Максимальный штраф за отсутствие ОСАГО вырастет с 800 до 5 тыс. рублей
Эта мера вряд ли заставит водителей страховаться. Наличие ОСАГО проверяют редко, а выплаты в случае ДТП втрое ниже, чем необходимо. Камеры же не начнут выявлять нарушителей минимум до 2026 г.
В пятницу комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении штрафа в размере 3–5 тыс. руб. за повторное управление автомобилем без ОСАГО. Сейчас штраф за езду без полиса составляет 500 руб., за передачу автомобиля лицу, не вписанному в полис, — 800 руб. Эти суммы давно не пугают автомобилистов, поскольку штраф может выписать лишь инспектор после остановки транспортного средства, а они происходят редко. При этом сейчас нет наказания за повторную езду без ОСАГО, пишет «Коммерсант».
Отсутствие полиса у виновника ДТП приводит к тому, что потерпевшие вынуждены самостоятельно взыскивать с него деньги на ремонт, и это сильно повышает нагрузку на суды. Что касается действующих штрафов, то они настолько малы (еще и с учетом 50-процентной скидки), что не могут мотивировать водителей страховать гражданскую ответственность.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что и повышенные штрафы не заставят автовладельцев чаще оформлять полисы.
Автомобилисты игнорируют ОСАГО прежде всего из-за дисбаланса между размером выплаты и существующими тарифами, — поясняет он.— Когда страховые компании в середине 2010-х платили суммы, достаточные для ремонта, проблемы массового отказа от ОСАГО не существовало. Страховому лобби нужно начать с повышения стоимости запчастей и работ в справочниках РСА (по ним рассчитываются выплаты) до рыночного уровня. Сейчас они занижены в среднем втрое относительно реальных цен, — рассказал он изданию.
Предлагаемое Госдумой наказание в восемь раз превышает ныне действующее, при этом оно лишь немногим больше стоимости полиса. Так, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), за девять месяцев 2024 г. средняя стоимость ОСАГО составила 7,65 тыс. руб. Впрочем, в расчетах ОСАГО существует очень большой разрыв, например, чтобы вписать в полис водителя без опыта вождения, придется заплатить не менее 35 тыс. руб., выяснил DK.RU.
Предлагаемую новацию поддержали правительство и РСА. Однако в союзе подчеркивают, что эффективной она будет только в случае, если камеры видеофиксации начнут выявлять нарушителей. Но, похоже, этого ждать еще долго.
Ранее сообщалось, что камеры будут фиксировать наличие ОСАГО уже с 1 марта 2025 г. Предполагалось, что автомобилистам без полиса будут приходить предупреждения через сайт госуслуг, и если водитель не исправится и не оформит полис, ему будет выписан штраф. Но чтобы схема заработала, должно быть налажено согласие всех сторон процесса (МВД, ГИБДД, Национальная страховая информационная система, сами страховщики), а его пока нет.
Например, МВД предлагает проверять полисы не у всех автомобилистов, а лишь у тех, кто уже совершил нарушение ПДД и им был направлен штраф на портал госуслуг. В этом случае Минцифры, у которого есть все данные о штрафах, могло бы обойтись без базы ГИБДД. В свою очередь страховщики настаивают на поголовной проверке всех машин, что обошлось бы очень дорого, поскольку требует огромных технологических мощностей для обработки данных.
В итоге, как считают в МВД, штрафы за отсутствие ОСАГО можно будет выносить с помощью камер не ранее октября 2026 г.
По оценкам РСА, сейчас без ОСАГО ездят 7–10% российских водителей (от 2,5 млн до 3,6 млн человек).
Ранее DK.RU рассказывал, что стоимость ОСАГО в России может вырасти на 30% уже в 2024 г., такую меру продвигают страховщики через свою отраслевую организацию — Российский союз автостраховщиков (РСА). Подобный рост обусловлен значительным подорожанием запасных частей и услуг сервиса. При этом страховые компании могут поднять тарифы не резко, а поэтапно — через изменение территориальных коэффициентов, на которые умножается базовая ставка ОСАГО.
Добавим, что Госдума в основном чтении приняла законопроект, по которому ОСАГО исключается из списка обязательных документов при постановке машины на учет. Изменения вступят в силу с марта 2025 г., сообщал DK.RU.
Читайте также: Сроки ремонта авто по ОСАГО могут вырасти до 45 дней