Подписаться
Курс ЦБ на 17.01
102,37
105,80

Что едят профессиональные футболисты? Спойлер: никакого майонеза и кетчупа

Что едят профессиональные футболисты? Спойлер: никакого майонеза и кетчупа
Иллюстрация: АМФР

Пища — один из компонентов для достижения спортивных результатов, причем важно не только что есть, но и где, и когда. О питании игроков Суперлиги России по мини-футболу — Сергей Скорович на DK.RU.

Спортивная карьера подразумевает разнообразные, в том числе и пищевые ограничения, чтобы организм работал без сбоев.

В своей авторской колонке для DK.RU о том, чем кормят футболистов, разрешено ли тренерам употребление допинга, о случившейся на заре тренерской карьеры майонезной войне с командой и какие гастрономические впечатления привозились после турниров из других стран, рассказал экс-наставник мужской сборной России по мини-футболу, главный тренер МФК «Норильский никель» Сергей Скорович:

Что едят профессиональные футболисты? Спойлер: никакого майонеза и кетчупа 1— Если бы моя жизнь сложилась по-другому, без футбола, то я, скорее всего, был бы шеф-поваром и ресторатором.

Я люблю готовить, научился еще в детстве. Родители работали с утра до вечера, доставок не было, как и микроволновок, и выбора полуфабрикатов, а себя и младшую сестру надо было накормить. И я разогревал, накрывал на стол, готовил. Так постепенно учился, спрашивал у родителей, как правильно сделать, угощал друзей. Подростками мы собирались в родительском доме или в походах, потом уже своими семьями встречались, я кормил всех в гостях и на даче. Покупал продукты, потоянно практиковался, меня увлекал сам процесс. Всем результат нравился, и я сам получал огромное удовольствие.

Мне нравится возиться практически с любыми продуктами, особенно с мясом. Поэтому, если дойдет дело до собственного ресторана, то у меня в меню будет микс из разных кухонь.

При мне в «ВИЗ-Синаре» была традиция, что за пять сухих побед в чемпионате главный тренер готовит настоящий узбекский плов на всю команду. Это мое фирменное блюдо, я знаю все секреты и тонкости приготовления. В новом клубе пока еще не было возможности блеснуть своим умением, как скоро это произойдет — зависит от футболистов.

Мне нравится читать кулинарные книги, смотреть кулинарные передачи. Тренерская работа, управление командой похожи на кулинарию — с одними и теми же ингредиентами, по одним рецептам у разных людей получаются разные результаты, вкусные или не очень. В чем тут секрет? В каких-то пропорциях или в душе? Непонятно. 

«Блюда», которые я готовлю для соперников моих команд, чаще всего получают высокую оценку. На этой неделе «Норильский никель» возглавил турнирную таблицу чемпионата России. Не знаю, к какому количеству звезд Мишлен можно приравнять завоеванные сборной под моим руководством медали чемпионата мира и Европы, но при мне в рейтинге УЕФА сборная России по мини-футболу была №1 в Европе.

Питание на выезде

Сборная России по мини-футболу в другие страны ездила с охраной, в том числе и затем, чтобы в пищу ничего не могли подсыпать или подлить.Таков спорт высших достижений. Некоторые команды путешествуют не только с охраной: испанцы всегда ездят со своим поваром, итальянцы возят и повара, и свои продукты, платят за перевес в аэропортах. На чемпионате мира 2016 г. с нами рядом жили тайцы, тоже питались тем, что привезли с собой. Они постоянно кипяточком заливали и ели лапшу типа «Доширака», запах с этажа в гостинице не выветривался. Наш доктор с ума бы сошел, если бы наши спортсмены такое ели.

Своего повара у нас в сборной не было, но контроль питания был. Меню с перечнем продуктов и способами  их приготовления подавалось на кухню заранее, за час до приема пищи врач команды все проверял и брал пробы еды. То, что его не удовлетворяло, на стол не попадало. Вода, которую пьют футболисты на тренировках и во время матчей, всегда доставлялась заранее и также проходила проверку.

