
Как уральская компания City Manage использовала кризисные моменты в качестве точки роста и какие изменения произошли на строительном рынке за последние десять лет.
Ремонтно-строительная компания City Manage работает на рынке Екатеринбурга с 2014 г. Ее основатель Максим Притчин прошел карьерный путь от рядового строителя до генерального директора строительной компании. В интервью DK.RU он рассказал, как менялся строительный рынок, сколько кризисов пережила компания за 10 лет и как сложные времена стали точкой роста для City Manage.
Как изменился строительный рынок за 10 лет?
— Мы начали работать в 2014 г. — это были непростые времена, наступил кризис, но по инерции многие продолжали строить инвестировать в строительство. В те годы на рынке было много денег, никто не понимал ценообразования, было мало системных компаний, зато много подрядчиков, которые предлагали выполнить работы дешево, демпинг процветал.
С тех пор подрядным компаниям пришлось серьезно поменяться, чтобы найти свое место на рынке. В то время мы были маленькими, у нас не было больших затрат на персонал, поэтому нам было проще. Плюс нам очень повезло: что тогда, нам все заказчики платили, никто ни разу нас не кинул.
Еще одно знаковое событие для нашей компании: в 2021 г. у нас прошло разделение бизнеса. Изначально параллельно мы развивали направление по уборке и вывозу снега по всей стране от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Ведь еще 10 лет назад строительный бизнес был сезонным: строили в основном весна-лето-осень, а зимой работы не было. Поэтому зимой мы вывозили снег. А потом стройка стала всесезонным бизнесом, и мы решили вывоз снега выделить в отдельное подразделение.
Сегодня уборка снега — круглогодичное быстрорастущее самостоятельное направление. Мы не просто вывозим снег, мы делаем так чтобы клиент не думал о проблеме, а мог сосредоточиться на своих бизнес-задачах. Именно поэтому нам доверяют большинство крупнейших компаний РФ, а заключать договоры на уборку снега мы заканчиваем уже в августе, т.к. набираем полный пул контрактов на сезон. Решение о разделении бизнеса дало толчок и для строительного направления.
В 2016-2019 гг. у нас был хороший рост, а потом наступил 2020 г., ковид, и все стало резко интересным. В тот момент мы быстро собрались, мобилизовали все свои ресурсы, поддерживали контакт с клиентами.
Полная реконструкция здания автосалона под ключ 4 500 м2 для премиального бренда автомобилей
Также мы предложили небольшую скидку заказчикам, которые еще не подписали договоры, чтобы им было проще решиться на стройку в такое непонятное время. В целом мы набрали большой пул заказов и хорошо поработали в тот год — для нас это было время возможностей. Плюс ко всему внедрили услугу дезинфекции помещений, которая была на протяжении нескольких месяцев очень востребована.
И сейчас мы опять живем в интересное время, особенно это касается ситуации на рынке труда — дефицит острейший. Если раньше мы думали, как найти заказы, то сейчас перед нами стоит задача выполнить все проекты в срок. Мы выросли, объекты стали гораздо серьезнее, заказов больше, но проблема в исполнителях — в строителях. В этом году нам даже пришлось отказаться от проекта на четверть миллиарда, потому что мы понимали, что не справимся, нам не хватает людей.
Строго говоря, за десять лет не было ни одного года, чтобы мы его прожили и было легко. За 10 лет, что мы присутствуем на рынке, мы практически всегда жили в период кризисов, но мы научились использовать их как возможность к росту.
Полная реконструкция здания автосалона под ключ 4 500 м2 для премиального бренда автомобилей
Через преодоления сложных ситуаций мы становимся сильнее, нарабатываем экспертность, ставим планы по развитию и выполняем их. В этом и есть интерес расти и развиваться, улучшать качество услуг и сервиса для клиентов, решать сложнейшие задачи даже в неоптимальных условиях. Теперь работа в усложненных условиях, со многими неизвестными и есть наше конкурентное преимущество. Заказчики всегда знают, что с нами они получат ожидаемый результат.
С каких объектов вы начинали работу и какой фронт выполняете на сегодняшний день?
— До 2020 г. мы выполняли либо отделочные работы, либо предлагали инженерные решения. А в 2020 г. впервые взяли в работу комплексный объект — нужно было провести реконструкцию части торгового центра «КИТ» в условиях четких сроков. Также нужно было успеть закончить все работы к открытию магазина «Перекресток», который также входил во фронт наших работ. Для нас это был вызов, нам хотелось быть причастными к такому важному событию. У нас все получилось, это были классные ощущения.
Вообще стройка — это про то, чтобы оставить след после себя. Чтобы ты мог ходить и гордиться: «Смотри, это мы построили».
Когда мы сдали крупный проект, я понял, что мы выросли, наработали экспертность и готовы выполнять роль генподрядчика.
Комплексный ремонт офисного пространства класса А премиальными материалами согласно дизайн-проекта 1 100 м2.
Сегодня в 99% случаев мы выступаем в качестве генподрядчика и сдаем объекты под ключ: от проектирования до отделки любой сложности и установки всех инженерных систем — то есть после монолита мы можем сделать все.
