то какой-то его анабиоз, из которого его очень хочется вывести. Но пока это сложно. Надо определиться с видением будущего, как сказала Наталья Васильевна.
Что касается роста, то у нас есть крайности. Рост должен быть сбалансированным и устойчивым одновременно. С точки зрения обеспечения развития города мне кажется, что мы все больше будем сталкиваться с ресурсными ограничениями — не только финансовыми или кадровыми, но также земельно-имущественными и технологическими. Девелоперы говорят, что уже лифтов не хватает для новых строек.
Надо искать возможности активизации новых ресурсов для развития. Таким ресурсом может стать внутренний туризм, хотя считаю, что далее он будет затухать, тем более в условиях налоговых изменений с 2025 г.
Драйвером роста города сейчас могут быть креативные индустрии, так как это не только потребительский сектор, но и производящий некий продукт как результат интеллектуальной деятельности.
В ресурсных поисках главное — не перейти какую-то черту фантазийства. Пример: 25 дальневосточных городов, которые разработали мастерплан, включили в него проектов на сумму 4,4 трлн руб., из которых, по данным Минвостокразвития, есть бюджетные и внебюджетные источники только на 1,2 трлн руб. Можно загадывать и предполагать рост возможностей в 1,5 раза и даже в два, но не в четыре.
Если мы к 25-ти дальневосточным, 16-ти арктическим мастерпланам добавим 200 таких же фантазийных, мы можем превозмочь реальные прогнозируемые варианты, которые существуют с точки зрения ресурсных возможностей развития территорий этих городов. Фантазировать, конечно, нужно и мечтать нужно, но не перезакладываться.
Читайте также на DK.RU: «Периферия выигрывает, а средний класс теряет: Наталья Зубаревич — об экономике в регионах».