В российском чемпионате по мини-футболу нет ни одной команды, у кого был бы свой повар и кому бы предоставляли кухню там, где спортсмены проживают, это запредельные затраты и другой уровень. Но нам в клубе более чем достаточно того, что мы сейчас имеем.

Из разных стран я привозил разные кулинарно-организационные впечатления после турниров. Например, в Таиланде повара практически никакие супы, кроме том-яма, не готовили. Были какие-то вариации, но все острые, на наши просьбы не класть столько специй они не реагировали.

В Колумбии прекрасное мясо, стейки — класс, но сварить суп для них — за гранью возможностей. В Испании мы тоже как-то объясняли, как варить куриный бульон. Повара-испанцы не понимали — какие курицы, какие кастрюли, зачем вода, смотрели на нас и говорили, что мы ненормальные какие-то.

Во Франции нас однажды пытались на завтрак накормить лишь багетом, джемом и кофе, пришлось делегата УЕФА вызывать и ждать, чтобы нам сделали мясные и сырные нарезки, пожарили яичницу, чтобы был нормальный завтрак в нашем понимании.

В Азии на одном турнире кухня, когда ей надоели все сборные со своими требованиями, даже выдала список, что можно ей заказывать, и претензии от европейцев не принимала. Доктору нашей команды постоянно приходилось с кухнями и поварами ссориться. 

Когда я сам еще был игроком, в Екатеринбурге приезжал бразильский футболист Жоржиньо, играл за «ВИЗ» в сезоне 2001-2002 гг. До этого он уже в Москве поиграл, какие-то русские слова знал. На первом завтраке ему на большой красивой тарелке подали яичницу из двух яиц, он посмотрел и сказал: «Еще!» Ему пожарили еще два яйца, история повторилась. Когда яиц на тарелке стало восемь и он вновь сказал: «Еще!», доктор пошел разбираться и оказалось, что Жоржиньо просто просил яйца обжарить с двух сторон, а не с одной. Еще он впервые нам показал, как можно есть иначе отварной рис: он нарезал в него пятаками очищенный банан, перемешивал и уминал за милу душу. Сейчас это привычная еда, а мы такого на Урале, да и вообще нигде раньше, не видели, смотрели на него такими же глазами, как кругляши у него в тарелке.

Другой бразилец, Робиньо, десятью годами позже запомнился тем, что ему на завтрак всегда нужны были круассаны, если круассанов утром нет, то у него и настроения нет. А еще он постоянно просил у доктора борщ на обед. Его переспрашивали: «Борщ?», и Робиньо отвечал: «Я всегда будешь кушать».

Меню футболистов и страховка

Правильное питание — это немалый вклад в конечный результат. Всегда в меню супы: куриный бульон, уха, щи из свежей капусты, овощные протертые супы, минестроне или что-то еще. Из мяса в меню говядина, курица, индейка, мы не едим свинину и баранину. В Норильске есть много деликатесов из оленины, но спортсмены оленину не едят. Постоянно в рационе рыба — всякая, белая, красная, отварная, жареная, слабосоленая, морепродукты, множество разных зеленых салатов. Блюда меняются, но они всегда полезные.

Самые жесткие ограничения в день игры, до и после матча — тоже, потому что для восстановления нужна полезная пища, чтобы организм получил все необходимые элементы для нормального функционирования.

В день матча на завтрак никакой яичницы, только омлеты, возможна нежирная ветчина, сыры, выпечка песочная, нет ничего тяжелого и жирного. Обед без многокомпонентных салатов, чаще всего режутся помидоры без кожицы, огурцы, листья салата, заправка — оливковое масло. Куриный суп-лапша, на второе, например, куриные грудки-гриль и спагетти болоньезе. Если игра проходит поздно, то есть еще второй обед, там обычно макароны с соусом из свежих помидоров. Не кетчуп — он запрещен, как и майонез.