Наша сила в том, что мы можем грамотно организовать работу по выполнению сложных объектов, где много инженерных систем, где много согласований, где есть задача сдать объект к конкретной дате. Благодаря наработанному опыту уже по проекту заказчика мы можем сказать, что какие-то решения противоречат друг другу и могут не работать и предлагаем свой вариант. Мы никогда не оставляем заказчика наедине с его проблемой.
По сути, сегодня мы работаем по системе EPC-контактов, когда генподрядчик берет на себя инжиниринг, поставку материалов и обеспечивает строительство. Этот как раз тот самый вариант строительства «под ключ».
Реконструкция 3-х этажного здания под коворкинг премиум класса. Проект под ключ
В таком случае единственный ответственный подрядчик отвечает за все работы, при этом стоимость всех работ фиксированная. Зона ответственности у исполнителя в этом случае расширяется, но в этом и интерес. Делать слишком простую работу скучно.
Реконструкция 3-х этажного здания под коворкинг премиум класса. Проект под ключ
Если взять топ-100 крупнейших компаний Свердловской области, то с 20-30-ю из них мы работаем.
Есть ли какие-то сложности в последние два года с поставкой товаров и оборудования?
— В случае со строительными материалами, если есть необходимость в европейских образцах, увеличиваются сроки доставки отдельных позиций, а что касается оборудования, то многое, конечно, перестали возить в Россию. Особенно это касается оборудования, которое используют на сетях интернета. Большие холдинги часто закладывают в проект оборудование от известных фирм, например Cisco, а эта компания не только физически ушла из России, она все новые серии оборудования проектирует таким образом, что на территории России они либо блокируются, либо не могут обновляться. Часть нашей работы заключается как раз в том, чтобы с нашими ИТ-специалистами придумать что-то альтернативное, чтобы система работала.
Вы уже говорили про проблему кадров, как вы решаете этот вопрос?
— У нас сильная HR-служба, которая закрывает потребности в квалифицированном персонале: это инженерно-технический персонал, офисные сотрудники. Сегодня у нас в штате 30 человек административного персонала, это высококвалифицированные кадры. Поэтому у нас хорошие инженерные решения, хороший сервис и поддержка проектов.
Но при всем этом важны и простые рабочие руки. Мы стараемся поддерживать штат строителей в количестве 50-60 человек, хотя это сложно, текучесть кадров высокая. Периодически я проверяю объекты, вижу работников и понимаю: еще год назад я бы их сразу выгнал, а сегодня приходится платить таким сотрудникам в два раза больше. Потому что строительный бизнес находится в ситуации, когда нужно выполнить обязательства в полном объеме при недостающем количестве трудовых ресурсов, которые стали хуже качеством и дороже.
Это вызов, который нам всем в стройке еще предстоит принять. Например, мы вынуждены сегодня платить строителям на ежедневной основе, потому что эти люди чаще всего утром просыпаются и выбирают: выйти на стройку, или открыть приложение такси, или пойти на склад маркетплейса и там заработать. Поскольку мы конкурируем за человека с сервисами, которые платят ежедневно, мы включаемся в эту гонку и ищем новые подходы. В среднем строитель получает 5 тыс. руб. за смену, а в месяц работает около 25 смен. Получается, что работник получает сегодня около 125 тыс. руб. в месяц на руки. И, конечно, все это влияет на стоимость стройки.
Как в целом изменилась стоимость работ и материалов в последние годы?
— За два года стоимость строительства выросла в среднем 80%. Это факт. Не было резкого скачка цен, просто два года цены растут ежемесячно. Растет стоимость оборудования, рабочей силы. Думаю, что мы в ближайшие месяцы выйдем на определенное плато в вопросе цен, потому что мы уже пришли ко всем своим страхам: доллар 100, людей нет. Нам в этом жить год-два точно.
К тому же стройка жилой недвижимости несколько затормозится, так что часть подрядчиков, скорее всего освободится и они выйдут на рынок. Задача строительного бизнеса в ближайшие годы — становиться эффективнее, автоматизировать процессы, производительность персонала.
Каковы планы развития вашей компании, готовы ли вы выходить за пределы домашнего региона?
— Сегодня мы чаще всего выполняем работы в Свердловской области, но как таковой привязки нет. Наша цель быть генподрядчиком крупных промышленных объектов, не привязанных к географии.
В ближайшие два года, я думаю, сосредоточимся в качестве генподрячика на четырех-пяти строительных площадках: технопарки, коммерческие и складские помещения, промышленные объекты. Сейчас, например, помогаем строиться резидентам индустриального парка «ЕКАД:Южный».
Наши клиенты растут, выходят в другие регионы, разрабатывают новые месторождения, и мы помогаем им развиваться.
Реклама. ООО «Сити Менедж», ИНН 6670450817 erid: LjN8KJ7Q4
Материалы по этой теме: #СПЕЦПРОЕКТЫ #СТРОЙКА #БИЗНЕСПодписывайтесь на DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.