Проблемы с двигателями. Российские авиакомпании приостанавливают полеты на Airbus
Всего в России 66 воздушных судов этого семейства, причем 34 самолета простаивают из-за проблем с американскими двигателями Pratt & Whitney, которые нужно отправлять на капремонт каждые полтора года.
Более половины всего парка Airbus A320neo и А321neo у российских авиакомпаний припаркованы и не эксплуатируются, выяснил «Коммерсант». Причина — в сложностях с обслуживанием двигателей, из-за чего перевозчики оказались вынуждены экономить ресурсы. Так, из 66 воздушных судов (ВС) этого семейства простаивает 34 борта. Наиболее сложная ситуация у S7, у которой припаркован 31 из 39 A320/А321neo возрастом от трех до семи лет.
Издание отмечает, что самолеты оснащены двигателями Pratt & Whitney (P&W, США), которые являются проблемными: при интенсивной эксплуатации они требуют капремонта каждые полтора года. В то время как двигатели предыдущих поколений отправляли на капремонт каждые пять-семь лет.
Источники говорят, что, например, S7 планирует экономить ресурсы двигателей этих самолетов до начала следующего высокого сезона. Однако два других источника утверждают, что ресурсы двигателей более чем 20 ВС уже фактически исчерпаны.
В целом парк A320/А321neo в РФ сегодня составляет примерно 10% от всего иностранного магистрального флота. Собеседники издания говорят, что в ближайшие несколько лет выбывание этих судов не окажет критического влияния на объем перевозок. В то же время для S7 выбытие A320/А321neo будет означать сокращение перевозок на 10–15% по итогам следующего года.
Американская P&W производит двигатели для neo A320/А321neo с 2016 г. Причем с 2018 г. Airbus был вынужден сокращать планы поставок судов из-за проблем с агрегатами. В 2023 г. P&W массово отзывала двигатели, а в 2024 г. объявила о сокращении плана поставок новых самолетов из-за нехватки двигателей.
Помимо S7 девять таких бортов есть у «Аэрофлота», два из них находятся на обслуживании. Еще 11 ВС — у «Уральских авиалиний», один из которых припаркован с начала октября из-за исчерпания ресурса двигателя. По два ВС — у «Северного ветра» и Smartavia. Еще три — у «Северо-Запада».
При этом у всех крупных перевозчиков, кроме S7, самолеты оснащены двигателями Leap (CFM, Франция), ситуация с которыми считается чуть менее сложной, чем с P&W.
Однако собеседники говорят, что в отсутствие ремонта в РФ самолеты семейства A320/А321neo начнут массово выбывать из эксплуатации с 2026 г. В возможность освоения ремонтов двигателей A320/А321neo в РФ не верит ни один из собеседников.
Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможности ремонтировать самолеты не будет.
При этом старт замещения западного флота был намечен на 2024 г., однако теперь откладывается на 2025–2026 гг., поскольку испытания российских двигателей все еще не завершены. Планируется, что отечественные авиакомпании к 2030 г. перейдут на пассажирские самолеты SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300. Флагманом российского флота станет МС-21–310.