Когда я в «ВИЗе» только начал тренером работать, у нас была настоящая майонезная война, я запретил есть некоторые вещи, в том числе и майонез. Это в Екатеринбурге, майонезной столице России, где «Провансаль» ЕЖК раньше дети ели с пеленок!

Помню, Паша Чистополов все время ворчал: «Что это такое? Как это так? Как это есть? Где мой майонез? Дайте мне кетчуп! Дайте мне майонез! Леонидыч, я не могу!». У футболистов была настоящая ломка. Потом, со временем, Паша отошел от прежних вкусовых привычек, и многие другие спортсмены тоже.

Совместные приемы пищи вообще многое могут рассказать о человеке. Сейчас я нахожусь в таком клубе, где определенный выбор всегда есть: шведский стол, нет порционного подхода — что дали, то и ешь. А раньше редко для команд были шведские столы, это было дорого. Но можно было накануне заказать, например, что ты хочешь съесть на обед и ужин. И у нас в команде был одно время футболист, который заказывал, а на следующий день говорил, что не хочет свое мясо (если заказал мясо), или рыбу (если заказал рыбу). Когда была возможность, доктор ему менял еду, но на следующий день происходила ровно такая же ситуация. Этим он доставал всех, и на площадке такой же был, никто больше него с судьями не разговаривал.

Тренерский штаб не связан жесткими пищевыми ограничениями. В Иране, например, при выездах сборной тренеры ели местные кебабы из баранины. Мы питаемся за отдельным столом, но футболисты и сами понимают, что им стоит есть, а что нет. Если была возможность, в выходные дни или перед отъездом, доктор редко, но давал «добро» спортсменам, чтобы они попробовали что-нибудь из местной кухни.

Еще нюанс — по большей части наши футболисты не едят в самолетах, только пьют бутилированную воду, которую сами покупают в аэропорту.

Исключения — трансконтинентальные перелеты, там приходится на борту есть. Мы стараемся делать так, чтобы перед полетом, перед выездом все поели, либо у всех был какой-то сухпаек, сэндвичи, банан или яблоко, если быстро уезжаем. На высоте все процессы замедляются, пищеварение затруднительно и за несколько часов не успеваешь проголодаться. Например, из Москвы в Норильск лететь четыре часа, поздно вечером ужинаем, в ночь летим, прилетаем и сразу завтракаем на земле.  

Рецепты успеха

Научный факт, что мозг у человека — самый энергопотребляющий орган. Физическая нагрузка у тренеров несравнима с затратами спортсменов на площадке, но эмоциональная гораздо выше, каждый специалист ищет свой способ, как работать без сбоев.

Когда психологические перегрузки зашкаливают, иногда начинает не хватать собственных резервов для восстановления. Тренеров не проверяют, нам мельдоний можно. Но я никогда ничего на посту тренера не принимал, никакого допинга, только витамины. Возможно, и зря, некоторые турниры давались очень тяжело.

У меня специальной подготовки к матчам нет, я всегда держу организм в оптимальной форме. Всегда есть физические и умственные нагрузки, сбалансированное питание, поэтому в стрессовых ситуациях на площадке чувствую себя нормально. Из практики для себя определил, что когда нужно проделать большой объем аналитической работы, лучше чередовать виды деятельности, периодически отвлекаться, перезагружаться, погулять, пробежаться, с кем-то пообщаться, полноценно поесть и потом вернуться к работе.

Так что мой рецепт — нужно разнообразить рабочий день, кормить себя нужными продуктами, кислородом и нерабочими впечатлениями.

Читайте также на DK.RU:

>>> Сергей Скорович: «Успех Золушки не случайность, представился шанс — она его реализовала»

>>> Сергей Скорович: «Если у тебя дело на всю жизнь, как любовь, желания бросить не будет»

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.